«Выбери меня, выбери меня -
завтра будет лучше, чем вчера!»
Советская народная песня.
Музыка Пахмутовой,
стихи Добронравова
Вот уже и Конституционный суд сказал свое слово. И это слово одобрил Президент, заявив на минувшей неделе, что, разделяя мысль о необходимости четырехпроцентного партийного барьера, убежден: «Раз уж пошли на смешанную избирательную систему, то негоже превращать выборы в спектакль - сколько бы кто процентов ни набрал, все равно получит места в парламенте… Я знаю, что многие считают, что Президент потеряет много голосов центристов. Подсчитаем потом».
Вот уже и в местах не столь отдаленных застучали молотки зеков-умельцев - сбивают они избирательные урны, чтобы голосовать 29 марта. Вот уже потянулись на рабочие места те, кто раньше прервал напряженный рабочий ритм ради участия в предвыборном марафоне. Вот социологи и политологи отечественного разлива демонстрируют не виданную доселе активность, переплевывая друг друга в самых точных на свете прогнозах (естественно, разительно несхожих один с другим). Вот уже пали смертью храбрых на полях избирательных боев любимые «развлекалки», телесериалы и кинокомедии, уступив свое место совершенно новому и уникальному, но чрезвычайно смотрибельному жанру, о котором, правда, пока еще ничего не знают в столице мировых киновидеозрелищ Голливуде.
А украинские партии все никак себя не проявят. Не дотягивают они до планки с наименованием «суперактивность» - и все тут. Ни тебе акций запоминающихся, ни тебе легких скандальчиков с конечным эффектом раскрутки, ни наступательной предвыборной агрессии в пространстве и эфире от имени так мучительно избираемых некогда первых пятерок. Невольно закрадывается мысль: а не исчерпали ли ресурсы, господа? Не окажется ли, что и силенок, и финансов, чтобы протянуть еще месяц - да еще какой месяц, решающий! - увы, уже нет? Тридцатка стартовала со спринтерских позиций, по ходу дела перебрасывалась на средние дистанции, а к режиму «реального времени» подойдут лишь стайеры-одиночки?
Команда, без которой
им не жить
Уникальный вид любви некоторых представителей народа к родной некоммунистической партии был продемонстрирован на минувшей неделе во время, бесспорно, главного неполитического события - футбольного сражения в Турине. Мы все болели за «Динамо». Даже те, кто не является членом Социал-демократической и объединенной, порядковый номер которой теперь уже даже шестилетние малыши могут получить простым сложением цифр текущего года. Лобановского и его ребят любят даже те, кто не скрывает: 29 марта он пойдет голосовать не за объединенных социал-демократов. Футбол - может так случиться, явление гораздо более массовое, чем даже сбор подписей в поддержку той или иной партии.
Но сбор подписей, похоже, еще не прекратился. У тех, кто смотрел телетрансляцию из Турина, во всяком случае, сложилось, почти уверен, именно такое мнение.
Напряженнейший момент: киевляне, пропустив ответный мяч в свои ворота, ушли в глухую защиту, из последних сил сдерживали натиск быстроногих итальянцев. Судьба матча, как говорится, висела на волоске. Надежды всех украинских болельщиков на благополучный исход первого матча наших динамовцев в четвертьфинальной пульке Лиги чемпионов едва не рухнули. Даже с телеэкрана было видно, что некоторые наши игроки действуют, что называется, через «не могу». А в это время… Бодрым и хорошо поставленным голосом телекомментатор зачитывал для нас пресс-релиз Социал-демократической партии Украины (объединенной). Призывая: вместе с СДПУ(о) - вперед, к победе социал-демократизма! Мы не будем спорить с содержанием зачитываемого документа. И даже не будем ставить под сомнение перспективы социал-демократизма в отдельно взятой обнищалой стране. Зададимся другим вопросом: оправданно ли нервы миллионов болельщиков испытывать подобным образом? Есть ли сенс в именно такой «политической отработке»? Да и кто подсчитывал - чего больше, пользы или вреда, принесет партии такая лобовая атака?
У меня лично почему-то сразу же возникли воспоминания о самом любимом телекомментаторе Николае Николаевиче Озерове (светлая ему память!). Как-то при личном общении он рассказывал, что вся творческая телевизионная группа получала «взбучку», если вдруг советские хоккеисты или футболисты проигрывали. Тогда это приравнивалось едва ли не к идеологической диверсии против советского («самого демократического и передового» - напомним тем, кто еще не знает или уже не помнит!) строя. И вот талантливый артист и фанатично преданный спорту «дядя Коля» изобрел совершенно гениальную «домашнюю заготовку», которую потом неоднократно (кто помнит!) использовал. За пять минут до окончания второго тайма или третьего периода в совершенно безнадежной ситуации для команды Ловчева или пятерки Старшинова он не только произносил знаменитое «время отыграться еще есть!». Но и начинал рассказывать: о том, что в строительстве новых футбольных полей или ледовых дворцов у нас еще, конечно, случаются проблемы, что для миллионов советских мальчишек не хватает мячей и коньков, что инвентарь выпускают не всегда качественный, но зато отечественный, что во дворах сотни тысяч ловчевых и старшиновых ищут своих прозорливых наставников… И как-то отлегало от души. Горечь поражения в эти минуты была чуть-чуть подслащена. А комментатор был спасен если не от репрессий, то от потери работы - точно.
Если кто-то хотел унаследовать этот метод легенды советского спорта и ТВ (на мой взгляд, бесперспективно), то хотелось бы спросить: неужели и партию, в ряды которой влились динамовцы, так прельщают лавры той, доперестроечной? Не верится…
«Табу» на оба ваши дома
Так уж случилось, что в первых числах последнего предвыборного месяца политический эпицентр совпал с «голубым огоньком». Нет-нет, я уже не о футболе.
Электорат наконец-то понял, что то «безобразие», которое происходит на первом общенациональном телеканале каждый будний день после окончания вечернего блока новостей, называется «общением с потенциальными депутатами от местных избирательных округов». Я не знаю, верить ли рассказам одного моего друга, но он клянется, что с точностью до единиц подсчитал: на день выхода газеты в свет с экрана триста восемьдесят пять раз прозвучало семьдесят восемь различных вариантов проклятий в адрес «правящего режима», две тысячи четыреста сорок девять раз прозвучала фраза «у меня нет денег на всякие предвыборные агитки» (причем восемь произносивших эти утверждения были одеты в костюмы от Армани, десять пользовались духами Пако Рабанна, а двадцать подъехали к телестудии на столь милых нашему правительству иномарках непятилетней давности), сорок восемь человек при изложении собственной программы использовали такие фразы: «я вообще-то демократ, но душил бы в зародыше», «если я попаду в парламент, то вы сразу почувствуете разницу», «в политику я идти не хотел, но жена сказала, что нужно».
Смех смехом, но наши мажоритарщики оказались еще не столь плохи в сравнении с партийцами, представшими пред наши очи не только в официально отведенных Центризбиркомом временных отрезках на УТ-1, но и в неофициальном политическом шоу канала «1+1», сменившем на время уже привычные «Табу» и «Пятый угол». Оставив в стороне все разговоры до, во время и после выхода программы «5 на 5» в эфир, констатируем: шоу состоялось. В том смысле, что для поднятия приватного рейтинга его ведущих Вячеслава Пиховшека и Миколы Вересня, для их программ, которые, надо думать, после выборов будут возобновлены, для рейтинга всего канала «1+1» партиями сделано благородное дело. Действительно, это что-то новенькое в нашей политической журналистике. Действительно, это очень напоминает «разборки» в крутых американских боевичках, где развязка практически всегда происходит на заброшенных заводиках, фабриках, в ангарах - в общем, в индустриальном интерьере. Действительно, это ругают или хвалят все, потому что все смотрят. Действительно, авторы заслужили несколько белых шаров в свою пользу уже только за то, что сумели убедить рядового телезрителя, что даже разговоры о партиях могут быть нескучными, непресными, а иногда и занимательно-познавательными.
К сожалению, наша действительность не позволила замкнуть эту цепь в нечто единое: с партийными ораторами шоумейкерам явно не повезло. Это можно утверждать даже после выхода лишь двух программ из восьми намеченных. Снова, как и на протяжении практически всей предвыборной кампании, не получилось борьбы интеллектов. Если в первой программе «слоны» и «нацфронтовцы» еще как-то робко и неумело попытались скрестить идеологические шпаги, объяснить принципиальную разницу между двумя полярными структурами не только по пресловутому «языковому» вопросу, а и в подходах к таким малознакомым простым людям понятиям, как «приоритет прав человека» и «приоритет государства и нации», то уже во второй программе мы увидели яркую иллюстрацию принципа «сам дурак!».
Если методы ведения дискуссий со стороны Натальи Витренко и ее товарищей по очень митинговой партии еще как-то в этом смысле прогнозировались, то просто поразительно было видеть респектабельных «мальчиков-мажоров» (представляющих себя в листовках как «политиков европейского уровня») из «Реформ и порядка» в роли обычных площадно бранящихся. Европейского уровня дискуссий мы не видели - но не потому, уверен, что вокруг были полуразрушенные цеха завода, мелькала сварка и «мигалки» милицейской машины, а люди за границами «ринга» кричали друг другу невообразимые гадости. Невольно задумаешься: а сумели ли те же «СЛОн», «Нацфронт», «Реформы и порядок» и ПСПУ посредством шоу «5 на 5» (практически бесплатного дополнительного рекламного пула) убедить в своей необходимости еще кого-то, кроме не слишком большого числа собственных фанатичных сторонников? И нужно ли вообще детализировать рекламу наших партий? Ведь если судить по иногда весьма удачным роликам, то и «СЛОну», и «РиП», и СДПУ(о), и «зеленым», и многим другим нужно бы иметь чуть ли не большинство в будущем парламенте. А если копнуть чуть глубже - не избежать цепи вопросов…
* * *
Вместо послесловия. До сих пор вспоминаю, с какими чувствами жители Польши следили за телевизионными сражениями партий во время последней предвыборной кампании в сейм. Культура, с которой они велись, иногда непримиримыми оппозиционерами, качество телевизионного продукта, уровень «интеллектуальной погруженности» дискутантов вызывали у нас, очевидцев, не просто уважение - зависть. Как вызывали зависть специальные (и очень красивые, кстати) тумбы для наглядной агитации на улицах восхитительной Варшавы. Как вызывали зависть улыбчивые члены участковых избирательных комиссий, приветливые наблюдатели от разных партий и сотрудники партийных штабов. Никогда не забуду и парня с одного местного телеканала, который использовал отведенное кандидатское время выступления для двух фраз: «ребята, давайте вспомним сейчас о тех, кому тяжелее нас! давайте вместе с вами сделаем им что-нибудь приятное!» И это в соседней стране, ненамного раньше нас освободившейся от «призрака коммунизма»…
Придет ли то светлое времечко, когда народ «понесет с базара» хоть одну прилично выполненную листовку?
Подождем следующих выборов? Или в оставшиеся две с половиной декады нынешних будут какие-то сюрпризы?..