UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Озвученную Юлией Тимошенко идею договориться о едином кандидате на президентские выборы большинство в оппозиции восприняло с опаской...

Автор: Егор Соболев

Озвученную Юлией Тимошенко идею договориться о едином кандидате на президентские выборы большинство в оппозиции восприняло с опаской. Несмотря на готовность укреплять сотрудничество в борьбе с властью для приближения выборов, четыре ее главных противника вполне могут скатиться к войне между собой, определяя, кто эту власть должен получить в случае победы. Поэтому многие активисты оппозиции считают вредным даже говорить о едином кандидате. Сторонники же этой идеи не согласны, что в таком случае возрастает риск оказаться в ситуации, когда делить будет нечего.

При проектировании антипрезидентской акции «Восстань, Украина» летом прошлого года Петр Симоненко, Юлия Тимошенко и Александр Мороз договорились временно табуировать тему кандидата. Тогда это выглядело единственно возможным отношением к теме: на фоне взаимного недоверия разногласия легко перерастали в противоречия. Сейчас, после пяти месяцев совместных действий, Компартия, БЮТ и СПУ стали намного ближе друг к другу, получив к тому же в ситуативные союзники «Нашу Украину». Однако обсуждать необходимость поддержки одного человека оппозиционной четверке по-прежнему тяжело.

«Наша Украина» готова рассматривать условия поддержки Ющенко, имеющего самый высокий рейтинг среди потенциальных претендентов от оппозиции. Блок, уже начавший разработку плана кампании, поддержать чьего-либо другого представителя не может и будет строить свои отношения с другими участниками гонки под лозунгом «Присоединяйся — или проиграешь». При этом многие его участники полагают, что сотрудничество с коммунистами вредно с точки зрения восприятия электоратом. В связи с чем переговоры об условиях поддержки своего лидера «Наша Украина» готова вести только с блоком Тимошенко и социалистами. Однако они тоже осложнены недоверием части блока к Тимошенко, которая давно прекратила называть Ющенко лучшим выбором Украины, отобрав к тому же часть западноукраинских избирателей во время прошлогодних выборов Верховной Рады.

Коммунистическая партия занимает похожую позицию. Сравнительно высокий рейтинг партии и связанное с ним второе место в рейтинге политиков у Симоненко делают неприемлемой для КПУ роль подносчика снарядов. Так же, как и «Наша Украина», Компартия считает невыгодным сотрудничество с блоком Ющенко на президентских выборах. После прошлогодних выборов некоторые коммунисты пришли к выводу, что «Наша Украина» фактически была большим соперником их партии, чем блок «За единую Украину», отнявший значительную часть голосов у коммунистов некорректными методами. Прогнозируемое дальнейшее ухудшение результатов Компартии вынуждает ее быть исключительно бережливой и максимально использовать любые выборы для сохранения поддержки в обществе.

Среди коммунистов есть люди, готовые обсуждать преимущества отказа от выдвижения Симоненко на выборы, который он не в состоянии выиграть. Однако, исходя из настроя большинства президиума Центрального комитета и серьезных рисков такого решения, на 99% он будет выдвинут. «Я думаю, отказ невозможен», — заявил второй секретарь ЦК КПУ Адам Мартынюк.

БЮТ может отказаться от выдвижения своего лидера и поддержать Ющенко. Однако для этого необходим целый ряд условий. Во-первых, Тимошенко нужны четкие и прозрачные гарантии дальнейшего роста ее политической карьеры. Поэтому уже сейчас она говорит о необходимости заключения договора, фиксирующего позиции и роли после выборов сил, которые согласятся на единого кандидата. Во-вторых, ей нужны гарантии безопасности. Кроме того, для поддержки Юлией Владимировной другого кандидата перед началом кампании у нее должны полностью отсутствовать шансы победить самой. Как бы там ни было, часть окружения Ющенко подозревает в Тимошенко модернизированную Наталью Витренко. Малореальные, но звучные инициативы Генеральной прокуратуры получить согласие парламента на привлечение Тимошенко к уголовной ответственности только подливают масла в огонь, заставляя думать, что такую возможность держит в уме власть.

Наиболее благожелательным участником переговоров выглядит лидер социалистов. Его время как кандидата уйдет вместе с его главным политическим врагом, переигравшим его на прошлых выборах. Своей главной задачей лидер СПУ видит проведение политической реформы, следствием которой станет парламентская республика. В случае успеха этой идеи проблема качеств будущего Президента станет гораздо менее значимой как для страны в целом, так и для Мороза в частности. Поэтому он вполне может оказать поддержку другому политику в обмен на поддержку такой реформы. Но ее еще нужно провести. Кроме того, отказ от выдвижения своего кандидата будет иметь сходные с КПУ негативные последствия для Социалистической партии, переживающей сейчас финансовый и идеологический кризис. Возможно, выборы Верховной Рады в 2006 году станут вопросом жизни и смерти для СПУ. А потому ее неучастие в выборах-2004 уменьшит шансы выжить после выборов-2006.

Смена модели власти является одним из двух ключевых факторов, которые будут определять поведение всех политических сил в 2004 году. При переходе к парламентской республике реальная власть окажется в руках премьер-министра. Если это произойдет, любой кандидат должен будет серьезно подумать перед подачей заявления в Центральную избирательную комиссию. Но пока сохранение статус-кво либо частичное ограничение полномочий первого лица выглядит более вероятным сценарием, чем проведение реформы, результаты которой невыгодны или слишком сложны для сильнейших игроков.

Вторым фактором, который определит расстановку сил и может резко повлиять на возможность взаимодействия в лагере оппозиции, станет выдвижение или невыдвижение единого кандидата от вражеского лагеря пропрезидентских сил. Природный уровень взаимного недоверия потенциальных выдвиженцев от власти усугубляется огромными экономическими рисками для крупнейших политико-экономических групп. Проблема для каждой из них заключается в том, что группа, представитель которой выиграет выборы, будет иметь сильные мотивы поглотить остальные после победы вне зависимости от предвыборных договоренностей. Этот фактор приводит к тому, что пропрезидентским силам теоретически сложнее заключать договоры, чем оппозиционным. Хрестоматийным примером последнего неудачного соглашения может стать большинство Рады, которое спустя три месяца после своего создания лишилось руководящего органа, координатора и голосует откровенно вразнобой.

С другой стороны, оказавшийся в итоге достаточно эффективным проект «За Единую Украину» продемонстрировал, что в случае большой опасности сторонники власти могут объединяться и делать дело, пусть и без блеска. Отсутствие альтернативы объединению может пересилить все разногласия и опасения. Реальная угроза выигрыша выборов Ющенко и слабость на данный момент их собственных кандидатов могут сцементировать основные пропрезидентские группы для совместного вложения в их самый важный бизнес-проект последних восьми лет. В свою очередь, это также усилит консолидационные мотивы для оппозиции. Тогда выборы-2004 станут настоящей битвой титанов.

А пока лидеры четырех оппозиционных сил стараются быть максимально осторожными в оценках. В их высказываниях отчетливо сквозит не столько желание победить, сколько нежелание проиграть. Еще до старта новой президентской гонки.

Юлия Тимошенко:

Я думаю, единственный нормальный шанс для Украины получить новую жизнь — это когда оппозиция вся без исключения, от правых до левых, договорится и выдвинет одного кандидата. Если мы не сможем это сделать, то шансы демократических сил победить значительно падают. Именно сейчас мы должны начать переговоры, потому что я уверена: выборы президента будут досрочными. Кандидатом может быть любой из лидеров четырех антипрезидентских сил. Если будет выдвигаться единый кандидат, мои амбиции не помешают выдвижению единого кандидата. Но это будет безусловно сопровождаться серьезными требованиями — мы должны четко знать, что именно будем совместно делать после победы.

Александр Мороз:

Социалистическая партия занимает в вопросе о выдвижении единого кандидата позицию, согласованную оппозиционной тройкой. Все разговоры о президентских выборах являются неактуальными и вредными для сегодняшней ситуации. Нужно заниматься изменением системы власти, а потом думать о стратегии и тактике выборов. В дальнейшем мы готовы к любым компромиссам для победы демократического кандидата на президентских выборах.

Петр Симоненко:

Оппозиция противоречива ввиду отсутствия единой идеологической основы. Наши взгляды как на политическую систему государства, так и на экономическую модель развития радикально отличаются. Это, естественно, не дает возможности в ближайшей перспективе определить единого кандидата. Поэтому мы сегодня сосредоточились на совместной организации акций массового протеста. Что касается возможности выдвижения кандидата от КПУ, то этот вопрос будет решаться на съезде. В любом случае Коммунистическая партия будет самым активным участником президентской кампании. Возможно ли сотрудничество кандидатов от оппозиции, возможна ли совместная борьба против кандидата от власти во втором туре выборов? Я думаю, что это вполне возможно.

Виктор Ющенко:

Для успешного выхода на финишную прямую фальстарт столь же опасен, как и старт запоздалый. Однако совершенно очевидно, что основы будущих союзов и коалиций формируются уже сегодня. Определяющим на президентских выборах станет вопрос победы над нынешней властью. Всем политикам, которые сегодня противостоят власти, следует объединиться. По ряду вопросов оппозиционные силы демонстрировали способность к диалогу, к компромиссу, к сотрудничеству. Однако президентские выборы имеют свою логику. Предполагаю, что КПУ будет выдвигать своего кандидата. Уверен, что мы выйдем на формулу победы, однако сегодня преждевременно говорить о её составляющих. Скажу лишь, что наше сотрудничество с КПУ принесет свои результаты и во время избирательной кампании: две стороны будут делать все для того, чтобы выборы прошли демократично. Что касается подписания договора о модели будущей власти, включая распределение постов, то это — вопрос не сегодняшнего дня. Уверен, подобный договор — это плод очень серьезных консультаций, анализа, договоренностей. Только тогда такой документ может быть обнародован.