UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙНЫ ЭТОГО ГОДА

Рядовой телезритель, который не переключает свой телевизор на другой канал при первых заставках с...

Автор: Вадим Нефедов

Рядовой телезритель, который не переключает свой телевизор на другой канал при первых заставках службы новостей, уже настолько привык к появлению на экранах сжимающих в руках автоматы людей в камуфляже, военной техники и льющейся крови, что уже, наверное, и запутался в том, где сегодня в мире вооруженное противостояние приобрело характер так называемых конфликтов различной степени интенсивности, а попросту воен, а где эти самые войны уже закончились и вроде бы установился какой-никакой мир. В конце високосного года Крысы, который уже только из-за этого должен был быть неблагоприятным во всех аспектах, любопытно было бы посмотреть, насколько он подтвердил свою дурную славу в области силового разрешения международных конфликтов.

Прежде всего следует отметить, что уходящий год стал заметной вехой на пути человечества к разоружению. Во-первых, 24 сентября был открыт для подписания Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ставящий вне закона взрывы во всех сферах, в том числе и под землей. В течение короткого времени его скрепили подписями представители 138 государств. Для вступления Договора в силу необходимы подписи не менее 44 стран, в том числе пяти ядерных держав, а также трех «пороговых» государств - Израиля, Индии и Пакистана. Из них до сих пор к Договору не присоединились Дели, увязывающий подписание документа с всеобщим разоружением, и Исламабад, заявивший, что одобрит Договор вслед за Индией. Международное сообщество, однако, не теряет надежды, что присоединение к нему большинства государств послужит серьезным стимулом для Индии и Пакистана.

Вторым важнейшим событием в области международного разоружения стала ратификация 65 государствами Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Этого числа стран достаточно, чтобы она стала международным юридическим документом и вступила в силу в апреле 1997 года. Всего же этот документ подписали 160 стран.

Успехом мирового сообщества можно считать и фактическое окончание многолетней войны в Боснии и Герцеговине. Символом этого стало утверждение за две недели до нового года Народным вече скупщины Мусульмано-хорватской федерации законодательного документа об окончании состояния угрозы прямой войны в федерации, который удовлетворил одно из требований, высказанных на состоявшейся недавно в Лондоне международной конференции по боснийской проблеме.

В целом же за истекший год после прекращения огня в Боснии в основном были выполнены положения мирного соглашения, предусматривающие прекращение огня. Под контролем многонациональных миротворческих сил конфликтующие стороны своевременно обменялись территориями и сократили количество своих вооруженных сил. В настоящее время их тяжелое оружие находится под единым контролем, а между двумя субъектами - Мусульмано-хорватской федерацией и Сербской Республикой - создана «зона разъединения» под эгидой миротворческих сил.

В марте текущего года состоялось мирное объединение Сараево. Вслед за этим 14 сентября были успешно проведены всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине, в результате чего были сформированы не только боснийский президиум и парламент, в которые входят представители мусульманской, хорватской и сербской общин, но и парламенты вышеупомянутых двух общин, а также были избраны президент Сербской Республики и другие руководители.

Уходящий год свидетельствует как о положительных, так и о негативных изменениях в ситуации в Боснии. Нынешнее состояние межобщинных отношений здесь внушает больше тревоги, чем оптимизма. Так, накануне воссоединения Сараево 90 тысяч горожан-сербов покинули столицу республики. До сих пор не урегулирована ситуация вокруг города Брчко и отсутствует возможность свободного перехода из одного анклава в другой. Эти факты свидетельствуют о дальнейшем обострении тенденции к этническому разобщению в этой республике.

Оптимисты могут говорить и об окончании в 1996 году войны в Чечне. Хасавьюртские соглашения, позволившие начать диалог между федеральным центром и лидерами чеченского сопротивления, вывод из республики российских вооруженных сил, включая и контингент Северо-Кавказского военного округа, а самое главное - решение о проведении свободных президентских выборов 27 января 1997 года могут при определенных условиях привести к установлению здесь мира. Однако последние события с захватом заложников Салманом Радуевым и убийство членов международной миссии Красного Креста может привести к срыву этих выборов. Уже сейчас председатель Госдумы РФ Г.Селезнев заявляет, что считает целесообразным их перенос. По его словам, в условиях разгула внутреннего терроризма дата выборов была обозначена рано и их можно было бы отложить и добиться прежде сдачи оружия. Другой же опасностью для мира в Чечне есть возможное вооруженное противостояние между самими чеченскими лидерами, как это уже произошло в Афганистане.

В этом году можно наконец-то говорить об установлении мира в Гватемале. 19 декабря Национальный конгресс этой страны утвердил закон о национальном примирении и амнистии. Этот закон, ключевые положения которого вошли в подписанное в Мадриде соглашение о возвращении повстанцев к мирной жизни, освобождает госслужащих, военных и партизан от судебного преследования за преступления, совершенные ими в период 36-летнего внутреннего конфликта.

В тот же день в Мексике возобновились переговоры между делегациями правительства Гватемалы и Гватемальского национального революционного единства. В ходе этого раунда, замыкавшего длинную цепь из нескольких десятков прямых встреч между сторонами, был утвержден график одиннадцати промежуточных договоренностей, которые войдут в соглашение об установлении прочного и длительного мира. На церемонии подписания этого документа, намеченной на 29 декабря, ожидается присутствие президентов центральноамериканских государств и Мексики и делегаций из многих стран мира.

К концу года более, чем когда либо, возросла вероятность внутритаджикского примирения. В ходе последнего раунда переговоров между президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым и лидером объединенной таджикской оппозиции Саидом Абдулло Нури в Москве 24 декабря подписано масштабное соглашение, предусматривающее создание комиссии по национальному примирению, разработку механизма прекращения огня и предоставления всеобщей амнистии.

Говоря же о войнах, начавшихся в мире в этом году, можно вспомнить две наиболее кровопролитные. Это - очередной виток гражданской войны в Афганистане и такая же беспощадная гражданская война в Заире.

После захвата 27 сентября боевиками исламистского движения «Талибан», контролирующими к тому времени юг и центр страны, столицы Афганистана Кабула ими был казнен бывший президент страны Наджибулла и сформирован Временный правящий совет. Правительство Раббани покинуло Кабул. С того времени война между талибами и противостоящими им войсками Масуда и Дустума не прекращается и протекает с переменным успехом. Сейчас, с приходом зимы, война приобрела позиционный характер, но весной, очевидно, вспыхнет вновь.

Что же касается Заира, то с тех пор, как в октябре этого года повстанцы из числа заирских тутси-баньямуленге развернули боевые действия против правительственных войск, страну сотрясает глубокий политический и гуманитарный кризис. Нынешнее правительство оказалось не в состоянии предотвратить захват повстанцами обширных территорий на востоке, к повстанцам примкнули давние враги президента Мобуту и различные сепаратистские движения. Последние дни уходящего года не принесли облегчения заирскому народу. Слухи о неизбежном скором контрнаступлении заирской армии посеяли панику среди населения восточных районов Заира. Тысячи жителей Гомы уже покинули этот город близ границы с Руандой либо собираются сделать это в ближайшее время, не веря в способность повстанцев выдержать натиск регулярной армии. В случае расширения боевых действий, очевидно, трудно будет говорить о сохранении Заира в его теперешнем виде. Существует значительная вероятность его распада на несколько стран, как это уже происходило и с многими другими бывшими колониями.

В категорию регионов, в которых в текущем году вооруженные конфликты возобновились, можно отнести в первую очередь Ближний Восток. Начавшаяся 11 апреля сего года военная операция Израиля в Ливане, явившаяся ответом израильтян на ракетный обстрел исламскими боевиками города Кирьят-Шмона, стала крупнейшей со времени израильской интервенции 1982 года в эту страну. В ходе нее погибло 40 мирных ливанских граждан, число раненых составило 170 человек. Свыше 350 тыс жителей ливанского юга переместились на север страны.

К таким же регионам постоянной напряженности относится и Персидский залив. В конце августа президент Ирака Саддам Хусейн предпринял военную операцию против курдов на севере страны, в результате которой погибли около тысячи человек, а более трех тысяч стали беженцами. В ответ на это США 3-4 сентября нанесли два ракетных удара по объектам ПВО Ирака, взбудоражившие весь мир.

Взрывоопасным регионом продолжает оставаться и Центральная Африка (резня между тутси и гуту в Бурунди и Руанде), а также Сомали (очередной виток войны отрядов генерала Хусейна Адида с тремя другими местными группировками, сопровождающейся многочисленными человеческими жертвами среди мирного населения).

Наконец, интересно было бы определить те конфликты, которые потенциально могли бы возникнуть, но по тем или иным причинам их удалось избежать. Здесь на первом месте стоит противостояние между Китаем и Тайванем в марте этого года накануне проведения президентских выборов в последнем. Тогда китайская армия провела беспрецедентные ракетные стрельбы в непосредственной близости от Тайваня, в ответ на что США сосредоточили в этом районе военно-морскую армаду во главе с атомными авианосцами «Нимиц» и «Индепенденс». Мир был накануне войны, которая могла привести к открытому конфликту между ядерными державами - КНР и США.

Затяжная «холодная война» между Южной Кореей и КНДР в результате обострения внутриэкономической ситуации в последней также могла привести к вооруженному противостоянию. Провокации в демилитаризованной зоне, высадка шпионского десанта с северокорейской мини-подводной лодки, разработка баллистических ракет со все более увеличивающейся дальностью действия говорит о серьезных приготовлениях Пхеньяна к войне, которая есть для него единственным способом решить собственные экономические проблемы. Кстати, аналитики из ЦРУ определяют вероятность войны между двумя Кореями как достаточно высокую в ближайшие пять лет.

На грани гражданской войны были и нынешняя Югославия (многодневная акция оппозиционных президенту Милошевичу сил), и Белоруссия (протесты против проведения президентом Лукашенко антидемократического референдума). К сожалению, хотя и с небольшой долей вероятности, но все же сюда можно отнести и наше государство, где совсем недавно вполне мог возникнуть конфликт в Крыму в свете заявлений российских лидеров о возможном силовом способе решения судьбы Севастополя в свою пользу.

В общем-то, 1996 год был не таким уж плохим. В нем закончилось больше войн, чем началось, а много потенциальных конфликтов все же так и остались в списке таковых. Однако, не следует себя обнадеживать, что так и будет всегда. Мир тратит миллиарды долларов на вооружение не для того, чтобы то пролеживало на складах, а чтобы хоть иногда стреляло, а желающих нажать на спусковой крючок, гашетку или просто красную кнопку всегда найдется в достатке.