«Собирание»: файл «Дмитрий Табачник»
8 августа 1997 года Президент не исключил появления Дмитрия Табачника в правительстве. «Жизнь покажет», - сказал Л.Кучма в ответ на вопрос о политической судьбе Дмитрия Владимировича. И жизнь показала. Скорее всего во время визита Л.Кучмы в США и Мексику в Украине будет оглашен указ Президента (подписанный на этой неделе) о назначении Д.Табачника советником главы государства по политическим вопросам.
Условия игры
Вопрос, «можно ли склеить разбившееся яйцо», похоже, приобретает для Президента практический характер. Л.Кучма пытается реконструировать команду, которая начинала вместе с ним.
Ушедшие «погулять» члены его команды смогли посмотреть мир, получить информацию, создать себе паблисити. некоторые из них были отторгнуты другими командами, и в этом тоже есть своя закономерность. Дмитрий Владимирович не был «отлучен» от «отца», не разрывали и его бизнесы. Он вернулся тогда, когда окончательно определился круг конкурентов Президента, а пятым был назван Виктор Ющенко, герой одного из будущих «файлов». Он вернулся тогда, когда ушел премьер Лазаренко. И работа его несомненно будет превосходить полномочия, которыми он будет наделен. То, чем он будет заниматься, т. е. «параллельный» мининформ плюс «прицеп» в виде паблик рилейшнз, не позволит истосковавшимся по Табачнику оппонентам говорить о его полномочиях. Он - советник Президента, всего лишь. И неплохой громоотвод Д.Табачника используют так, как его надо использовать. По назначению. Советы Д.Табачника будут не на вес золота, а на вес «табачника».
Президент как-то сказал, что его «потери… - это люди из тех, с которыми пришел, кому доверял. Работавшие рядом со мной и в правительстве. Но шрамы на сердце Президента у нас считать как-то не принято…» Шрамы рубцуются с возвращением блудных детей. Но независимо от того, как развернутся будущие интриги, «новая-старая» команда Леонида Кучмы не может быть прежней. И вопрос не в том, что в одну и ту же реку войти, как известно, не удавалось никому. Вопрос в том, что каждый из участников игры помнит сказанное и сделанное. Может быть, кое-кто хотел бы забыть сказанное, кто-то даже сожалеет, а кто-то уповает на забывчивость. Но прав Гафиз: «Слово, удержанное тобой, - раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, - господин твой».
«Досье» - «плюсы»
и «минусы»
Дмитрий Владимирович помнит, как Президент 24 декабря 1996 года отказал ему в руководстве избирательной кампанией 1994 года, заметив, что «Д.Табачник никогда не был там первой скрипкой». 25 декабря 1996 года Президент сказал: «Глава администрации Президента в первую очередь должен быть организатором, а не самостоятельным политиком, роль которого достаточно активно пытался играть Д.Табачник». Сам же Дмитрий Владимирович 10 сентября утверждал, что он-то как раз и хочет стать самостоятельным политиком. Или, в том же интервью, - «наемником, может быть, очень высокооплачиваемым».
Президент помнит, что Дмитрий Владимирович утверждал, что «за оставшееся время можно изготовить реального кандидата» - конкурента Л.Кучмы. Он знает, что Д.Табачник начал готовить этого кандидата. Слова Д.Табачника, что ему «приятно, что теперь ты лично не должен переживать за каждый шаг Президента», что «сегодня один Президент, завтра, даст Бог, будем работать при другом», что «Президент… повторяет стратегическую ошибку своего предшественника». Впрочем, наряду с этим Дмитрий Владимирович никогда не отрицал того, что он может помогать Л.Кучме в будущей президентской кампании, а практикуемая им публичная форма критики только подчеркивала готовность «согласиться с предложением». И молча делать все необходимое, чтобы Президент понял необходимость этой помощи. Д.Табачник сделал так, чтобы ему сделали предложение, от которого он и не думал отказываться. Но слово, которое, по Демокриту, есть тенью дела, - все равно будет подспудно воздействовать на этих двух политиков. Главное - дело, а не тень его. К теням этих дел будут долго и пристально присматриваться другие, и не обязательно по Демокриту.
Оценка ущерба
Дмитрий Владимирович считает, что быть кардиналом возле Президента - неплохо, но он не хочет быть серым кардиналом. Цвет, предложенный Д.Табачнику Президентом, в принципе, не имеет значения, имеет значение, что администрация вскоре начнет приобретать цвет самого Дмитрия Владимировича.
Не отягощенный скромностью, Д.Табачник считает, что «по сравнению с нашим Господом-спасителем я отделался значительно легче». Он и на самом деле отделался лучше. Какая-то трехкомнатная квартира, законность которой доказана Ворсиновым, квартира - на фоне действительных вилл, «Правды Антигуа», кораблей, нефтепереработки и прочего на«громаждения» единых энергетических систем влияния. Он, яркий противник клановости, хочет создать свой, киевский, клан. Я склонен поверить, что то, о чем Дмитрий Владимирович говорил еще 6 марта 1995 года, как об отсутствии противостояния «днепропетровской» и «киевской» частей команды Кучмы, наконец-то совершилось. Теперь Дмитрию Табачнику предстоит доказать Президенту делом, чего стоит его «киевский клан». В развитие своего тезиса от 16 июня 1995 года, что «на переходном этапе нужен авторитарный режим», Дмитрий Табачник должен доказать еще и то, что он, этот авторитарный режим, вполне соотносится с демократией. Я не сомневаюсь в том, что Дмитрий Владимирович найдет свои аргументы для любого тезиса. Но я сомневаюсь, что эти аргументы - это то, что будет считать таковыми сам Дмитрий Владимирович. Ведь утверждал он: «…не хочу играть роль Кассандры, но если экономическая ситуация не изменится и правительство не начнет выплачивать людям зарплаты и пенсии, парламент… более чем на пятьдесят процентов будет занят представителями левых и даже леворадикальных сил».
Окончательный анализ
Нас ждет рабочее время интриг, что неплохо. Вопрос в том, ждет ли нас что-либо кроме этого.