UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

Четыре-пять часов кряду стоять на парламентской трибуне, проводя бюджетный закон через рифы поста...

Автор: Наталия Яценко

Четыре-пять часов кряду стоять на парламентской трибуне, проводя бюджетный закон через рифы постатейного второго чтения, спорить, убеждать, чуть ли не перед каждым нажатием кнопок повторяя: «Правительство просит поддержать», — все это для Игоря Митюкова гораздо привычнее, нежели вот так, бесславно, за каких-то полчаса потерпеть поражение. А то, что поражение в четверг было разгромным, с сухим счетом — парламент не проголосовал даже первой статьи, закрепляющей сумму доходов, расходов, а следовательно, и размер бюджетного дефицита, — и сомневаться не приходится.

Ладно бы известный оппозиционер Александр Турчинов — так ведь аж 19 депутатов из самых разных фракций, подписали проект постановления, предлагая голосовать важнейшие статьи документа в комитетской, а не правительственной редакции. А 33 статьи — из 56 — вообще перенести на третье чтение. Посвоевольничала, не поддержав правительственный проект, примерно половина пропрезидентских «Регионов Украины». Хотя уж кто-то, а донетчане хорошо знают, что такое дисциплина, и по мере необходимости демонстрируют образцы того, что в прежние времена назвали бы «высокой сознательностью». Ноль голосов поступило в общую копилку от обычно осторожных и рассудительных «зеленых». А ведь они тоже не дерзнули бы пойти против общего течения, если бы оно, это общее течение, было. Из президиума ВР не поспешили выбросить министру финансов спасательный круг и не предложили проголосовать еще пару-тройку раз («депутят Н. просит, он не успел»). В итоге успешно проваленный во втором чтении бюджет отправился на дополнительное согласование — до 6 декабря. Хэппи-энда не получилось.

«Воспитывают» Кинаха, которым якобы недоволен Президент. Демонстрируют Анатолию Кирилловичу, что его второе место в списке «заединщиков» — это воля случая, так что председателю Партии промышленников и предпринимателей и по совместительству премьер-министру расслабляться не стоит… Такая версия сразу же прокатилась по парламентским кулуарам. Правда, не нашла серьезного подтверждения. Скорее «воспитывали» Митюкова — слишком уж самонадеянным оказался министр финансов, уверовав в незыблемость президентской поддержки бюджета.

Да, первое чтение состоялось — спасибо Леониду Даниловичу, который взял сторону Минфина в его конфликте с бюджетным комитетом ВР и «разъяснил» представителям одиннадцати фракций, каким должно быть «правильное» голосование. Проголосовали отменно — в зале можно было увидеть даже тех народных избранников, которые не появлялись в ВР с прошлой зимы (за исключением разве что волеизъявления по Земельному кодексу). Однако надеяться, что так будет всегда, со стороны Игоря Александровича оказалось явно опрометчиво.

Это факт, что руководители ряда фракций встречались во вторник с Леонидом Даниловичем. Но, судя по всему, отеческий совет голосовать за бюджет был не столь убедительным, как в прошлый раз. Так что не следовало, ох, не следовало минфиновцам столь откровенно пренебрежительно относиться к учету в законопроекте депутатских пожеланий.

Конечно, нельзя сказать, что бюджетный закон по сравнению с первым чтением не изменился.
Г-н Митюков сказал, что полностью или частично учтены 39 выводов бюджетного комитета ВР и 27 — не учтены, в основном ввиду нехватки ресурсов, и у нас нет оснований этому не верить. Однако… Учитывать можно по-разному. В принципе, нашему многоопытному Минфину не составило бы особого труда, используя незначительную корректировку макроэкономических расчетов, «надуть» доходную часть миллиарда на два-три и добавить тем же шахтерам не «копеечные» 100 млн. грн. — на фоне более чем 1,5 млрд., на которых настаивали некоторые депутаты. И не издевательские 8,5 млн. на нужды инвалидов, по поводу которых очень возмущается председатель комитета ВР по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерий Сушкевич:

— Это система, традиция, что нам всегда не хватает денег профинансировать социалку. Но если мало денег и много проблем, надо выделить приоритеты. Может ли быть что-то горше, чем ребенок-инвалид в семье? Два года, как Президент подписал закон о государственной социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства, но ни одна мать, ни один ребенок не получили по нему ни копейки. Ребенок-инвалид не может выйти с каской под Верховную Раду и стучать по булыжнику. Дети не могут, как чернобыльцы, сплоченно бороться за свои права. Вместо прожиточного минимума, как базы для выполнения этого закона, в проекте берется сумма в 80 грн. Минфин категорически не соглашается на большее...

Второй асоциальный момент бюджета, по словам г-на Сушкевича, касается самой страшной 48-й статьи, которая, как и 58-я с 62-й в бюджетах 2000 и 2001 годов, приостанавливает действие целого ряда социальных льгот. По идее, коль такое урезание жизненно необходимо, правительство должно хотя бы не усугублять ситуацию. А в 2002-м она, по утверждению депутатов, окажется значительно хуже, чем даже в нынешнем. Например, сколько ни возражай депутаты, ни изводи бумаги журналисты, а Минфин все-таки непреклонен: право предоставлять льготный проезд ветеранам и пенсионерам на общественном транспорте отдано …райсоветам. И то при наличии денег. Замечательная логика — коль государство не справилось с проблемой льготного обеспечения ветеранов и пенсионеров, наши доблестные райсоветы справятся.

Так вести себя мог бы лишь сильный Минфин в стране, где выборы не через четыре месяца, а, по крайней мере, через пару лет. Но и там разработчики бюджета, видя ситуацию, скажем, в социальной сфере, не пошли бы на полное удовлетворение пожеланий отдельно взятого финансового института. Как бы кто ни пытался истолковать ситуацию, но факт остается фактом — больше всего повезло Национальному банку Украины. Если учителям при доработке бюджета добавили 311,2 млн. грн., чернобыльцам и Минобороны — по 200 млн., то НБУ в будущем году не придется перечислять в госбюджет 500 млн. грн. (а по версии бюджетного комитета — и все 800 млн.) превышения доходов над расходами. Более того, не придется перечислять ни копейки — вследствие более низкого ожидаемого уровня инфляции и, соответственно, существенно меньшей доходности госбумаг, которые имеются в нацбанковском портфеле.

Конечно, к одному из ведущих правительственных кредиторов нужно относиться уважительно. Конечно, НБУ — это вывеска отечественной денежно-кредитной системы, и она должна сиять чистотой, даже если в стране будет тлен и хаос. Однако очень жаль, что к урегулированию отношений с другими внутренними кредиторами Минфин такого рвения не проявляет. Несмотря на многочисленные обещания, пока так и не отлажен вопрос о возмещении НДС из бюджета (г-н Митюков, правда, обещает, что к концу будущего года сумма задолженности сократится с нынешних 5 до 2 млрд.). Я уж не говорю о форменном, если вдуматься в суть, издевательстве с компенсацией замороженных вкладов, когда, например, 90-летним гражданам деньги платят, а тех, кому 89 лет и три месяца, просят подождать…

Что ж, призывать к нравственности при решении госфинансовых вопросов — все равно, что к чистым выборам в Украине. У нас все можно обосновать, подо все подвести необходимую «идеологическую» базу. Не исключено даже, что к следующей неделе «власть поменяется», и, идя навстречу депутатским пожеланиям, в доходную часть в порядке компромисса запишут 5,9 млрд. грн. от приватизации. И со вкусом эти дутые миллиарды разделят. Дутые хотя бы потому, что правительственные обещания начать продавать «Укртелеком» после выборов уж больно напоминают клятвы хронического алкоголика начать с понедельника новую жизнь. Вот, дескать, побреюсь, сдам пустую посуду и займусь чем-то общественно полезным. Но для начала выпью…

В любом случае бюджет-02 примут. С криками и шумом, если Банковая займет невмешательскую позицию. Или чинно и быстро, если оттуда поступит нужная «отмашка». И будет он, по общему признанию, плохим. Зато выполнение хорошим — в испытанном ручном режиме.