UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ТАНКИ

Очевидно, что если экономический кризис в России затянется, то для Украины будет проблематичным сохранить прошлогодние объемы поставок вооружений в текущем году...

Автор: Валентин Бадрак

Очевидно, что если экономический кризис в России затянется, то для Украины будет проблематичным сохранить прошлогодние объемы поставок вооружений в текущем году. Ситуация в России, занимающей первую строку в списке импортеров отечественной продукции военного и специального назначения, существенно влияет на объемы экспорта в Украине. Хотя, очевидно, что дело не только в одной России, которая сама теряет контракты один за другим. Кризисы уже заставили заморозить или приостановить поставки вооружений и подписание новых контрактов основных мировых поставщиков с рядом стран, что отражается и на Украине. Например, реализация контракта по ремонту двигателей для 30 кораблей для Индонезии, который выполняет Феодосийский судомеханический завод, или модернизация партии БТР-50ПК, практически выполненная Житомирским танкоремонтным заводом для этой же страны, не оплачена, поэтому приостановлено и подписание последующих договоров. Начинающийся кризис в Бразилии, похоже, нам также не на руку: перспективные переговорные процессы относительно использования украинских ракетоносителей на Бразильском космодроме и реализации в эту страну самолетов Ан-32П могут затянуться до лучших времен. Кроме того, стало очевидным, что сокращение ассигнований на закупки вооружений коснутся едва ли не всех регионов, что опять-таки осложняет работу украинских представителей оружейного бизнеса.

«На мировом рынке нас никто не ждет, и если нам где-то удалось протиснуться и подписать контракт, то это результат немалой работы многих», - утверждает руководитель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев. Сегодня бытует мнение, что общая емкость интенсивно сужающегося мирового рынка оружия не превышает

40 млрд. долл., из которых половина приходится на США, больше четверти выпадает на долю Англии, Франции и Германии, около 2,5-3 млрд. долл. может выручить Россия, а остальное «рвется на части» оставшимися. И понятно, что вырвать свой потенциальный миллиард из 5-6 оставшихся - не очень-то просто. В таких условиях родилось решение о проведении плавной реформы военно-технического сотрудничества, пик которой, очевидно, приходится на нынешний момент. Началом изменений стало подчинение госкомпании «Укрспецэкспорт» напрямую премьер-министру еще в марте текущего года и расширение полномочий дочерних компаний. Потом в середине лета на свет появилось новое дочернее предприятие «Укрспецэкспорта» - «Спецтехноэкспорт», полномочиями которого, по свидетельству его директора Сергея Анищенко, являются экспорт технологий военного и двойного назначения, а также вопросы патентования, что в настоящее время становится весьма актуальным. Сегодня же вот-вот выйдут в свет еще две новые компании, одна из которых - «Промоборонэкспорт» - будет работать под началом «Укрспецэкспорта», другая - «Укроборонэкспорт» - под крышей Министерства промышленной политики (что в Украине вовсе является новинкой). Правда, министр Василий Гуреев как-то сообщал, что министерство планирует иметь четыре компании, но на деле это оказалось слишком непозволительной роскошью. По словам самого Василия Николаевича, «проблема наполнения этих структур профессионалами» и стала причиной отказа от большого числа компаний. Как сообщили автору в Госслужбе экспортного контроля Украины, все упомянутые компании пока еще не имеют права вести торговлю на внешнем рынке, но уже в ближайшие дни правительственная комиссия рассмотрит вопрос их полномочий на внешнем рынке. Саму Госслужбу также не обошли изменения: вместо Виктора Ващилина, пришедшего на этот пост из департамента вооружения военного ведомства, ее председателем стал Валерий Губенко, ранее, правда, не имевший дела ни с вооружениями, ни с заключением соответствующих контрактов. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимир Горбулин заметил по этому поводу, что «сегодня нужна переоценка некоторых решений, принятых Госслужбой, в частности, это касается не только высоких технологий, но и технологий двойного назначения». Еще одна интересная деталь - если в скором будущем у В.Горбулина появится четвертый заместитель, отвечающий именно за вопросы ВТС, то по логике вещей именно в СНБОУ будут приниматься решения по реализации украинских вооружений. Гендиректор «Укрспецэкспорта», правда, так не считает: по мнению В.Малева, этот момент «никак не отразится на полномочиях госкомпании, поскольку они уже определены ранее указом Президента Украины и постановлением Кабмина, а по ряду вопросов, в особенности политического характера, госкомпания и так подотчетна СНБОУ». Что же касается персоналий, то эксперты связывают новую должность с именем нынешнего заместителя министра обороны по вооружению Анатолием Довгополым. Представители оборонного ведомства, непосредственно связанные с замминистра, прямо не подтверждают переход своего шефа в СНБОУ, но поговаривают о его возможном повышении. Не исключают такого поворота событий и в пресс-службе Минобороны. С другой стороны, если такие предсказания сбудутся, то вполне логичным было бы, если бы заместителем военного министра стал упомянутый уже В.Ващилин, недавно, кстати, получивший погоны генерал-лейтенанта.

Кстати, Украина не является первооткрывателем в проведении реформы ВТС, соответствующие мероприятия в России были проведены еще год назад. Сегодня уже подводятся первые результаты: северо-восточный сосед констатирует спад общих объемов экспорта вооружений до 2,5 млрд. долл. - почти на один миллиард по сравнению с уровнем, достигнутым к началу реформы, уменьшение величины валютных поставок и платежей на несколько сот миллионов долларов, срыв и перенос ряда контрактов. Но в «Укрспецэкспорте» твердо уверены, что национальная система ВТС не имеет ничего общего с российской, а все компании будут иметь четкие границы своей компетенции, исключающие внутреннюю конкуренцию. Напротив, недоразумения были раньше, когда законодателем во всем был единственный государственный посредник. Например, малышевцы жаловались в свое время, что их не пускают на рынок вооружений, например предложениям завода относительно модернизации зенитно-артиллерийских комплексов «Шилка» предпочли заявку завода «Большевик». Но после получения заводом в июле этого года полномочий спецэкспортера недоразумения закончились, а Египет теперь сам сделает выбор, кто даст новую жизнь его 117 боевым машинам. Действительно, многое еще предстоит изменить и многому научиться, чтобы утвердилась национальная система ВТС, позволяющая полностью реализовать имеющийся потенциал. Пока же казусов хватает: бывало, говорят в госкомпании, что и контракт срывался из-за элементарного незнания традиций и особенностей страны, с которой ведутся переговоры. Кто-то из участников переговоров положил ногу на ногу, что партнеры немедленно расценили как знак неуважения - и прощай, контракт. Как считают в Минпромполитики, иногда переговоры являются просто зондажем иностранных спецслужб, причем часто через подставные страны. Ибо как еще расценить резкий спад интереса без каких-либо причин к, например, загоризонтной радиолокации. Для Южной Кореи даже технические задания отрабатывались, планировал приобрести две загоризонтные РЛС и Египет...

Но все, понятно, приходит с опытом и не за один день. Несмотря на то, что самой дорогостоящей продукцией на мировом рынке оружия являются боевые самолеты и корабли (в этих сферах Украина пока еще не смогла протиснуться на рынок), в стране есть продукция, которая не только выдерживает конкуренцию, но и отлично покупается. Это прежде всего бронетанковая техника, системы ПВО, некоторые виды ракет, авиамоторы и различные комплектующие.

Танковая тема особенно актуальна для Украины: хотя ежегодный объем продаж бронетанковой техники составляет всего 10% от всей продаваемой военной техники, но среди продукции военного и специального назначения, которую реализовывает Украина, танки составляют едва ли не 50%. Поэтому в наиболее выгодных условиях из всех украинских спецэкспортеров сегодня «Прогресс» (представителям которого в свое время удалось заключить самый крупный танковый контракт), не только ставший форпостом возможностей Украины на рынке вооружений, но и продвигающийся к нескольким новым контрактам, в основном также связанных с танковой темой. Например, в ближайшее время успешно может быть завершен проект создания нового танка МБТ-2000 в интересах Пакистана, который пробуксовывает уже не один год. Дело в том, что Пакистан, не удовлетворенный своей броневой мощью, корпит над созданием собственной машины, которая должна по задумке производиться непременно внутри страны. За историю создания пакистанцами МБТ-2000 с начала 90-х было собрано 4 образца танка, но успехом запахло лишь тогда, когда участником проекта стала Украина. Пакистан в случае принятия на вооружение такого танка может решить проблему универсальной ремонтной базы, ибо ремкомплекты идентичны как для поступающих из Украины

Т-80УД, так и для собственных новых танков. Сегодняшний МБТ собран при участии Украины, Китая и самого Пакистана. Для окончательного заключения необходим этап ходовых испытаний, и если решение будет положительным (что может случиться в начале следующего года), Украина получит серьезный заказ на поставки силовых установок для новых танков, считают в «Прогрессе». Модернизация устаревшего танка китайского производства Т-59 для Пакистана является еще одной «танковой» наработкой упомянутой фирмы. Украина, предложив решение проблемы, уже подготовила два варианта модернизации танка. Кроме того, вполне очевидно, что танковая тема не будет исчерпана заказами из Пакистана. Хотя турецкий тендер, скорее всего, не будет объявлен в текущем году, страна, являющаяся к тому же членом НАТО, - сегодня один из самых перспективных партнеров Украины по ВТС.

И все же, сумеет ли Украина удержать позиции на рынке вооружений, вопрос сложный. Если это удастся, то такое достижение будет расценено как успех. И, похоже, небезосновательно.