«Дым» сенсации скрывает «политическое ребячество» местных руководителей, оправдывает ложь и застит здравый смысл на информационном поле
Как очевидец могу свидетельствовать, что в тот вторник действительно вокруг центральной площади Симферополя мимо собравшихся на митинг трех тысяч крымских татар в течение четырех минут проехала колонна из пяти грузовиков с национальными гвардейцами и на первых двух машинах стояли зенитные установки. Однако первая фраза программы «Время» в репортаже об этом «Сегодня на улицы Симферополя были выведены войска...» являлась ложью. Проезд такой колонны хоть и был довольно красноречивым фактом, все же вовсе не означал «выведения войск на улицы». Я понимаю коллег-телевизионщиков, благодаря этому они буквально приковали внимание телезрителей к Крыму - крымчанам в те же минуты звонили родственники из разного далека - Тулы, Сибири, Москвы, Прибалтики, Львова, Киева - приглашали срочно приезжать и укрыться у них от... войны с татарами, которую они только что видели по телевизору. Сюжет этот с разными вариациями и комментариями даже после того, когда суть происшествия была более чем ясна, еще три дня крутили в телеэфире от Балтики до Курил. В наше время, когда люди каждую минуту ждут какого-нибудь «нового Карабаха» и готовы поверить в любую чушь, обманывать их таким образом, думаю, преступно. ОРТ тут принадлежит скорбный приоритет - наверное, сотни раз телевизионщики поступали таким образом, но пословица «Единожды солгав, кто тебе поверит?» в отношении них действует почему-то не на всех, есть еще простаки, которые верят этой телекомпании. Однако суть дела не только в телевизионщиках. С них какой спрос: что сняли - то и показали! Этот день стал удивительно многогранным срезом украинской и крымской политики...
А ситуацию в Крыму тогда разрядил глава украинского парламента А. Мороз, который вышел к крымским татарам, скандировавшим под стенами Верховного Совета «Мороз, выходи!», согласился на переговоры с Мустафой Джемилевым и пообещал, что 24 марта парламент рассмотрит их требования. Но и в этот день крымские татары вновь намерены собраться на площади еще в более массовом порядке, чтобы сразу же среагировать на решение депутатов в Киеве. «И это покажет, - сказал Рефат Чубаров, - нужны ли мы этому государству или не нужны».
В одной беседе с журналистами в Симферополе А. Мороз согласился с тем, что Украина не имеет целостной региональной политики. Однако с утверждением о том, что наша страна не имеет также и целостной национальной политики, глава парламента стал спорить. Есть, мол, законы о языках, о национальных меньшинствах и т.д. А что касается крымских татар, сказал он, то им следует учиться ставить и решать вопросы менее конфронтационным способом, чем те, о которых шла речь в дни его поездки, - то есть не прибегая к перекрытию железных дорог, аэропортов, акциям протеста и гражданского неповиновения. Из его слов следовало, что стоит только крымским татарам попросить руководство Украины, и оно пойдет им навстречу. Александр Александрович, наверное, забыл, что крымские татары направляли и Президенту, и парламенту, и правительству, как и международным организациям, подписанную более чем 90 тысячами репатриантов петицию, в которой шла речь именно об этих четырех проблемах: гражданство, представительство в органах власти, участие в приватизации, признание меджлиса. По этим вопросам проходили и международные, с участием ОБСЕ, и региональные, и локальные, и всякие другие конференции. Вопросы уже поднимались раз десять на всех уровнях, и сегодня, когда крымские татары говорят, что они исчерпали возможные пути решения, кроме одного - акций гражданского неповиновения, то это так и есть. Александр Александрович продемонстрировал в Крыму уже традиционное для киевских политиков качество - незнание крымских реалий, вызванное, как считают некоторые наблюдатели, возможно, неточной информацией, идущей в столицу от крымских чиновников.
Разве сегодня корректно ссылаться на то, что украинский закон о национальных меньшинствах признан мировым сообществом одним из лучших в мире, если параллельно с этим существует проблема более ста тысяч человек, не имеющих гражданства, более 200 тысяч недовольных забвением своих интересов со стороны государства и ощущающих комплекс неполноценности. Какое значение имеет качество закона при таких реалиях?
К чему, например, сейчас сетовать на то, что срываются, мол, графики репатриации, что состоялось массовое нерегулируемое возвращение, если, во-первых, это уже произошло, а во-вторых, когда еще в самом начале процесса крымские татары высказали несогласие со всевозможными графиками, разработанными крымским обкомом партии, ибо, сказали они, почему это нас вывезли за две ночи, а хотят, чтобы мы возвращались 20 лет!
Кто знает историю крымскотатарского национального движения, тот уверен, что этот народ все равно добьется восстановления своих прав и устранения учиненной против его исторической несправедливости. И сегодня просто весь вопрос в том, состоится этот процесс благодаря умной политике Украинского государства, что сделает этих людей его союзниками и сторонниками, или же вопреки его недальновидной политике, что сделает их его врагами. Большинство наблюдателей уверены, что сегодня Украинское государство не должно быть «наследником» коммунистического режима, который при Сталине довершил процесс вытеснения крымских татар из Крыма и несколько десятилетий силой удерживал на чужбине, что оно может и должно проявить добрую волю и решить хотя бы те вопросы, которые не требуют материальных затрат. И от этого тоже зависит: будут ли крымские татары требовать большего и как скоро...
А вообще поездка А. Мороза в Крым, как он сам сказал, носила и рабочий, и предвыборный характер. На встречах с избирателями А. Мороз высказался за создание в Украине специального закона о началах внутренней и внешней политики государства. Он уверен, что новая Верховная Рада Украины будет еще левее по составу, но ни одна политическая сила не сможет получить абсолютное большинство, и возникнет необходимость создания коалиции центристских сил в парламенте. По мнению А. Мороза непродуманная практика с нынешними ОВГЗ, которые являются просто одной из разновидностей финансовых пирамид, приводит к тому, что «эта финансовая система представляет собой стульчик, на котором стоит государство с петлей на шее, и любой может этот стульчик выдернуть...»
Как социалист, конечно, А.Мороз последовательно выступает против продажи земли. А то, что это значительно тормозит развитие рыночных отношений в аграрной сфере, видимо, мало его заботит. Вместе с тем, нельзя не признать и его правоту в одном - в наших непредсказуемых условиях, при том, что «свободный рынок» регулируется при помощи автоматов Калашникова, всякое благое начинание может обернуться своей противоположностью. Еще Александр Александрович сказал, что «до тех пор, пока я буду председателем Верховной Рады, земля продаваться не будет...» Остается только гадать - рассчитывал он на несколько недель или еще на пять лет?
После вопроса о зенитках А.Мороз даже растерялся, не понял, о чем речь. Поэтому наблюдатели склонны думать, что к этому способу устрашения народа уходящий спикер не причастен. Он сказал, что это, вероятно, захотелось «кому-то дурь свою проявить». Дальнейшие попытки журналистов в Крыму выяснить, кто же именно распорядился «вывести войска на улицу», успеха не имели. Глава крымской милиции генерал-майор Г.Москаль сказал, что у милиции на вооружении зениток нет. Отрицают причастность к ним глава парламента, премьер, представитель Президента. Некоторые высказывают версию о том, что «зенитки следовали на учения». По центральной улице, мимо толпы и вокруг нее? Другая версия твердит о том, что зенитки заказала какая-то киностудия, и именно в это время велись съемки какого-то фильма...
Но как бы там ни было, зенитки в крымской политике сыграли свою роль. Они наверняка запечатлелись в памяти не только потенциальных инвесторов в крымскую экономику, но и будущих курортников. Директора здравниц будут, видимо, «благодарны» доблестным крымским «зенитчикам»...
В конце недели очень нервную пресс-конференцию провел генерал Г. Москаль. Начальник крымской милиции, добившийся того, что крымский криминалитет на время присмирел, а в газетах ежедневно печатаются фотографии объявленных в розыск, назвал «зенитки» дешевой сенсацией. Но не потому, что он так искренне считает, а потому что и у него не было ответов на эти вопросы. Он вызвал взрыв смеха в зале, когда заявил, что ни «сейлем», ни «башмаки» в Минюсте не зарегистрированы, а значит, ничего этого нет.
Это, однако, антураж, уход от ответа на вопрос, почему милиция все время громит только одну из группировок. Вторую не будут трогать вообще или начнут чуть позже? Генерал дал понять, что не может, конечно, выложить прессе все, что знает. Но рассказал, что «в Крыму была группа людей, которая решала, кого застрелить, кого подорвать, кому какую должность дать». По мнению журналистов, однако, в Крыму было несколько таких групп. Он сообщил, что милиция занялась «генезисом» крымской организованной преступности и подняла старые дела об убийствах в межклановой войне пятилетней давности, начала проверку рынков, на которых «мафиози» сколачивают свой экономический базис.
В отделениях по поводу рэкета скопилось более 800 заявлений. Видимо, только Г. Москаль приступил к реализации давнего плана подрыва экономической основы крымской организованной преступности. Но будет ли это архисложное и опасное дело доведено до конца? И не простирается ли эта стратегическая доктрина только до 29 марта, а после выборов - все, как и прежде, пойдет своим криминальным чередом?
Видимо, стратегическая линия милиции повлияла и на общее состояние криминогенности региона. По сообщению ЦОС ГУ МВД Украины, в Крыму за два месяца нынешнего года только по двум статьям - разбоям и мошенничествам - случился прирост преступности, по остальным 13 статьям - снижение от 3 до 20-30 процентов. Не случайно именно статья «вымогательства», как «культурно» именуется в статистике рэкет, дала снижение на 51,6 процента.
... Поэтому в целом в Крыму - затишье. Местные политические силы заняты срочным выдвижением кандидатами в депутаты Верховного Совета Крыма, где на каждое из 100 мест уже появилось по 5-6 претендентов. Случается и по 15-20. Прямо паломничество какое-то, выдвигаются даже люди, которые никогда не участвовали ни в политике, ни в социальном управлении, более того имеют довольно ограниченные знания и способны перепутать синус с Сингапуром. Почему они считают, что могут написать правильные законы, а главное, что люди могут отдать предпочтение именно им? Кажется, это феномен для будущих исследований по социальной психологии, ибо рекламное восклицание «Шариковым не место в парламенте!», которое сейчас часто крутят по телевидению, все же не объясняет всего.
Однако все уверены, что после выборов в стране должна начаться новая жизнь. Точнее - может начаться, но начнется ли и будет ли она лучшей? Оптимисты есть. Кандидатам в депутаты осталось только убедить пессимистов. А по крымским опросам общественного мнения намерены голосовать против всех почти 18 процентов избирателей. С выбором не определились больше 41 процента.