UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВсеСоюзный парламент

Такого авантюрного и коварного поворота в жизни крымского парламента не ожидал никто. Предполага...

Автор: Валентина Самар

Такого авантюрного и коварного поворота в жизни крымского парламента не ожидал никто. Предполагалось, что малочисленная депутатская группа «Сила в единстве» в поддержку В.Ющенко рано или поздно начнет прирастать желающими засвидетельствовать свою преданность новому Президенту. В эту среду ее ряды пополнили еще пять депутатов, и теперь она насчитывает 15 человек. Однако вслед за оглашением на пленарном заседании о переименовании группы в «Народный союз «Наша Украина» секретариат сессии обнародовал еще одно заявление. Теперь уже бывшее большинство — группа «Стабильность» — тоже решила изменить свое название: «Народный союз «Стабильность».

«Нашеукраинцы» возмутились. Лидер группы Анатолий Бордюгов рассказал об оранжевых трусах крымских политиков, которые раньше никто не видел, и пригрозил вывести самозванцев на чистую воду посредством прессы. Не скрывающий своих намерений занять кресло крымского премьера народный депутат Украины Владимир Шкляр сообщил, что вошел в политсовет партии «Народный союз «Наша Украина» и ему поручено создать в крымском парламенте партийную фракцию. К спикеру народный депутат обращался с обидой: «Я был у вас вчера вечером по этому вопросу, вы мне ничего об этом не говорили. Почему такие решения возникают спонтанно? С одной целью — политическое долголетие любой ценой. Разве не проще было бы сделать от обратного? Не мы к вам — а вы к нам». Несмотря на однозначное предупреждение В. Шкляра —«вы не боитесь, что работа парламента будет блокирована?» — Борис Дейч дает понять, что по-прежнему держит ситуацию под контролем. Сразу после бурного заседания парламента председатель ВР автономии согласился ответить на вопросы «ЗН».

— Борис Давидович, в группе, которую вы возглавляете, осталось 38 человек. Еще месяц назад «Стабильность» насчитывала 65 депутатов. Итак, можно сказать, что сегодня прекратило свое существование парламентское большинство, три года бывшее опорой нынешнему руководству автономии.

— Я бы так не сказал, что большинства не существует. Идет нормальный демократический процесс, ведь Крым не может жить как отдельная часть государства, все, что происходит в стране, распространяется и на Крым. Сегодня страна прошла одни выборы — президентские — и готовится к выборам во все советы — от сельского до ВР Украины. Тем более что выборы будут проходить по пропорциональной системе. Ничего страшного в происходящем в крымском парламенте нет. Для решения основных вопросов, я считаю, нормальное, работоспособное большинство остается. Несмотря на то, что образовалось несколько групп, ВР работоспособна, и свидетельство тому — сегодняшняя сессия, на которой была утверждена программа развития Крыма, Программа обустройства депортированных и другие.

— Смена названия группы — это что, отместка депутатам, которые покинули большинство и вошли в «оранжевую» группу, стремление показать, что вы не против сотрудничества с Президентом? Зачем эта приставка «Народный союз» к названию группы «Стабильность»?

— Это инициировали несколько депутатов. Идея была такова: объединить депутатов, которые представляют сегодня Партию регионов, СДПУ(о), НДП, Народную партию, депутатов — крымских татар, которые не входят ни в какие партии, других беспартийных….

— Но ведь это и раньше было — в «Стабильность» входили депутаты, представляющие разные политические силы. «Народный союз» — это часть названия партии Ющенко. А в группу «Народный союз «Стабильность» входят в том числе и депутаты — члены партий, заявляющих о своей оппозиционности новой власти. Или смена названия объединения, в которое входит вся «верхушка» власти автономии, должна означать, что здесь, в Крыму, вы не в оппозиции?

— Я думаю, это главное. Потому что многие видят Крым как оппозицию новой власти, обвиняют нас во всех грехах. Может, это каким-то образом даст возможность развеять ложное представление о Крыме, поможет понять, что мы не против новой власти, что мы продолжатели той политической стабильности, которая была в Крыму последние три года.

— Вы не принимали участия в съезде Партии регионов — известно, что вы были на больничном. Но председателя крымской организации — вице-спикера В.Киселева почему-то не пригласили в президиум съезда. Что это означает?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Руководящие органы формируют съезд. Наверное, так решили делегаты — то, что не было нашего представителя в президиуме. Мне сложно ответить.

— А вы остались в политсовете партии?

— Да.

— Однако в исполком никто из представителей Крыма не вошел. Учитывая, что возглавляемая вами группа «Народный союз «Стабильность» декларирует поддержку курса Президента, не собираетесь ли вы покинуть ряды Партии регионов?

— Пока этот вопрос так не стоит. Сейчас мне гораздо важнее сохранить стабильность в Крыму.

— Да, но ваши однопартийцы, в частности, председатель Донецкого облсовета Б.Колесников, снова заявляют о необходимости проведения референдума о федерализации Украины. С Крымом по этому поводу ведутся переговоры?

— Нет, никто ко мне с такими вопросами не обращался. Мы — автономное образование, смысла говорить о федерализации никакого нет, потому что мы — уже автономия.

— То есть Крым — на вашем уровне — в игры в какой-нибудь ПиСУАР играть не будет?

— Я свою позицию по этой теме изложил в своем выступлении в Харькове, во время известных событий в ходе выборов президента Украины. Хочу еще раз подчеркнуть, что статус автономии Крыма выстрадан крымчанами на основе собственного исторического опыта и является результатом многочисленных проб и ошибок как со стороны Крыма, так и со стороны Киева. Сегодня очевидно, что идея крымской автономии помогла избежать Украине острого межэтнического конфликта, пожалуй, на самом ответственном для нее этапе — становления независимости государства. А идея федерализации еще требует серьезного изучения и поиска.

— Тем не менее можно не сомневаться, что идея федерализации, наравне с лозунгами о статусе русского языка, двойного гражданства, будет активно эксплуатироваться нынешней оппозицией во время выборов. Насколько это отразится на стабильности в Крыму, о которой вы так много говорите и ради которой, как я понимаю, вы себя к оппозиционерам не причисляете?

— Я думаю, что это будут самые сложные выборы в советы всех уровней. По накалу страстей, потому что конкуренция усилится. Что касается избирательной системы, то, надеюсь, в ВР Украины возобладает здравый смысл и в законы будут приняты изменения, чтобы в местные советы и ВР Крыма депутаты избирались по мажоритарной системе. И, наверное, было бы правильным, чтобы в ВР Украины 50 процентов избирались по мажоритарной системе, а 50 — по партийным спискам. Общество наше к пропорциональной системе еще не готово.

— Этот аргумент мы слышали все предыдущие годы. Но ведь Крым — первым в Украине — еще одиннадцать лет назад имел опыт выборов по смешанной системе, зачем же снова возвращаться к чистой мажоритарной?

— Ну и что тогда было, вспомните!

— Блок «Россия».

— Ну, так если мы хотим повторить ту ситуацию, мы к этому сейчас и идем.

— У меня возникла аналогия с теми временами по другому поводу. Сегодня Крым — единственный регион, куда после выборов еще не ступала нога ни одного руководителя центрального органа власти. Кроме генпрокурора С.Пискуна. Не назначен постпред Президента, не сменен ни один глава райгосадминистрации. С отставкой главы Совмина все понятно — С. Куницын защищен броней Конституции автономии, и расклад сил в парламенте пока что в его пользу. Тем не менее такое впечатление, будто в Киеве снова не знают, что с этой автономией делать и как к ней подступиться.

— Нет, я не согласен. Взаимоотношения с Киевом сегодня вполне нормальные, можно сказать, рабочие. За короткое время, прошедшее после выборов, каких-то неожиданностей в этом плане не произошло. Хотя различных домыслов на эту тему было предостаточно.

У меня лично сложилось вполне определенное впечатление, что и Президент Украины, и премьер-министр с пониманием воспринимают старые и новые проблемы АРК, объективно оценивают ее роль и место в процессах обновления Украины. Во всяком случае, я хорошо это прочувствовал во время откровенного разговора с Виктором Андреевичем. Такое же впечатление у меня сложилось и после встреч с А.Зинченко и П.Порошенко. С. Куницын также провел в Киеве целый ряд встреч на самом различном уровне и разделяет мое мнение. А критика, которая высказывалась в адрес Крыма, нами воспринята, и мы сейчас над этим работаем.

— И все- таки, кто сегодня в стране определяет региональную политику и, в частности, курирует Крым? В былые времена главным куратором был сам президент Кучма. С его согласия здесь решалось все — от приватизации какого-то объекта до смены какого-то начальника.

— Я так бы не сказал. Ответственным за Крым в прошлом правительстве был Николай Азаров. А президент, создав Крыму имидж летней политической столицы, когда приезжал в Крым, всегда посещал города и районы, был в курсе наших проблем и пытался во многих случаях помочь. Это и газификация сел, и строительство школ. Как будет сейчас — не знаю. Но из разговора с Виктором Андреевичем я понял, что Крым он будет курировать лично.

— Какие главные проблемы требуют неотложного урегулирования с центром?

— Как председатель Верховной Рады я прежде всего заинтересован в усилении роли автономии в законотворческом процессе в государстве. Без этого трудно рассчитывать на благоприятный исход решения многих острых проблем Крыма, которые имеют общегосударственное значение.

Взять, к примеру, уже успевший набить оскомину земельный вопрос. Особенно на Южнобережье. Сколько бы ни говорилось о необходимости наведения здесь должного порядка, этот вопрос будет оставаться проблемным до тех пор, пока не будет урегулирован на уровне законов. Тем более что в Крыму он тесно связан с проблемой наделения землей крымских татар в местах их исторического проживания. Действующая законодательная база не позволяет, к сожалению, комплексно решать эти проблемы. Здесь существует масса противоречий, затрагивающих, с одной стороны, интересы органов местного самоуправления, а с другой — собственности, находящейся в ведении государства. За последние два года в ВР Украины был направлен целый ряд конкретных предложений по усовершенствованию этих законов, но, к сожалению, они до сих пор ждут своей очереди.

Есть надежда, что ряд проблем во взаимоотношениях автономии с центром удастся решить в процессе политической и административной реформ. И здесь мы находим поддержку и понимание вице-премьера Романа Бессмертного. Сейчас идет подготовка к всеукраинскому съезду депутатов всех уровней. Я намерен поднять на этом съезде целый ряд вопросов, отражающих противоречия в отношениях центра с регионами. Должен заметить, что опыт Крыма как единственного автономного образования в составе Украины может быть полезным при проведении административно-территориальной реформы в государстве.

— Что касается обновления кадров, то полномочия Крыма в этом плане понятны. Но неужели все так замечательно в работе правительства АРК, что нет необходимости самостоятельно, так сказать, в добровольном порядке, очистить чиновничьи ряды без помощи прокуратуры?

— По заявлениям Юлии Тимошенко, исполнительная власть в ближайшем будущем будет реформирована, изменена структура Кабмина, и мы должны будем привести в соответствие и структуру крымского правительства. Вот в это время и будут, наверное, проведены определенные кадровые изменения. Но говорить, что все сегодня в исполнительной власти автономии хорошо, что все чиновники соответствуют служебным требованиям, было бы неправильно. Тем не менее отчет правительства за прошлый год парламентом был принят, а предложения о выражении недоверия не были поддержаны большинством депутатов.

Итак, можно было бы поздравить Президента. Теперь у него в крымском парламенте аж две группы поддержки, два «Народных союза», общим числом 53 человека из ста. Есть еще просто «Союз» (11 депутатов), однопартийцы которых в украинском парламенте нашли общий язык с фракцией БЮТ. Но на этом переориентация крымских политиков не остановится. По некоторым данным, вскоре местная организация СПУ может быть существенно кадрово укреплена. Скажем, у министра образования С.Николаенко окажутся единомышленники среди руководителей крымских вузов. К тому же во фракцию СПУ в Верховной Раде вошли знатные крымчане — Валерий Горбатов и Игорь Франчук. Последний еще совсем недавно планировал создать в ВР автономии фракцию СДПУ(о). Теперь же Игорь Анатольевич считает, что для Крыма достаточно привлекательной является «идеология Соцпартии Украины, в частности, позиция СПУ относительно статуса русского языка, решения социальных вопросов». Пока что партнеры семьи Франчуков пополнили «Народный союз «Наша Украина», хотя попытки создать группу сторонников социалистической идеи не прекращаются. Приоритетными же для себя И.Франчук считает выборы в крымский парламент и местные советы, ведь «у «Черноморнефтегаза» в Крыму действительно большие проблемы, поэтому сегодня для нас основная задача — как можно больше своих представителей направить в органы власти разного уровня» («Контекст-медиа»). Из обозначенного приоритета логично вытекает предположение: Игорь Франчук взял прицел на премьерское кресло. И скажите, с чем поздравлять Президента?

Если кто-то решит предугадать судьбу крымского премьера С.Куницына путем нехитрых арифметических действий (нашеукраинцев в ВР Крыма — 15, членов «Союза» — 11 и аж 36 внефракционных депутатов, по разным причинам не пожелавших войти в группу Дейча—Куницына), то будет не прав.

У новых сателлитов Президента в Крыму такой шлейф старых, мягко говоря, недоразумений, что сговориться им будет трудно. Вот, к примеру, хотя бы последний скандал: нардеп Л.Миримский решил выяснить, а законно ли нардеп И.Франчук совмещает свой депутатский мандат с президентством в «Черноморнефтегазе». Последний же утверждает: причина этого любопытства — нефтяное месторождение в Ленинском районе, за лицензию на разработку которого «Черноморнефтегаз» соперничает со структурой, якобы не чужой Миримскому. Сможет ли объединить усилия депутатов — партнеров Миримского и партнеров Франчуков — кандидатура В.Шкляра — пока сомнительно.

Тем временем С.Куницын взялся за выполнение программы Президента: дал наказ создать до конца года 40 тысяч рабочих мест, готовит предложения по смене глав райгосадминистраций. Хвалит Президента за мудрость и называет тех, кто толкает Ющенко на смену премьера: «Есть политическая группа в Киеве, которая настаивает на том, чтобы Куницын ушел в отставку, на том, чтобы мое место занял депутат ВР Украины от Крыма Шкляр. Эта группа лоббирует свои интересы, на встречах с Президентом настаивает на этом решении. Потому что сила, которая победила в Украине, определила, кто какую территорию страны будет, скажем так, курировать. Вот этой силе достался полуостров Крым». «Олицетворяет» эту группу, по словам Куницына, народный депутат Украины Николай Мартыненко.

Замечу, что крымские руководители, касаясь кадровых вопросов, явно не договаривают. По некоторым данным, С.Куницын заверил собеседников в Киеве, что готов добровольно уйти в отставку, но только если об этом его попросит Президент. И уже сейчас готов поделиться властью. Очень кстати освободилось место первого вице-премьера — В.Раенко так и не откликнулся на приглашение прокуратуры АРК прийти на допрос по поводу застройки музейной территории в Ялте его братом и из российского далека прислал заявление об отставке. На его место, как утверждают источники, С.Куницын уже предложил А.Зинченко кандидатуру бывшего руководителя ющенковского штаба В.Пробей-Головы.

Итак, можно констатировать: законсервированная крымская исполнительная власть неплохо выдерживает проверку революцией. Какие проблемы: мы за вас, Виктор Андреевич, не голосовали, но вы наш Президент! За подковерной кадровой возней, перегруппировкой перед парламентскими выборами на двадцать пятый план почему-то ушли нарушения закона во время выборов президентских, и то, что реальный штаб кандидата от власти находился в правительстве, и то, сколько бюджетных средств уплыло не по назначению. И что, все должны забыть, как правительственная газета печатала фальшивую программу В.Ющенко с ужастиками о крымскотатарской автономии, принудительной украинизации, закрытии границ с Россией и созданием в Крыму лагерей для беженцев с Кавказа и других горячих точек? За этот обман, четко подпадающий под уголовную статью, никто не должен отвечать, Сергей Владимирович? Может, для начала — публично извиниться, прежде чем впрыгивать под оранжевый зонтик?

Почему Президент, как говорят, сказал С.Куницыну: работай, а не уходи, — можно только догадываться. Возможно, нет достойной кандидатуры, и не только премьера. Нужна команда, а те, кто стремится — не устраивают слишком многих. Возможно, у Президента, вследствие каких-то обещаний, есть иллюзии относительно результатов парламентских выборов на полуострове. Однако тем, кто боролся с коррумпированной властью, непонятно: как на фоне нагло разворованного Крыма можно начинать все с чистого листа?