UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Уходит наполненный историческими событиями ХХ век. Каким будет путь человечества в XXI веке, как сложится его судьба, что его ждет впереди?..

Автор: Ислам Каримов

Уходит наполненный историческими событиями ХХ век. Каким будет путь человечества в XXI веке, как сложится его судьба, что его ждет впереди? Каковы перспективы независимого Узбекистана, смело вторгающегося в мировое сообщество, что может помешать мирному, спокойному шествию молодого государства по пути экономических реформ?

На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в новой книге руководителя этого государства Ислама Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса».

Необходимо подчеркнуть, что это исследование пробудило большой интерес не только в самой республике, но и за ее пределами. Это естественно, потому что место Узбекистана в мире, проводимая им политика оказывают огромное воздействие на решение многих проблем не только в Центральной Азии, но и во всем мире.

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей один из разделов этой книги.

Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. Несмотря на жесткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.

С первых дней нашей независимости важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.

Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням.

С обретением политической независимости и свободы наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцом собственной истории, носителем самобытной национальной культуры.

Однако необходимо подчеркнуть, что возвращение и восстановление духовных и святых для нас религиозных ценностей и традиций, познание самих себя проходило в непростых условиях - условиях развала старой имперской системы и становления новых общественных отношений.

После более чем вековой тоталитарной зависимости этот процесс на первых порах вполне естественно проходил как своеобразное «отрицание отрицания». Но мы отдавали себе отчет в том, что простое отрицание ценностей прежней системы содержит опасность политического и культурного экстремизма, не имеющего никакой созидательной программы. Вместе с тем стихийное и безоглядное возвращение к ценностям, традициям и укладу прошлого может привести к другой крайности - к неприятию современности, отрицанию необходимости модернизации общества.

Именно на волне этого отрицания появилась опасность возникновения экстремистской оппозиции, которая, по сути, могла бы стать оппозицией духовности. Ее политические устремления - это смесь воинствующего национализма, религиозной нетерпимости и патологической ненависти ко всему «не нашему». Наше общество не могло не увидеть в конкретных экстремистских проявлениях тех дней, насколько агрессивна была эта реакция, сколь велики были в ней разрушительное начало и ненависть ко всему, что не укладывалось в узкие рамки восприятия отдельных воинствующих политизированных групп.

Осознание опасности подобного развития событий диктовало необходимость глубоко продуманного и взвешенного подхода, разработки и реализации комплекса взаимодополняющих политических, экономических и культурных программ, направленных на увеличение позитивного, созидательного характера духовного возрождения. Эти программы базировались, в первую очередь, на обязательности дифференцированного подхода к возрождаемому наследию, выбора, прежде всего, наиболее важных, этически значимых традиций и обычаев, обогащающих общечеловеческие ценности и отвечающих требованиям демократизации и обновления нашего общества.

При этом особую значимость в экстремальных условиях того периода приобрело ослабление и недопущение эмоциональных всплесков, которые могли легко перейти зыбкую грань, черту, за которой - межэтнические противостояния. Такая опасность зримо присутствовала в те дни, и я по сей день убежден, что только призыв к разуму, воле, терпимости и человеколюбию нашего народа помог нам отвести эту ни чем не измеримую по своим последствиям катастрофу.

Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания и, если хотите, национальной гордости занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства.

История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.

Великие наши предки Имам Бухари, Ат-Термизи, Накшбанд, Хаджи Ахмад Яссави, Аль Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улуг-бек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны сегодня всему миру.

Исторический опыт, преемственность традиций - все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Не случайно наша культура стала центром притяжения для всего человечества: Самарканд, Бухара, Хива - места паломничества не только ученых и ценителей искусства, но всех людей Земли, которых интересуют история и исторические ценности.

Благодаря усилиям узбекских ученых были заново открыты многие важнейшие страницы нашей истории, прежде всего эпоха Темуридов. Важно помнить, что задачи по «реабилитации» нашего прошлого в целом уже выполнены; теперь основной задачей становится научная объективность и непредвзятость исторического анализа.

Особо хочется сказать о праздновании юбилея Амира Темура. Сколько раз в былые годы, читая и слыша о «Темуре-завоевателе», о «Темуре-разрушителе», мы задавались вопросом: «Как же при нем был возможен такой расцвет культуры и экономики на нашей земле?». Только после обретения независимости мы смогли воздать должное нашему великому предку. В этом стремлении нас поддержали наши центральноазиатские соседи, культурное международное сообщество, и это не случайно - личность Темура является достоянием не только, его потомков, но и всех народов нашего региона, всего цивилизованного человечества.

Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа - еще один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.

Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена - с тюркскими, мусульмане - с христианами и иудеями. И последние два столетия, когда даже государства, считающие себя «цивилизованными» и «просвещенными», запятнали себя массовыми погромами и религиозными преследованиями, земля Узбекистана не только оставалась местом мирного объединения народов и культур, но еще и давала кров представителям гонимых народов.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи Духа народа, который настолько ярок и самобытен, что не только не страшится интеграции, а напротив, стремится быть органической частицей мирового сообщества.

Важнейшим итогом пяти лет независимости стала закладка основ «Общего дома» для всех народов, возникновение новой полиэтнической общности. Стержнем этой общности явилась общечеловеческая сущность узбекской культуры, возрождения нравственных ценностей и национального самосознания.

Возрождение Духа узбекского народа, формирование нравственных идеалов нации представляют собой явление, в котором глубоко национальное неразрывно связано с общечеловеческим. Не теряя своей самобытности, народы, проживающие в Узбекистане, обретают единую ментальность, общую философию поведения. Отсюда - единый нравственный стержень, который все годы независимости был источником межнационального согласия.

Исторически принадлежа к семье тюркских народов, наш народ решительно отверг соблазны пантюркизма и шовинистическую идею «Великого Турана». Для нас Туран - это символ культурной, а не суперполитической общности тюркоязычных народов региона. Кроме того, общие культурные, исторические и антропологические корни объединяют нас и с таджикским народом, что дает нам полное право считать свою культуру в какой-то мере уникальным для Центральной Азии синтезом тюркской и персидской культур. Обладая таким достоянием, Узбекистан может и должен стать инициатором культурной интеграции стран Центральной Азии. Сочетая в себе высокий, по региональным меркам, уровень урбанизации, индустриализации и обеспеченности научно-техническими кадрами, с одной стороны, с глубоким традиционализмом уклада и образа жизни, Узбекистан может также выступать в качестве посредника в диалоге Востока и Запада, символом духовной связи многих цивилизаций.

Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Процесс возрождения национальных традиций ислама, его культуры доказал правомерность отказа от любого «импорта» ислама извне, от политизации ислама и исламизации политики. Мусульманская культура Мовароуннахра вобрала в себя дух этнической терпимости и открытости; не случайно ее идеалом, запечатленным в трудах Фараби и Ибн Сино, был Идеальный город - сообщество людей, объединенных не только на религиозной, а и на культурной и нравственной основах. Свобода вероисповедания, зафиксированная в нашей Конституции, не только развеяла нелепые страхи о возможной тотальной «исламизации» Узбекистана, но и способствовала возрождению и нормальному развитию других религиозных течений. Кроме того, осознание духовной самобытности центральноазиатского ислама требует глубокого изучения доисламской культуры как части нашего культурного богатства.

Духовное возрождение должно коснуться и отношения человека к земле и ее богатствам. В регионе, где сельское хозяйство на протяжении тысячелетий было целиком основано на поливном земледелии, бережное отношение к земле и воде является не менее важным нравственным императивом, чем бережное отношение к предметам цивилизации. Земля, воздух, вода и огонь (Солнце) издревле почитались в Центральной Азии, им воздавали должное все религии наших предков, от зороастризма - до ислама.

К сожалению, наибольший ущерб за последнее столетие был нанесен именно экологической системе региона, была предана забвению традиционная этика природопользования наших предков, запрещающая бездумно осквернять и растрачивать водные и земельные богатства.

Особенно следует подчеркнуть необходимость изучения и популяризации традиций разумного и гармоничного природопользования в доисламской культуре народов Центральной Азии. Не случайно именно наша земля стала родиной зороастризма, призывавшего людей заботиться о поддержании чистоты рек и плодородия почвы. Другие учения - буддизм и манихейство также проповедовали бережное и трепетное отношение к природе как один из важнейших путей к идеальному обществу. Не случайно эти же идеи гармонии взаимоотношений Человека и Природы мы встречаем и в учениях центральноазиатского суфизма, внесшего огромный вклад в мусульманский Ренессанс в Мовароуннахре.

В свое время голландцы, реализуя свою национальную модель разумно-созидательного отношения к природе, смогли отвоевать у морской стихии плодородные земли. Этот пример для нас имеет глубоко символическое значение, хотя в случае с аральской экологической катастрофой нам предстоит отвоевать не сушу у моря, а море - у суши.

Еще одним мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях. К сожалению, и эти ценности были серьезно деформированы в советский период. Запретив частное предпринимательство, подавляя, под предлогом борьбы с «семейственностью», преемственность профессиональных навыков в семьях и родах, советский режим способствовал утрате семьями и родами их традиционных профессиональных и экономических «ниш». В результате эти навыки и моральные нормы, оказавшись заблокированными, стали принимать социально уродливые формы клановости и кумовства. При этом родственная взаимопомощь стала подчас оборачиваться иждивенчеством и протекционизмом, тормозящим развитие общества.

Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать отнюдь не увековечивание отживавших семейно-родовых отношений, а возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

Возрождение духовных ценностей означает также их адаптацию к ценностям современного мира и информационной цивилизации.

К позитивным ценностям, которые несет с собой современная цивилизация, мы относим ценности, связанные с процессом построения правового демократического общества. Это - соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.д.

Говоря о принципиальной значимости этих демократических ценностей для нашего общества, хотелось бы еще и еще раз подчеркнуть, что ни в историческом, ни в этнокультурном плане они не противоречат менталитету нашего народа. Наоборот, такие понятия, как предпринимательство, свободная торговля, социальная справедливость, взаимная терпимость и уважение к мнению других, имеют исторические корни на нашей земле.

Вместе с тем мы против механического, слепого копирования: практика показывает всю опасность этого шага для неподготовленного массового сознания. Можно достаточно быстро и бесконфликтно получить политическую свободу - примером тому является обретение политического суверенитета бывшими советскими республиками; можно относительно быстро добиться экономической свободы - и это мы видим на примере индустриальных стран Восточной Азии; но обеспечение политических свобод внутри государства - процесс, требующий вдумчивого и сбалансированного подхода, длительной адаптации в сознании людей.

Одной из важнейших реалий современного демократического общества, с которой должны быть гармонизированы традиционные ценности нашего народа, - это социальная конкуренция. С развитием рыночных структур эта конкуренция может принять довольно уродливые формы, перейти в социальный антагонизм. Придать цивилизованный характер, творческую, соревновательно-созидательную силу этой конкуренции можно, в первую очередь, с помощью внеэкономических, прежде всего культурно-этических механизмов. Они должны стать синтезом возрождаемых национальных ценностей и прививаемых норм существования современной цивилизации.

Признание независимого Узбекистана мировым сообществом, широкая внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства стали дополнительным импульсом к возрождению духовных ценностей и потенциала узбекского народа, осознанию себя в качестве полноправной нации в семье других народов. Широкие международные контакты создали благоприятную почву не только для более глубокого познания мировой культуры, приобщения к общечеловеческим ценностям, но и позволили развиться таланту узбекского народа в различных сферах деятельности, дали возможность в полной мере проявить такие его исключительные качества, как предприимчивость и коммуникабельность, быстрое овладение несколькими иностранными языками. Благодаря этим контактам новый импульс к развитию получили и традиции национального гостеприимства и хлебосольства.

Расширение таких связей позволило по достоинству оценить истинные духовные и культурные ценности. Уже сейчас среди самых широких слоев населения чувствуется недовольство тем эрзацем западного искусства, культурным «ширпотребом», который хлынул на отечественных зрителей и читателей в конце 80-х годов. Эта продукция уже не обладает притягательностью запретного плода, как раньше. Растет потребность в более строгом и избирательном подходе к выбору культурных ценностей современного зарубежья.

Важнейшее значение в процессе приобщения к мировым демократическим ценностям приобретает образованность населения. Сама жизнь убедительно доказывает, что только образованное, просвещенное общество оценивает все преимущества демократического развития, и наоборот, малообразованные, невежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитарную систему.

Мы должны научиться бережно относиться к тем культурным истокам, которые всегда давали возможность самым широким слоям населения приобщиться к лучшим образцам национальной классической и современной культуры. Не случайны значительные успехи в области музыкального, изобразительного, монументального и прикладного искусства Узбекистана, получившие широкое признание за рубежом. Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной нашей молодежи.

Независимость расширила кругозор нашего населения. Обращение к реалиям истории и современности потребовало от нашей общественной мысли преодоления отвлеченных и доктринерских стереотипов восприятия жизни, умения самостоятельно мыслить и оценивать происходящие события.

Духовное возрождение - это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости. Отказ от старых застывших догм не есть, в нашем понимании, отказ от своего исторического прошлого. Это отказ от однобокости и узости мышления. Национальная мысль призвана в своем развитии обращаться к задачам культурного строительства в глобальном масштабе, живо интересоваться судьбами других народов, их взаимоотношениями, проникать в самую глубь их жизни, учитывать национальные интересы.

Будущее нашего народа прежде всего зависит от него самого, от духовной энергии и творческой силы его национального сознания. Естественное стремление к материальному благополучию не должно заслонить необходимость духовного и интеллектуального роста нации. Духовность и просвещенность всегда были самыми сильными отличительными чертами нашего народа на всем протяжении его многовековой истории.

Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного, демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в мировое сообщество.