UA / RU
Поддержать ZN.ua

Время пошло

Ну, вот мы и победили. Что дальше? Этот вопрос звучит уже во всю мощь, и не только в Украине. Напряж...

Автор: Татьяна Силина

Ну, вот мы и победили. Что дальше? Этот вопрос звучит уже во всю мощь, и не только в Украине. Напряженное внимание со стороны всего мирового сообщества к беспрецедентным событиям помаранчевой революции, в котором доминировали удивление, восхищение и сопереживание, сменилось глубоким любопытством: как заживет постреволюционная Украина дальше? Интерес к нашей стране настолько велик, что эксперты уже заговорили об угрозе завышенных ожиданий как со стороны украинского общества, так и извне. По мнению директора международных программ Центра Разумкова Валерия Чалого, в случае начала эффективной реализации этих чаяний новая власть получит колоссальную поддержку и украинского общества, и отечественного политикума, и Запада. Если же надежды не оправдаются, общество охватит глубокая и долгая апатия, а разочарование Запада выльется в политическое забвение.

Первой же производной от завышенных ожиданий могут стать преждевременные разочарования. Первые предчувствия которых уже витают в воздухе.

Западные наблюдатели как в Украине, так и за ее пределами пребывают в недоумении и беспокойстве: чем так долго занята команда Ющенко после победы? Что так подробно обсуждается в стране в политических кулуарах, на страницах газет и телеэкранах? Кто и какой портфель получит в новом правительстве? Но чем тогда действия новой команды отличаются от поведения в аналогичных ситуациях власти предыдущей? Почему до сих пор ничего конкретного не говорилось о политических и экономических реформах, почему по сей день не обнародован календарь скорых преобразований в стране? «Когда нечего сказать, говорят о кадрах», — с сожалением заметил в беседе с «ЗН» один высокопоставленный западный дипломат, с большой симпатией относящийся к Украине.

По его словам, на минувшей неделе послы стран Евросоюза на своей регулярной встрече обсуждали план реформ для Украины, предложенный международной Комиссией Голубой ленты, и задавались вопросом: почему они до сих пор обсуждают программу Андерса Аслунда, а не Виктора Ющенко?

Вероятно, что команда нового Президента поясняет свою «скрытность» по поводу конкретики программы реформ тем, что до вердикта Верховного суда и окончательной ясности относительно исхода выборов говорить о первых шагах новой власти было некорректно. Тем не менее, формальная незавершенность выборов не стала препятствием для рассылки приглашений на инаугурацию Виктора Ющенко с первоначальным указанием точной даты — 18 января — не только еще до начала рассмотрения жалобы Виктора Януковича в Верховном суде, а даже до того, как эта жалоба была подана в ВС. И неприятный осадок у наших зарубежных партнеров остался не столько потому, что им в результате изменения ранее анонсированной даты инаугурации пришлось в срочном порядке менять свои планы и графики. Их удивила поспешность, давшая повод подозревать новую власть в том, что она все же не до конца осознает важность демократических процедур и их фундаментальность при построении действительно европейского государства.

Возможно, что подмеченные нашими западными партнерами промахи победителей кем-то будут расценены как придирки и мелочи, не заслуживающие большого внимания. Но дело в том, что именно из таких «мелочей» и будет складываться первое впечатление в мире о новой украинской власти. А первое впечатление, как правило, очень устойчиво, и его весьма непросто затем изменить.

С понедельника, сразу же после инаугурации, начнется первое зарубежное турне нового Президента Украины. И это будут визиты чрезвычайной важности. Календарь международных форумов сложился для Виктора Ющенко очень удачно. Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, 60-я годовщина освобождения гитлеровского концлагеря Освенцим, на которой будут присутствовать многие европейские лидеры, престижный экономический форум в Давосе. Но хватило ли времени у команды Ющенко, увлеченной кадровыми перипетиями, достойно подготовить своего лидера к этим поездкам, встречам и выступлениям? Стоило ли так спешить с визитом в Москву? Ведь посетив сперва Страсбург, Польшу, Брюссель и Давос, Ющенко вовсе не нарушил бы свое обещание с первым визитом отправиться в Россию. Потому что участие в международных форумах и торжествах и посещение с визитом конкретного государства — это разные вещи. В Россию можно было бы отправиться с первым государственным или, на худой конец, с официальным визитом, очень тщательно его подготовив, как минимум назначив министра иностранных дел и разработав и огласив ключевые принципы отношений с важнейшим нашим партнером — Российской Федерацией. А что даст рабочая поездка на скорую руку? Кто, как и когда ее готовил? С какими мессиджами и предложениями полетит Ющенко на встречу к Путину? Нам, как и подавляющему большинству наших сограждан, об этом ничего неизвестно. (Это к слову об обещанной публичности и прозрачности действий новой власти.)

Что же касается выступлений Виктора Ющенко в ПАСЕ, Европарламенте и на ежегодном экономическим форуме, то, как анонсировалось в прессе, это будет презентация его стратегии евроинтеграции, ознакомления с которой с большим нетерпением ожидают не только наши европейские партнеры, но и отечественные сторонники евроинтеграционного курса Украины. Однако стоит обязательно отметить, что если в Страсбурге и Брюсселе разговор об евроинтеграции будет совершенно уместен и адекватно воспринят, то в Давосе акценты следует расставлять несколько иные. На экономический форум собираются крупнейшие бизнесмены мира, причем на уровне президентов или как минимум вице-президентов, компаний. И они будут ждать от украинского Президента четкой конкретики по поводу того, что, когда и как собирается предпринимать новая команда для улучшения инвестиционного климата в Украине, в области приватизации, борьбы с коррупцией etc.

В принципе, внятности и конкретики от Украины сейчас ожидают все — и международный бизнес, и Европейский Союз, и Соединенные Штаты. Внимание к нашей стране и кредит доверия ее новой власти очень велики. Но было бы ошибкой считать, что только «за помаранчевую революцию» нас куда-то примут, что-то выделят или чем-то наградят. Революция еще не сделала нашу страну демократической, а только создала замечательные предпосылки для построения настоящей демократии. С эйфорией пора заканчивать, и в общем, в нашем политикуме уже, кажется, существует полный консенсус по поводу того, что нужно «меньше слов и больше дела». Осталось только перестать говорить о том, что «пора перестать говорить», и наконец-то начать что-то реально делать.

Чего ожидают от новой украинской власти и чего опасаются наши западные партнеры? Ожидают новых лиц, прихода в правительство настоящих профессионалов, с которыми можно говорить на одном языке. Опасаются, по признанию известного британского эксперта Джеймса Шерра, того, что новоизбранный Президент может быть связан определенными обязательствами с бизнес-кругами, которые «выступили против системы Л.Кучмы не потому, что она недемократична, а прежде всего потому, что там для них не было места».

Ожидают настоящей свободы слова и придают этому вопросу чрезвычайное значение. Опасаются, что новая власть, опьяненная победой, не будет достаточно прислушиваться к конструктивным замечаниям прессы, вместо этого болезненно реагируя на критику (и для этих опасений некоторые основания уже имеются). «Будет большой ошибкой, если украинские масс-медиа перестанут подвергать сомнению каждый шаг новой власти, — заметил недавно в беседе с журналистами один европейский дипломат. — В работе вам будет сейчас еще труднее, чем прежде, ведь вам придется критиковать «бога».

Очень большое значение придается вопросу единства Украины, и эта тема поднимается буквально во всех разговорах с западными собеседниками. Европа чрезвычайно боится раскола нашей страны и очень надеется на мудрость и терпеливость нового украинского руководства в работе с регионами, проголосовавшими за оппонента Ющенко.

Огромное внимание будет уделяться отношениям Украины с Россией. По мнению директора Центра европейских и международных исследований Григория Немири, от нашей страны ожидают «панъевропейского подхода к России — стране, находящейся в непростой фазе государственного строительства с авторитарным акцентом». «Старая» Европа, в частности Франция и Германия, побаиваются деструктивной и враждебной украинской позиции относительно РФ. С другой стороны, большинство новых членов ЕС по-прежнему опасаются чрезмерного влияния России на нашу страну и появления на их восточных границах «нового Советского Союза под руководством Москвы».

Практически все наши западные партнеры надеются на восстановление отношений с Украиной на высшем уровне и рады появлению этой возможности, поскольку в последние годы правления Кучмы многие из них могли позволить себе визиты в нашу страну примерно на уровне замминистра иностранных дел.

И самое главное, от Украины ожидают сейчас решительных политических и экономических реформ. Запад готов нам помочь в их проведении, но для этого наши партнеры должны быть внятно ознакомлены с четкими целями и задачами этих преобразований, а также указанием конкретных участков, на которых Украине требуется помощь.

В украинских дипломатических кругах до сих пор ходит байка времен премьерства Ющенко о том, как на встрече с Хавьером Соланой на его вопрос «Чем мы можем помочь вашей стране?» глава украинского правительства ответил: «Любите Украину, как любим ее мы». После чего вместо запланированных сорока минут встреча была завершена уже через двадцать. Сегодня такую «конструктивность» мы позволить себе никак не можем. Запад готов предоставить нам интеллектуальную и финансовую помощь, но только под конкретику, а не обещания вроде «вы только дайте нам денег, а мы найдем им применение».

В Украине в последнее время довольно часто говорят о грузинском примере преобразований, но, возможно, больше внимание стоит обращать не только и не столько на успехи наших друзей (так как стартовые условия реформ у нас все же значительно отличаются), сколько на их ошибки. За что Запад, год назад с восторгом принявший и выдавший большие авансы Михаилу Саакашвили, сейчас критикует молодую грузинскую власть? За скатывание к авторитарным тенденциям управления государством и почти полное отсутствие в стране оппозиции. За чрезмерный романтизм и обещания, не подкрепленные затем делом. За бахвальство и прожектерство. За половинчатость предпринимаемых мер, в том числе и в борьбе с коррупцией. За недостаток заметных результатов в развитии малого и среднего бизнеса. Но самое главное — за отсутствие масштабного экономического проекта, который достаточно быстро помог бы поднять страну. Минувшим летом была проведена конференция доноров по Грузии, на которой было заявлено о готовности выделить этой стране около миллиарда долларов на различные проекты при условии решения проблемы сепаратизма. Однако по понятным причинам эти программы пока так и не заработали.

В Европе уже сегодня говорят о необходимости проведения донорской конференции и по Украине. Условием ее организации называют пока лишь «необходимость получения краткосрочных политических сигналов» от нового украинского руководства, которые европейцы рассчитывают услышать в Брюсселе от Виктора Ющенко уже на следующей неделе. Но, думается, для серьезной донорской помощи одних «сигналов» все же будет недостаточно. Потребуются опять-таки конкретные программы и проекты. Насколько нам известно, какая-то работа в этом направлении проводится, и команде нового Президента поступают как предложения о помощи в подготовке подобных программ, так и уже готовые документы, как например, доклад «Новая волна реформ», подготовленный под эгидой ПРООН группой отечественных и зарубежных экспертов — Комиссии Голубой ленты — Украина. Доклад достаточно высоко оценен европейскими наблюдателями и, по их мнению, заслуживает внимания, поскольку содержит большинство рекомендаций, выполнение которых приведет к реальным изменениям в Украине.

В стостраничном документе предлагается пять приоритетных блоков преобразований. Первый из них охватывает политическую, административную, судебную реформу, а также реформу отношений между центральной и местной властью. Второй блок включает в себя реформу социальной сферы, в результате которой гражданам должен быть обеспечен достойный уровень жизни, что в свою очередь станет гарантией социальной стабильности и безопасности. Третий блок реформ посвящен дальнейшему усовершенствованию системы налогообложения и развития финансового сектора. Четвертый — направлен на цивилизацию отношений государства и частного бизнеса и затрагивает проблемы завершения приватизации, искоренения государственного вмешательства в деятельность частного предпринимательства, а также поддержку и развитие эффективной конкуренции. И пятый блок предлагаемых реформ связан с международной интеграцией Украины и обеспечением максимально быстрого вступления нашей страны в ВТО. Прогресс в этих ключевых сферах должен обеспечить такой уровень процветания Украины, которого мы все с вами заслуживаем.