UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСE ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Результаты выборов на Подолье заставили вспомнить популярное в советские времена сравнение соседей: то ли колхозов, то ли районов, то ли областей...

Автор: Светлана Кабачинская

Результаты выборов на Подолье заставили вспомнить популярное в советские времена сравнение соседей: то ли колхозов, то ли районов, то ли областей. И земли, мол, одинаковые, и люди, и условия - а вот результаты...

Избиратели в соседних областях - Винницкой и Хмельницкой - определили ту же пятерку лидеров, что и вся Украина. Но вот расставили их в совершенно другом порядке.

Виннитчане 33,8% голосов отдали А.Морозу, 19,2% - П.Симоненко, чуть менее чем по 10% - Е.Марчуку и Н.Витренко и лишь 17,1% - Л.Кучме. Трудно ярче продемонстрировать недоверие к нынешней власти. Но прогнозировалось оно намного раньше. Виннитчина, как известно, во времена губернаторства А.Матвиенко была вотчиной НДП и буквальным воплощением всевластия «партии власти»: практически все руководители области и районов состояли в ней. Реакция населения на силовое навязывание ему идеологических приоритетов не замедлила сказаться: на парламентских выборах-98 коммунисты и социалисты «застолбили» на Виннитчине почти половину электората. НДП продолжала работать на действующего Президента в поте лица, однако уже в этом году во время сбора подписей потерпела очередное фиаско: за Кучму было собрано 70 тысяч подписей, тогда как за Мороза - 100 тысяч.

Всецело преданную Президенту партию, доказавшую свою верность патрону ценой весенней «сдачи» А.Матвиенко, все равно сочли неспособной «сделать» выборы на Виннитчине. Июльский кадровый переворот в области был круче, чем поворот к Виннице по трассе Киев-Житомир. Молниеносное смещение с губернаторской должности эндэписта Н.Чумака, слывшего крепким хозяйственником, и назначение на это место по рекомендации СДПУ(о) винницкого городского головы Д.Дворкиса буквально взорвало регион. В этом нет ничего удивительного, если учесть скандальную репутацию Дмитрия Владимировича. Неординарные поступки и действия снискали винницкому голове славу самой одиозной личности края. Но это не остановило Президента, как и протесты облсовета, заявления с просьбой об увольнении от всех (!) глав райадминистраций, митинги и пикеты горожан.

«Я пришел возродить доверие к власти», - все это время повторял Д.Дворкис, расставляя в области свои кадры и попутно обещая старым громогласные разоблачения и судовые процессы. В том, что они будут, никто из знающих Дмитрия Владимировича людей и не сомневался. Судачили о другом: успеет ли он реализовать эпохальные проекты, потрясшие самое буйное воображение сограждан сразу же по восшествии винницкого головы на областной Олимп.

Первый грандиозный замысел - решение одним махом разрубить узел с вечной нехваткой горючего: арендовать в Тюмени нефтяную скважину. Увы, этому событию все мешали свершиться перманентные политические конфликты в России. Пережидая их, винницкий губернатор сверкнул другой идеей: возродить к жизни свиноводческий откормочный комплекс в Жмеринском районе, создавая рай для хрюшек трудом перевоспитуемых зэков. Программа «Свиньи-2000», как назвали проект, конечно же, недруги, по всей вероятности, являлась важной составляющей более глобальной программы «За возрождение региона», которую винницкий Макаренко (так уважительно начали именовать автора жмеринского эксперимента его почитатели и последователи, каковых сразу же после возвышения Дворкиса оказалось не так уж мало) планировал внедрить в жизнь с активным участием депутатов облсовета. Президиум облсовета, которого новый губернатор в упор не замечал, усмотрел в этом стремление расколоть депутатский корпус. А Дворкис уже мечтал о создании холдинга для отслеживания прохождения товаров и продукции из области и в область.

Но все эти совершенно блестящие полеты мысли никоим образом не затмевали главной задачи: работы на победу Президента. Как ни странно, отвергнутая, но верная НДП тоже трудилась исключительно в данном направлении. Но усердное разбивание лба перед одной иконой двух противоборствующих сил вызвало противоположный эффект.

После итогов выборов обнародования Виннитчина замерла в ожидании. Многие предсказывали немедленное смещение Д.Дворкиса.

Известие о снятии было воспринято на Виннитчине с ликованием. Своды облгосадминистрации вряд ли слышали такие продолжительные аплодисменты (переходящие в бурные овации), как после оглашения Н.Билоблоцким соответствующего указа.

Дмитрий Владимирович опять вернулся в поостывшее кресло винницкого головы, напоследок пообещав сдержать многие из данных в кресле повыше обещаний. В этом опять же мало кто сомневается, предвидя раскручивание старого сценария противоборства властей, на этот раз уже с шестым за годы независимости винницким губернатором - Юрием Ивановым, ходившим доселе в первых замах двух последних глав облгосадминистраций. Благодаря этой кадровой рокировке Л.Кучма, возможно, соберет на Виннитчине более обильный электоральный урожай.

На фоне этих бурных событий еще понятней кажутся итоги выборов у соседей-хмельнитчан. Ведь Хмельнитчина - одна из немногих в государстве областей, почти избежавшая кадровых потрясений. Семь лет ею бессменно руководил Евгений Гусельников, только благодаря крутому характеру которого, считали в области, край «не растащили». Увольнение его с должности год назад было воспринято весьма неоднозначно. Но новый глава обладминистрации Виктор Лундышев не стал зарабатывать очки на охаивании предшественника. Его внешняя уравновешенность и выдержка помогли избежать резких кренов руководящего руля и даже создать видимость преемственности власти. Бесспорно, важную роль в стабилизации обстановки сыграла позиция облсовета, стоящего на безусловном соответствии действий власти украинскому законодательству.

Результаты выборов оказались адекватными ситуации в области. Как и еще 16 регионов Украины, Хмельнитчина отдала предпочтение нынешнему Президенту. Но до среднестатистической цифры не дотянула: 30,2%. Второе место и победа в трех районах из 20 досталась Александру Морозу, но с показателем вдвое ниже: 15,2%. Далее тесной группой с показателями чуть выше 14% разместились Н.Витренко, П.Симоненко, Е.Марчук. Неожиданностью стал разве что столь низкий рейтинг последнего: ему прочили место гораздо выше. Но он победил лишь в одном районе и был вторым в облцентре. Видно, его государственнические конструкции с «каневской четверкой» остались так и не понятыми избирателями. Тем более, что на его «сговоре с левыми» активно спекулировал Рух. В рьяном усердии расчистить от Марчука свое электоральное поле он почти с корнем выдернул из сознания избирателей правую идею вообще. Поражение Руха на Хмельнитчине сокрушительное: Ю.Костенко набрал 2,8%, Г.Удовенко - аж 0,9%. С прискорбием следует признать, что могилу себе Рух выкопал сам.

Характерно, что суммарный процент левого электората на Хмельнитчине (44%) гораздо выше президентского показателя. Но будет ли он всецело оппонировать Кучме во втором туре - это еще вопрос. Как и то, достанется ли Президенту электоральный урожай Марчука. Хмельнитчина, в первом туре замкнувшая шестерку самых-самых активных областей (на участки явилось 78,9% избирателей), на глазах теряет былую прыть. Интрига выбора уступила место разочарованию и апатии. Итоги выборов на Хмельнитчине считают практически предрешенными.

Впрочем, не будем опережать события. В любом случае волеизъявление народа - это результат не только избирательных технологий, но и всей предыдущей политики в отношении края, и Подолье тому яркий пример. Из итогов выборов здесь можно извлечь очень серьезные и поучительные уроки.