UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ СЕРДИТЫХ

Неделя, которая должна была бы стать переломной в борьбе с российским кризисом, оканчивается ниче...

Автор: Виталий Портников

Неделя, которая должна была бы стать переломной в борьбе с российским кризисом, оканчивается ничем: недееспособный президент, недееспособное правительство, парламент, даже в такой ситуации думающий о выборах, а не о будущем государства, стремительно снижающийся курс рубля, пустеющие полки в магазинах, замороженные банковские вклады… Относительно последних вообще хочется сказать особо: советских людей, конечно же, их любимое государство грабило всегда, но никогда еще не грабило оно их так нагло и беззаботно, как в демократической России… Сколько усилий было потрачено на то, чтобы убедить российских граждан: за границей деньги держат только уголовники, нажившие их нечестным трудом. Поэтому: несите ваши денежки, заройте в землю где? - в российских коммерческих банках, где, кстати, вам откроют валютные счета по вашему желанию и вы можете спокойно и законным образом сохранять свои доходы в свободно конвертируемой… И вот теперь Центробанк предложил вкладчикам коммерческих банков перенести свои счета - а том числе и валютные - в Сбербанк России, откуда их можно будет получить в рублях(!) после 26 ноября по курсу ЦБ на 1 сентября(!) - 9 рублей 50 копеек за доллар. Если учесть, что всего через три дня тот же Центробанк устанавливает курс 12 рублей 50 копеек за доллар, а в обменных пунктах в этот же день продают иноземную валюту по 21 рублю за 1 доллар, то масштабы ограбления будут очевидны - вкладчики получат центы вместо своих долларов и пфенинги вместо марок… И хотелось бы понять, как после такого удивительного решения власть собирается в будущем строить банковскую систему родного государства? Кто ей поверит после такого грабежа средь бела дня, кто опять понесет в банк заработанные деньги, чтобы их отобрали без особых колебаний? И как люди будут относиться к самому Центробанку, если это его решение продержалось всего 24 часа и было отменено без объяснений, как же теперь будут выдаваться вклады…

Этот красочный вид очередного поля чудес в стране дураков - одна из лучших иллюстраций того, что происходит сегодня в России, - беспомощности и безрассудства властей, их нежелания подумать о населении и неумения о нем подумать. Виктор Степанович Черномырдин, правда, признал, что при переводе валютных счетов в Сбербанк у вкладчиков возникнут определенные потери, и призвал их не спешить с принятием этого решения, но по всему было видно, что и.о.премьер-министра, мягко говоря, неадекватно оценивает сложившуюся ситуацию.

Виктор Степанович сердится

Вообще, в сложившейся ситуации Виктору Степановичу крайне трудно быть адекватным. У него ничего не получается. Государственная дума отказывается утвердить его главой правительства и еще недавно с готовностью консультировавшиеся с ним коммунисты называют его виновником всех напастей последних лет. Экономика продолжает трещать по швам, и с каждым днем становится все более и более понятным, что Виктору Степановичу уже не выступить в роли стабилизатора ситуации, сложившейся в стране, и что вся его карьера может быть похоронена нескончаемым обвалом. Между тем никакой программы действий - собственной антикризисной программы - Черномырдин не предлагает, правительство он до сих пор не сформировал, следовательно, даже в случае оформления соответствующих документов нормальных исполнителей у них не будет, так как никто из членов кабинета, за исключением разве что «силовиков» и Бориса Федорова не может чувствовать себя уверенно. Впрочем, что положение сложится именно таким образом, наблюдатели предполагали сразу же после отставки правительства Сергея Кириенко и назначения Виктора Степановича новым главой российского кабинета министров с приставкой и.о., которая может отпасть либо в том случае, когда у депутатов сдадут нервы, либо после роспуска Госдумы. Непонятно было одно: почему сам Черномырдин не ощущает невыгодность и рискованность для себя ситуации, в которой он возглавляет кабинет… Теперь, вроде бы, Виктор Степанович понял, что происходит, но, кажется, вряд ли когда-нибудь поймет почему. Во всяком случае на заседании правительства Черномырдин напомнил министрам, что он ушел в отставку только пять месяцев назад, а «по стране за это время будто Мамай прошел».

Вот это и есть главная черномырдинская проблема: он просто не способен понять, что суть происходящего - в действиях его правительства на протяжении последних лет, а не правительства Сергея Кириенко на протяжении последних месяцев. Именно поэтому Черномырдин никогда не станет настоящим реформатором и никогда не одобрит те решительные, прямо скажем - хирургические меры, которые нужно принять, чтобы спасти российскую экономику от неизбежного в противном случае коллапса. То, как действует Черномырдин на протяжении нескольких недель после назначения его главой правительства, - худшая реклама ему как кандидату всей «партии власти» на будущих президентских выборах. Он ничего не предпринимает в экономике, в то время как каждый день на счету у нищающего государства и беднеющих людей. Он ведет совершенно ненужные в ситуации, когда нужны не слова, а решительные действия, консультации с представителями левых в Государственной думе, идет на беспрецедентные, когда речь идет о взаимоотношениях правительства, президента и парламента, уступки - лишь бы пройти сквозь Думу - в результате уступки остались непринятыми, а премьер - неутвержденным… Только в пятницу на заседании Совета Федерации Черномырдин наконец обнародовал свой предварительный план действий - эмиссия и экономическая диктатура, то есть возможность снимать не только плохих директоров, но и нерадивых менеджеров! И это «политический тяжеловес», понимаешь!

Борис Абрамович сердится

Неудивительно, что подобное поведение Черномырдина разочаровывает тех, кто устроил его возвращение. И прежде всего Бориса Абрамовича Березовского. Становится все более понятно, что для известного бизнесмена структурный кризис был не более чем поводом для свержения правительства Кириенко и назначения главой кабинета Черномырдина. Более того, уже накануне отставки кабинета Кириенко в кулуарах появились слухи, что это лишь часть плана Березовского, что исполнительный секретарь СНГ устраивает встречи своего давнего протеже генерала Александра Лебедя, недавно определенного сочувствующими ему бизнесменами в губернаторы Красноярского края, и Черномырдина. И что на этих встречах Березовский убеждает Виктора Степановича отказаться от поста президента в пользу генерала, зато сохранить за собой должность премьер-министра при Лебеде. Из этого, кстати, можно легко сделать вывод о том, насколько устраивает Березовского черномырдинская «экономика мутной воды», если он готов законсервировать нынешнее состояние дел и, главное, подход к реформам еще на четыре года! Хотя выбирать Борису Абрамовичу не приходится: если президентом станет Лужков, возможности для предпринимательской деятельности Березовского сузятся до размеров щели… Но, с другой стороны, Березовскому нужно спешить. Во-первых, против него формируются олигархические силы, не довольные успехами исполнительного секретаря СНГ. Во-вторых, уже через недолгое время может стать очевидным, что Черномырдин не может руководить экономикой. В-третьих, у генерала Лебедя могут возникнуть - и уже возникают - проблемы в Красноярском крае…

Поэтому Борис Абрамович спешит: ему необходимо временное правление Черномырдина как главы государства, а не как главы правительства и подготовка им президентских выборов, на которых победит генерал Лебедь. Именно поэтому Березовский решился на выступление в информационной программе ОРТ «Время» - в кресло ведущего этой программы вновь усадили Сергея Доренко - с предположениями о возможной отставке Ельцина…

Борис Николаевич…

Если бы рассердился Борис Николаевич, возможно, ситуация изменилась бы коренным образом - но, кажется, Борис Николаевич уже не собирается эмоционально реагировать на происходящее во вверившейся ему стране. И даже когда ему приходится демонстрировать уверенность в собственных силах, эта уверенность выглядит не более чем внешнеполитическим фактором - как это случилось во время пребывания в российской столице президента США. Пожалуй, за последнее десятилетие еще не было менее результативной российско-американской встречи в верхах - и не потому, что сторонам договариваться не о чем или они не способны пойти на компромисс по обсуждаемым вопросам(или по вопросам, которые могли бы обсуждаться), а потому, главным образом, что договариваться не с кем… Билл Клинтон собирался в Москву к сильному Ельцину, поддерживающему правительство реформаторов, а приехал в погружающуюся в пучину кризиса страну к коллеге, вопрос об отставке которого не обсуждает сегодня только ленивый… К тому же, вместо крепкого плеча американский президент может подставить другу плечи, согнувшиеся под тяжестью нескончаемых вопросов о Монике - они продолжались даже в Москве, даже во время совместной пресс-конференции российского и американского президентов - там, где обычно опасались неудобных вопросов российские, а не американские участники! Но для россиян было несколько внове, что рядом с американским президентом они увидели своего - не рубящего с плеча, а явно уходящего от сложных вопросов. Стало ясно, что Ельцин не собирается реально вмешиваться в ситуацию, что он ожидает, когда отреагирует Черномырдин. Даже американцы уже не стремились убедить российского президента действовать - Клинтон уверял его, что нужно договориться с парламентом, а Мэдлин Олбрайт сказала американской прессе, что с Ельциным все в порядке - «хотя я, конечно, не врач», добавила американский госсекретарь…

Население не сердится

Население паникует. Так обычно и бывает в России. Люди изумленно смотрят на меняющиеся цифры у окон обменных пунктов, на меняющиеся ценники в магазинах, на парализованную власть, демонстрирующую металл в голосе… Но, собственно, если бы это население сердилось, ему приходилось бы демонстрировать энергию революционного нетерпения раз в 2-3 года. Власти повезло с этим населением. Населению, как обычно, не повезло с властью.