UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выбор президента

Доворовывая, пряча концы в воду, выводя финансы на зарубежные счета, задним числом скрепляя приват...

Автор: Юлия Мостовая

Доворовывая, пряча концы в воду, выводя финансы на зарубежные счета, задним числом скрепляя приватизационные сделки проводя многомиллионные зачеты в ТЭКе, штампуя кадровые указы, уничтожая информацию в компьютерах госучреждений и сжигая компрометирующие фолианты, старая власть уходит. Подобный отход с кулуарными боями по крайней мере ставит перед новой властью первую конкретную задачу: произвести ревизию всех решений, принятых государственными органами после 1 ноября 2004 года.

Вместе с тем, понятно, что новой власти, и в первую очередь правительству, придется решать задачи посложнее и помасштабнее. Нестор Шуфрич своей неутомимостью дал возможность старой команде не только предпринять попытку замести следы, новой команде пару дней постоять на лыжах, но и отвлек внимание общества от очевидного факта: Виктор Ющенко сбился с темпа. По большому счету, еще до первого тура выборов избиратели должны были бы услышать от кандидата его четкие представления о составе будущего правительства, начиная от имени премьер-министра, заканчивая фамилиями руководителей основных министерств и ведомств. Однако Украина еще не настолько демократически-технологическая страна, а кроме того, весьма сложный состав коалиции «Сила народа», скорее всего, не перенес бы на фоне избирательной кампании испытания битвой амбиций. Поэтому кадровое молчание Ющенко на том этапе может быть оправдано. Теперь же, когда медведь убит и с этой победой Ющенко официально не поздравили только Путин и Буш; когда в каждой квартире, собравшись после работы, люди обсуждают имена кандидатов на пост премьера; когда Запад и Восток с интонацией Кисы Воробьянинова обращаются к новому президенту: «Ну!?» — Виктор Андреевич явно не торопится внести ясность по поводу кадрового состава новой власти.

По идее, у главы коалиции «Сила народа» было достаточно времени для принятия решения о том, кто именно будет воплощать в жизнь его план действий «10 шагов навстречу людям». Учитывая существующие договоренности о квоте в будущем Кабинете социалистов и бютовцев, Виктору Андреевичу было известно, какие посты остаются за его политической силой. И уж тем более, именно он должен был определиться с кандидатом на пост премьера. Учитывая, что серьезнейший промежуточный финиш оценки его работы на президентском посту — это парламентские выборы 2006 года, Ющенко не может не понимать, что в данной ситуации дорог не то что каждый месяц, а каждый день. Ибо потеря темпа сейчас при определенных обстоятельствах может превратиться в потерю реальной власти в 2006 году. Более того, известно, что Ющенко склонен к длительному, философскому процессу принятия решений: он долго решал, идти ему в президенты или нет, он довольно долго определялся с тем, быть ли и какой быть «Нашей Украине», он массу времени потратил на вопрос: переходить ему в оппозицию и до какой степени в нее переходить. Кадровые решения Ющенко также принимает не быстро. Чего только стоит процесс смещения Романа Бессмертного с поста руководителя кампании! Это стиль, который в нынешнем качестве Ющенко ни при каких обстоятельствах себе позволить не может. Пауза, которую он взял для объявления имени премьера, с одной стороны, конечно, дала ему возможность посмотреть, насколько нещепетильными в выборе средств являются те или иные претенденты. И, кстати, в ходе политической борьбы, наблюдать за которой в СМИ, и в первую очередь на «5 канале», смогли многие граждане, некоторые кандидаты, имевшие приоритетный номер в списке Ющенко, потеряли немало очков, в связи с чем их приобрели кандидаты другие. Но это так, к слову. С другой же стороны, пауза, взятая Ющенко, дала повод кому-то подумать о том, что на президента можно оказывать кадровое давление. И вот уже возглавляемые Кинахом Партия предпринимателей и Союз работодателей требуют от Ющенко назначить своего лидера премьером, УНП Юрия Костенко публично убеждает Ющенко в том, что премьерского поста достоин не иначе как их лидер, СПУ рассылает пресс-релизы о Морозе как единственно возможном премьере. Днепропетровская областная рада предлагает Швеца губернатором, луганские депутаты — Ефремова и т.д. и т.п. Сами же кандидаты на пост премьера получили достаточно времени не только для представления своих программ, но и для того, чтобы публично охаять «кабинетного ученого», «представителя крупного бизнеса», «невъездного в Россию кандидата» и т.д.

На сегодняшний день существует как минимум три списка будущего Кабмина, которые составляют якобы от имени Ющенко уполномоченные и не очень политики, а также сами кандидаты. По меньшей мере две сотни депутатов, контактируя с теми или иными центрами борьбы, имеют заверения в получении постов в будущем Кабинете. Амбиции всех, разумеется, удовлетворены не будут, что, несомненно, оставит осадок в душах народных избранников, с которыми, кстати, будущему президенту предстоит плотно работать во имя законодательного обеспечения реализации предвыборной программы. Примечательно, что в этих списках фигурируют претенденты и на посты, являющиеся исключительной номенклатурой президента: подбираются кандидаты на МИД, Министерство обороны, налоговую администрацию, СБУ, прокуратуру, Фонд госимущества.

Александр Зинченко, глава избирательной кампании Виктора Ющенко, равно как и Анатолий Кинах, заявляют о том, что до сих пор обсуждаются принципы работы будущего Кабинета и задачи, которые он должен решать. Удивительно. На самом деле задачи должны были быть четко определены 4 июля, когда начиналась кампания и кандидат в президенты регистрировал в ЦИК свою предвыборную программу, а обсуждение принципов должно было быть завершено максимум в день объявления о создании коалиции «Сила народа». Впрочем эти принципы известны: и Ющенко их уже озучил — новые лица, размежевание власти и бизнеса, привлечение представителей различных политических сил, социальная направленность, открытость и прозрачность, приоритет национальных интересов над личными и корпоративными и т.д. и т.п.

Подобное заявление — это, скорее всего, попытка скрыть отсутствие способности членов команды договориться между собой. Кстати, некоторые наблюдатели взятую Виктором Андреевичем паузу объясняют тем, что он решил предоставить возможность членам команды самим договориться между собой, а наряду с этим — возможность убедиться, что это невозможно без вмешательства высшей силы, т.е. его лично. Может быть, это и так. Однако не ясно, почему Ющенко, 5 января заявивший, что имя нового премьера будет известно через несколько дней, еще и 14 января это имя не назвал. Ведь, по идее, сразу после третьего тура Виктор Андреевич, уезжая на отдых, мог сделать заявление следующего содержания: «Я поручаю будущему премьер-министру Василию Пупкину вести переговоры с союзниками, согласно ранее оговоренным квотам о составе будущего правительства, включая вакансии губернаторов». Но подобное заявление сделано не было. Вместо этого была создана рабочая группа во главе с Александром Зинченко, а потенциальным кандидатам было предложено прийти к согласию. Но, судя по всему, кандидаты к окончательному согласию не пришли, как, впрочем, и рабочая группа не привела в соответствие принципы формирования правительства с принципами Ющенко, задекларированными во время президентской кампании.

Александр Зинченко и Петр Порошенко выдвигают тезис о том, что у новой власти нет цели «разрушить все до основания, а затем…» Подобным тезисом мягко объясняется необходимость присутствия в правительстве, например, Николая Азарова или сохранение на неопределенный срок у руля генпрокуратуры Святослава Пискуна. Однако совершенно очевидно, и эта очевидность выплывает из множественных заявлений самого Ющенко, что первые лица на министерских и губернаторских постах не могут представлять старую власть. Речь может идти о сохранении мест за рядом заместителей министров и вице-губернаторов в том случае, если их работа может быть оценена как профессиональная и порядочная. Касательно же первых лиц неизбежно возникнет вопрос: почему эти люди, осознавая участие исполнительной власти в фальсификации выборов, не отмежевались от всего происходящего, не подали заявления об отставке, а под занавес решили «списать горку», выйдя на сцену Майдана, либо путем передачи информации о происходящем в стане Януковича?

Есть основания полагать, что Ющенко понимает эту проблему. Но, с другой стороны, он также отдает себе отчет в том, что среди людей, плотно ассоциирующихся со старой властью, есть немало профессионалов, чьи опыт и знания могут быть различным образом использованы властью новой. И форму для этого он, несомненно, ищет. Однако, скорее всего, автоматическое переназначение на должности исключает.

В то же время перед Виктором Андреевичем стоит еще одна крайне серьезная задача: обеспечение кадрового баланса между правительством и парламентом. Дело в том, что основными претендентами на посты в Кабинете, включая и губернаторские вакансии, являются народные депутаты. И не просто народные депутаты, а самые яркие представители «Нашей Украины», БЮТа и социалистов, а также тех немногочисленных политических сил, которые на заключительном этапе поддержали «Силу народа». И если представить, что от социалистов в исполнительную власть уйдут Луценко, Винский, Шибко, Николаенко, Семенюк, из БЮТа — Тимошенко и Турчинов, из НДП — Шевчук, из «Нашей Украины» — Порошенко, Пинзеник, Рыбачук, Тарасюк, Костенко, Мартыненко, Третьяков, Бессмертный, Филенко, Стецькив, Морозов, Билозир, Ехануров, Качур, Червоненко, Олийнык и т.д., — кто в лавке останется? Кто будет обеспечивать законодательно стратегию Президента и интересы коалиции в Верховной Раде? Кроме того, нужно отдавать себе отчет в том, что на освободившиеся места по спискам продвинутся новые люди, а данные партии и блоки не особенно щепетильно относились к непроходной части списка и сами депутаты образно говорят о том, что дальше в списке чуть ли не их водители. Поэтому «депутатский призыв» в исполнительную власть и президентскую вертикаль может серьезным образом ослабить парламент и, в первую очередь, — силы коалиции. Об этом также нужно думать.

Кроме того, исход ярких депутатов создаст в перспективе еще одну проблему: кто от имени «Нашей Украины» (независимо от того, будет она партией или блоком) будет вести предвыборную агитацию на выборах-2006 — Червоний, Кармазин, Танюк, Манчуленко? А от БЮТа или партии «Батьківщина» — Билорус, Шкиль? А кампанию Мороза без Луценко представляете? То-то и оно. И при этих обстоятельствах, если в агитации примет участие депутатский цвет, ушедший в правительство, то оппозиция воспользуется каждым, даже самым микроскопическим, поводом для того, чтобы обвинить новую власть в использовании админресурса на парламентских выборах. Полетел на государственном самолете — админресурс, поехал на встречу на госавтомобиле — админресурс, провел встречу с избирателями не уйдя в отпуск — админресурс и далее по тексту.

Следовательно, Ющенко, моделируя кадровый состав будущего Кабмина, крепко думает о том, какой процент в правительстве должен быть абсолютно новых лиц, не имевших отношения к депутатской работе. Какой процент лиц в Кабинете может быть у новых-старых персонажей, а именно тех, которые в разное время были у власти, а в последние годы оказались в оппозиции и какой процент ключевых народных депутатов может уйти в Кабмин. При этом задачу необходимо решить так, чтобы правительство могло работать эффективно, но не менее эффективно смогло работать парламентское большинство, которому предстоит противостоять искушенным в парламентских интригах коммунистам, регионалам и социал-демократам объединенным.

В общих чертах обозначив проблемы с кадровым составом правительства, перейдем к будущему руководству Кабмина. В решении этого вопроса у Ющенко было два пути, каждый из которых имеет свои плюсы, как субъективные, так и объективные, и такие же минусы. Путь первый — назначение сильного премьера. Путь второй — назначение технического премьера. Из имеющихся кандидатур к первой категории несомненно относятся Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. В эту категорию кто-то, возможно, мог бы отнести Кинаха и Мороза. Но Кинах премьером уже был, а Мороз им не будет. Поэтому кратенько сосредоточимся на двух основных претендентах в этой номинации.

Итак, Петр Порошенко. Лично для меня он стал открытием. Масштабная личность. Порошенко, несомненно, обладает большим перечнем качеств, способных сделать его эффективным и сильным премьером. Если сравнивать его с предыдущими главами правительства, то можно сказать, что он: в отличие от премьера Кучмы знает, что такое НАТО и английский язык; в отличие от Марчука силен в экономике; в отличие от Кинаха самостоятелен; в отличие от Ющенко чрезвычайно энергичен и предприимчив. Говорят, что все это время он ложился спать не раньше трех часов и на работе был в восемь. В отличие от Пустовойтенко, он умеет говорить «нет» руководству и добиваться пересмотра согласованных без его согласия решений. В отличие от Януковича, Порошенко умен.

В принципе он имеет представление о том, какая роль отводится Кабинету и на решении каких первоочередных задач, с учетом 2006 года, нужно сосредоточиться. Порошенко не менее энергичен и напорист, чем Тимошенко, но в отличие от Юлии Владимировны арм-рейслинг — не его вид спорта. Он не любит открытых конфликтов и для достижения своих целей использует куда более широкий набор политических инструментов, нежели напор и обаяние. В отличие от своей прямой конкурентки, Порошенко крепко стоит ногами на земле, не склонен переносить в жизнь представления о ней, навязанные американскими боевиками о глобальных заговорах и интригах спецслужб.

Порошенко немало сделал для ведения избирательной кампании Виктора Ющенко. Были, безусловно, и проколы, которые касались его напрямую, как то сбор протоколов участковых комиссий при альтернативном подсчете голосов, юридическое обеспечение, которое он курировал, да и к вызову Ющенко в ЦВК в ночь пресловутой драки имел отношение не только Зинченко… И несмотря на это, КПД его деятельности был одним из самых высоких. И вот тут-то начинаются проблемы Петра Алексеевича как кандидата на пост премьера. У Ющенко есть основания полагать, что все бизнесмены, участвовашие в его избирательной кампании и входящие в коалицию «Сила народа», по большому счету не должны иметь каких-то обязательств перед Виктором Андреевичем. Слишком много они вложили в его победу, слишком много средств, нервов, бизнесовых потерь, упущенных выгод, посаженных властью сотрудников. Пройдя под его флагом в парламент, бизнесмены в команде Ющенко «расплатились» по счетам, выдержав беспрецедентное давление власти за время президентской кампании. Если бы не 2006 год, то можно было бы вообще предположить, что никто никому ничего не должен и никто ни с кем не связан. Порошенко из тех, кто в первую очередь претендует на самостоятельную игру. Ющенко, несомненно, это отмечает. Кроме того, известно, что Порошенко имеет достаточно тесные отношения с Литвином. И если сегодня будущий президент имеет миллионы гектаров политического поля, то тандем Порошенко— премьер, Литвин — спикер может ограничить возможности президентской игры до надела размером в пять советских соток. Ибо Литвин из оставшихся на политическом Олимпе, после ухода Кучмы и Медведчука, несомненно, является главным игроком в бисер. Его учителями игры на паркете были Гуренко, Курас и сам Кучма. Порошенко ученик не менее способный, к тому же с крепким потенциалом. Этот альянс, несомненно, смущает Ющенко.

Обращает на себя внимание и принцип, с которым Петр Алексеевич подходит к подбору кадров. Судя по всему, он из тех сильных политиков, которые предпочитают иметь слабое, послушное и исполнительное окружение. Отсюда и разговоры о привлечении Азарова, который без сомнения будет счастлив безропотно исполнить любое поручение премьера Порошенко. Отсюда лоббирование Зинченко на СНБОУ, которого, кстати, Порошенко привел на пост главы избирательной кампании. Отсюда готовность держать на посту генпрокурора прозревшего и послушного Пискуна. Отсюда стремление привлечь в состав Кабмина максимальное количество депутатов-бизнесменов, с которыми можно будет производить взаимозачет интересов.

Назначения Порошенко на пост премьера с нетерпением ожидает оппозиция. Во-первых, потому что это станет нарушением принципов, задекларированных Ющенко, — о разделении бизнеса и власти. Во-вторых, в оппозиции уверены, что Порошенко будет слишком хорошей мишенью, поскольку не удержится от определенных соблазнов, открывающихся в связи с получением серьезных полномочий премьера. В оппозиции уверены, что Порошенко, да и вообще имеющие отношение к Ющенко бизнесмены, в случае попадания в правительство в скором времени бросятся залечивать практически смертельные финансовые раны, нанесенные властью Кучмы за время прошлых парламентской и президентской кампаний. По-человечески этих людей можно понять. Власть обращалась с ними не то что несправедливо, а преступно. Но есть и другой момент. Миллионы голосовали не за это, и в случае возможных публичных скандалов, которые при первом же поводе, будь ты трижды благонадежным, оппозиция обеспечит, — рейтинг политической силы Ющенко может быть резко подломлен, ибо не за то боролись.

Безусловно, не все так черно-бело. Например, бизнесмены из «НУ», входящие в окружение Порошенко, как претенденты на премьерский пост, настроены восстановить справедливость по тем вопросам, за перечень которых Ахметов, Пинчук, Ярославский и Медведчук отдали бы немало. Коррекция приватизационных решений, несомненно, в случае подведения под нее юридической основы, может стать одной из фишек будущего правительства. Отчасти она необходима сама по себе. В то же время, в случае если экономическая политика не окажется эффективной, что будет грозить потерей голосов на парламентских выборах, то раскулачивание одиозных фигур, а такие имеются не только на общеукраинском, но и на областных и даже районных уровнях, станет основой борьбы за привлечение голосов. И тогда у Петра Порошенко-премьера возникнут серьезные проблемы с Владимиром Литвином, чья фракция как остров уже сегодня разрастается «погибшими кораблями» депутатов из прокучмовского большинства. Именно эти депутаты будут искать защиты у спикера, в то время как ряд сторонников Ющенко будут преследовать прямо противоположные цели. Одним словом, любые сегодняшние альянсы, включая альянс Порошенко и Литвина, должны быть проверены совместной работой. А как известно, ничто так не разъединяет, как она.

С другой стороны, Петр Алексеевич и Владимир Михайлович нужны друг другу. Они оба заинтересованы в сохранении за собой постов после парламентских выборов и внедрения в жизнь реформы Конституции. Для этого им необходимо сохранять баланс в отношениях. Ющенко должен будет найти в этой ситуации свое место. Окажется ли оно главным, покажет очередь в трех приемных. Где она будет больше и представительней, там и принимаются главные решения.

Будущему президенту вообще стоит задуматься над тем, что до сегодняшнего момента никто не может дать ответ на вопрос: является ли он центральной и главной политической силой в стране. Украинская политическая элита как бы замерла в ожидании. Фракция Литвина растет как на дрожжах. Но мне не известно, чтобы стояла очередь спасающихся и освобожденных из-под гнета Медведчука и Кучмы депутатов во фракцию «Наша Украина», соцпартии или БЮТа. Каждый день спикер начинает заседание с того, что из фракций экс-большинства выходят люди. Но они почему-то не рвутся присоединиться к победителям. Они прячутся либо в Литвинскую варежку, либо пополняют выжидающее болото, которое, боясь ошибиться, внимательно наблюдает за тем, кто в этой стране окажется силой: Ющенко? Литвин? Премьер? Ответ на этот вопрос должен дать лично Ющенко своими личными решениями и действиями. Если решения и в дальнейшем будут приниматься в том же темпе, что и по правительству, то народ потянется в другие приемные и фракции. Это жестокая игра и ошибки в ней не прощаются. Гавела в Украине может оценить народ, но не элита, привыкшая к внятной жесткости эпохи Кучмы. Именно поэтому Ющенко необходим энергичный премьер, способный обеспечить баланс популярных и непопулярных шагов и эффективность исполнительной власти. Порошенко с зашитыми карманами может справиться с этой задачей. Вопрос в том, посчитает ли Ющенко возможным, учитывая все нюансы, доверить ему ее решение.

В принципе все сказанное в последнем абзаце относится и к Юлии Тимошенко. Но у Юлии Владимировны своя специфика. Подписывая во время предвыборной кампании союзнический договор между БЮТ и «Нашей Украиной», оба лидера кроме публично оглашенного скрепили подписями и некий тайный протокол. Он существует и в этом нет никаких сомнений. В нем четко записано, что Ющенко обязуется внести кандидатуру Тимошенко в парламент и обеспечить 100-процентное голосование фракции «Наша Украина» в поддержку ее премьерства. По идее, не сделав этого, Ющенко нарушит свои обещания. Справедливости ради можно сказать, что и Тимошенко не полностью выдержала своих обещаний перед Ющенко. Во время кампании, особенно перед первым туром, она работала на износ, проводила по шесть митингов в день. Неделями моталась по регионам и в итоге просто сползала по стенке от усталости. Но в то же время обеспечить внятный результат в регионах, за которые она отвечала, а это среди прочих Днепропетровск, Донецк и Луганск, ей не удалось. Но это к слову. На самом деле есть мнение, что Виктор Андреевич при подписании протокола философски относился к перспективам премьерства Тимошенко. Юлия Владимировна — политик умный, она это понимала и понимает сейчас. Поэтому она, во-первых, в публичном плане от кампании Ющенко взяла максимум. Звенящей высокой нотой в ее работе на себя стал Майдан. Во-вторых, она знает о проблеме Кремля, который весьма специфически относится к Ющенко, в связи с чем чрезвычайно важно, чтобы будущий премьер мог эффективно работать с Москвой, ибо этого требует в первую очередь экономика страны. Тимошенко явно не относится к перечню тех людей, которые могли бы это делать. И не потому что с Москвой не может работать она (у нее в этом вопросе богатый опыт), а потому что с ней не хочет работать та сторона. Категорически. Чем Юлия Владимировна разозлила Путина, мне доподлинно неизвестно. Уж точно не потешными, надуманными уголовными делами, которые их прокуратура возбудила против нашего народного депутата. Но факт остается фактом. По неподтвержденным данным, во время полуторачасовой беседы Литвина с Путиным президент РФ высказался в том смысле, что мы, конечно, не собираемся влиять на ваши кадровые назначения, но если во главе украинского правительства станет человек, к которому есть претензии российских правоохранительных органов, то, во-первых, мы должны будем отозвать посла для консультаций на неопределенное время, а во-вторых, в дальнейшем нам придется согласовывать графики работы таким образом, чтобы ваш премьер и представители наших правоохранительных органов никогда и нигде не пересеклись…

Одним словом, Москва — это проблема Юлии Владимировны №1. Проблема №2 — это ее самостоятельность. Ни у одного человека в этой стране не возникнет иллюзии по поводу того, что Тимошенко всегда будет работать на свой результат. Разве что в контексте выборов-2006, в случае отказа Ющенко от партийного строительства, она опять сможет пойти единым блоком с «Нашей Украиной». Тогда ей придется учитывать, что дело, вершимое ею на посту премьера, является общим. И нет сомнений, что Тимошенко может распределить силы на дистанции. Проблема №3 состоит в том, что Юлия Владимировна — это атомная энергия. Она может обогревать дома, а может стать бомбой. Причем предсказать, в каком качестве она выступит завтра, а в каком послезавтра — чрезвычайно сложно. Тимошенко способна работать чрезвычайно эффективно на благо страны в том случае, если вокруг нее выстроены плотные рамки правил, задаваемые законом и вышестоящими игроками. Если же Юлия Владимировна получит возможность задавать тон и создавать правила самостоятельно, находясь на высшей ступени исполнительной власти, то могут возникнуть проблемы. Порой ее идеи и предложения бывают чрезвычайно здравыми и эффективными, а порой, мягко говоря, авантюристичными.

Несмотря на все эти проблемы, Тимошенко как союзник нужна президенту Ющенко. Она сильный и смелый публичный политик, всесторонне грамотный специалист, имеющий опыт как коммерческой, так и государственной работы. Она может быть очень хорошим организатором и не понимает слова «невозможно». Нет задачи, которая бы заставила Тимошенко сдаться. Именно ее и в первую очередь ее боятся те, кого Ющенко называл «бандитська влада». Правда, именно Тимошенко первая вступила с ними в переговоры, что несколько уняло панические настроения в стане оппонентов Ющенко, а Юлии Тимошенко дало возможность среди прочего провести несколько часов героического эфира на ТРК «Украина».

Юлия Владимировна надеется на премьерство. Но, зная свою работоспособность и веря в свою яркую звезду, она скорее всего сможет принять и другое предложение, например, секретаря СНБОУ. На большом ковре в ее кабинете найдется место многим, включая премьера. Кстати, в этом случае СНБОУ может вернуть себе вес времен Владимира Горбулина. А Юлия Владимировна приобретет достойный пост, рычаги воздействия на ситуацию в стране, возможность оперативного контроля за исполнительной властью и прямой доступ к президентскому уху.

Таковы плюсы и минусы сильных премьеров. Но нельзя исключать, а судя по всему этого не делает и Виктор Ющенко, что Кабинет министров возглавит так называемый технический премьер, фигура второго эшелона, которая станет государевым оком в исполнительной власти. Такой человек станет, образно говоря, представителем президента в Кабинете министров. Среди потенциальных претендентов называют, например, Виктора Пинзеника. Его нельзя назвать сильным менеджером и управленцем. Его экономические позиции для многих являются не бесспорными, но по всеобщему признанию крепкими. Но к нему у Виктора Ющенко может быть ряд вопросов. Во-первых, заимствование брэнда «Наша Украина» партией «Реформы и порядок». Во-вторых, активная поддержка Пинзеником конституционной реформы, которой Ющенко не хотел. (Справедливости ради заметим, что Виктор Андреевич сам поставил подпись в Мариинском дворце под пунктом о пакетном голосовании. Но зачем винить себя, когда можно за то же самое злиться на других?) И в-третьих, Ющенко предстоит изменить к себе отношение юга и востока Украины. Он способен это сделать в гуманитарном плане, а в случае эффективной работы правительства — и в экономическом. Но дело в том, что Виктору Михайловичу свой имидж в народе не изменить, как Чубайсу в России. Он может сделать массу добрых дел, но синонимом своих экономических проблем начала 90-х народ считает фамилию Пинзеник. Это усложнит положение Ющенко, и он не может с этим не считаться.

Говоря о президентских резонах выдвижения технического премьера, стоит упомянуть об одном: это должен быть человек Ющенко, человек, которому Ющенко доверяет. Таких у Виктора Андреевича очень немного. А среди крупных фигур… Именно поэтому речь и идет о политике, не накачавшем публичные мышцы, не занимавшем во власти крупные посты, не имеющем собственного серьезного капитала и до этой минуты не проявившем особого желания его иметь. Среди единиц, отвечающих данным требованиям, Олег Рыбачук, руководитель международного управления Нацбанка при Ющенко, руководитель службы премьер-министра Ющенко, вице-президент Черноморского банка торговли и развития в Салониках, народный депутат, а во время предвыборной кампании особа приближенная к императору — руководитель офиса кандидата в президенты Виктора Ющенко. По некоторой информации, за Олегом Борисовичем уже закреплен пост вице-премьера по евроинтеграции. Наряду с Тарасюком и Порошенко он в течение последних лет вел множественные международные переговоры Ющенко, осуществлял контакты с влиятельными политиками во всем мире, проводил брифинги с дипломатами в Киеве.

Что же касается его организаторских способностей, то их в общем-то сильными не назовешь и это минус Рыбачука. Правда, и шеф ему попался ну просто совсем не имеющий привычки опаздывать на встречи или не являться на них. К премьерству в привычном для нас виде Рыбачук, безусловно, не готов. Но кто сказал, что традиции нельзя менять? Среди множества имеющихся кандидатур он максимально соответствует задекларированным Ющенко принципам: Олег Борисович не имеет собственного бизнеса, не возглавляет никаких партий, не представляет интересов ни одного из кланов (то ли властных, то ли оппозиционных). Он современен, чрезвычайно общителен, прекрасно знает английский язык, имеет множественные контакты в Москве, Варшаве, Брюсселе и Вашингтоне, является любимцем журналистов, а главное — Ющенко ему доверяет.

В случае его выдвижения на пост главы правительства (как и в случае выдвижения кандидатуры Александра Зинченко, который тоже серьезно рассматривается как вариант технического премьера), руководство экономикой и исполнительной властью в целом будут осуществлять сильные вице-премьеры, среди которых теоретически могут оказаться и Петр Порошенко, и Юлия Тимошенко. А уже дело государевого ока уследить за тем, чтобы эти самые сильные вице-премьеры не делали от державных интересов шагов в сторону и не прыгали на месте, давая повод расценивать это оппозиции как провокацию.

Вот собственно и все приходящие в голову сообразно собранной информации варианты решения премьерского вопроса Виктором Ющенко. Ясно одно, Виктор Андреевич должен изменить темп принятия решений, определиться с распределением между всеми ветвями власти не слишком богатого кадрового ресурса, обозначить приоритеты, засучить рукава и взяться за работу. Время уходит неумолимо, коррекция бюджета первоначально планировалась на январь — начало февраля. Теперь она переносится на март, но может затянуться и до апреля. Регионы ждут губернаторов, а с учетом обещания явить миру новые лица, обладателям кресел в большом правительстве придется «въезжать» в хозяйство, проводить ревизию ранее принятых решений и все это, замечу, будет проходить не на нынешнем благостном фоне, а на фоне пришедшей в себя после поражения власти, превратившейся в сильную оппозицию. А результаты нужны уже завтра. Ожидания людей, избравших Ющенко, чрезвычайно высоки. Ожидание провала команды Ющенко и у уходящей власти, и в Москве не ниже. Успех новой власти — это шанс не только для Украины, но и для целого ряда стран, которые до 26 декабря не верили, что народ может победить власть. А сейчас внимательно следят за тем, к чему приведет эта победа.