UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ?

Это мы уже проходили... Как реорганизовать местную власть, какова ее модель ныне наиболее оптимальна?..

Автор: Василий Михайлович

Это мы уже проходили...

Как реорганизовать местную власть, какова ее модель ныне наиболее оптимальна? Об этом идут дискуссии не только в стенах парламента. Во Львове состоялась международная конференция «Местная демократия в современном обществе. Европейская хартия местного самоуправления и реформы местного управления в Украине». Два дня председатели горисполкомов западных областей, представители Ассоциации городов Украины, эксперты конгресса местной и региональной власти Совета Европы из Кипра, Швеции, Норвегии обменивались мнениями о принципах местного самоуправления, его юридической защите, о проблемах разграничения компетенции между децентрализованными государственными органами, о муниципальной собственности, статусе и подготовке работников местной власти и местных представительных органов.

Участники конференции были единодушны во мнении: проект Закона о местном самоуправлении, представленный комиссией Верховной Рады, практически реанимирует старую систему власти, вновь восстанавливает советскую «матрешку».

Проект Ассоциации городов Украины, говорил заведующий кафедрой Университета иностранных языков Владимир Кампо, предусматривает сильного мэра и слабый Совет. Такая модель создает лучшие условия для руководства городом, так как закладывает персональную ответственность за состояние дел. Когда же делами правят 50 - 70 человек, даже крайнего трудно найти.

И не столь важно, назначается или избирается мэр. Главное, какими полномочиями обладает на своей территории община, каковы права предоставит ей закон. Нужно, чтоб круг этих полномочий был четко определен, давал возможность территориальной общине самостоятельно решать насущные местные проблемы. Тогда государственным органам не понадобится вмешиваться в местные дела.

Собственно, местное самоуправление у нас только зарождается. Как выразился мэр Львова Василий Куйбида, это ребенок, которого нужно воспитать и поддержать. Впрочем, такая защита нужна в любом обществе, даже с развитыми демократическими институтами. А с другой стороны, местное самоуправление нуждается и в административном надзоре. Нельзя допустить, чтобы какое-то село или город объявили себя государством в государстве. В законе нужно четко определить, кто и как контролирует деятельность местных органов власти, правомерность их решений. В жизни нередко возникают правовые коллизии, когда сталкиваются или вступают в противоречие интересы разных уровней власти - района, города, территориальной общины и государства.

Что касается Львова, то противоречия между интересами района и города фактически устранены благодаря внедрению модели местного самоуправления. Руководство городом, его сложным многоотраслевым хозяйством осуществляется из одного центра - мэрии.

Полномочия населенных пунктов - сел, поселков, городов можно определить уставами, которые бы утверждались в законодательном порядке государственными органами. К слову, еще во времена австро-венгерской империи, при монархии Львов имел свой устав. Тем более сейчас, в демократическом обществе, нельзя отбрасывать уставное право.

Основой местного самоуправления альтернативный проект закона видит отдельную общину - жители села, поселка, города, то есть конгломерат людей, который сложился исторически и который нельзя изменить. Такими же принципами руководствуются почти все европейские страны.

Но власть на местах станет реальной, когда у нее в руках будет муниципальная собственность, когда она будет обладать необходимыми средствами и финансами. Причем не так, как делалось раньше, по остаточному принципу, когда бюджет спускали сверху и после многих распределений низам оставались рожки да ножки. Бюджет нужно формировать снизу, считает управляющий делами Львовского горисполкома Николай Мелешко. Местная власть должна владеть и собственностью, и ресурсами, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность городского хозяйства. Например, сейчас собираются перевести профтехучилища на финансирование из местного бюджета, но сами ПТУ остаются в государственной собственности. Получается парадокс: содержать ПТУ должна местная власть, а определять, какие специалисты нужны городу, будут чиновники из Киева, сверху им, мол, виднее.

И еще немаловажный вопрос: кто станет у руля местной власти? Пятилетний опыт показал: многие руководители в новых условиях продолжают действовать старыми методами. Они привыкли работать с оглядкой наверх, в ожидании оттуда циркуляров и указаний. Как правило, имеется пока отрицательный опыт. Коль речь идет о реформе управления, то нужно иметь подготовленных людей, способных ее проводить. Необходимо разработать систему подготовки специалистов по управлению населенным пунктом.

Участники конференции обратились к народным депутатам Украины с просьбой учесть их предложения при рассмотрении проекта Закона о местном самоуправлении в Украине.