UA / RU
Поддержать ZN.ua

…ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НАРОД ПРЕДУПРЕЖДЕН

Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсе...

Автор: Светлана Рябошапка

Если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали

Н.Макиавелли, «Государь»

СКАЗАНО И ПОДПИСАНО

Если кто еще не знает, пусть узнает, что в минувший четверг Президент Леонид Кучма обратился к народу по телевизору. Общий смысл зачитанного Президентом текста сводился к тому, что Леонид Данилович, следуя рекомендациям Совета национальной безопасности, будет регулировать экономический «ряд вопросов» с помощью собственноручных указов.

Ответственность за возможные и невозможные (но ожидаемые) последствия, которую так долго предлагали взять на себя премьеру Кучме, Президент Кучма пообещал взять на себя. И даже объяснил, почему так надо. Бюджетная реформа, отметил Леонид Данилович, не нашла поддержки у «части депутатов ВР прошлого созыва», «уровень займов приблизился к критической отметке», усилий исполнительной власти, как водится, недостаточно для устранения проблем методом их решения. Между тем надвигается финансовый кризис, ждать, пока улягутся парламентские страсти и ужасы вокруг кресла спикера, нет никаких сил. Посему: Кабмин попросил, СНБОУ рекомендовал, Президент - взял ответственность. Ответственность, если глядеть невооруженным глазом, состоит в том, что гарант Конституции решил ее немножечко нарушить (разумеется, для всеобщего блага). В Переходных положениях Конституции Украины, на которые постоянно ссылаются авторы указов, говорится, что Президент имеет право указывать только по поводу того, что не урегулировано законами. Поэтому, перечисляя подписанные указы и приготовленные проекты, мы будем по мере наших юридических познаний сообщать, каким именно законам все это противоречит.

Из обращения можно было понять, что своими усилиями и указами Президент собирается уменьшить злополучный налоговый пресс, упростить жизнь честным предпринимателям всех калибров, создать основу для принятия в 1999 году реального бюджета и предпосылок для экономического роста. Такие намерения можно только исключительно приветствовать, что мы и делаем с 1996 года. Было даже сказано, что в качестве первого результата нововведений правительство получит «возможность дополнительно мобилизовать около одного миллиарда гривен» для погашения долгов по зарплатам.

В день обращения к народу, как свидетельствует «Интерфакс-Украина», уже был подписан первый «транш» из предполагающейся большой серии указов Президента. Так, отчисления в Чернобыльский фонд сокращены с 10 до 5% (остальные чернобыльские траты Кабмину предложено делать за счет правительственных программ). О настоятельной необходимости разгрузить от платежей во всяческие фонды официальную зарплату мы уже писали, но… Скорее всего, парламентарии снимут тонны политических сливок с этого указа и решительно «защитят» распорядителей Чернобыльского фонда от уменьшения их доходов. А зарплату на предприятиях - от легализации.

С начала следующего года вводится фиксированный сельскохозяйственный налог, как альтернатива: налогу на прибыль, плате за землю, сборам в фонды, включая Пенсионный, и коммунальному налогу. НДС, в случае чего, придется платить, но об этом позже. Впечатление такое, что это - едва ли не единственный «проходной через парламент» указ.

Кроме того, селу, вкупе с сахарными заводами, прощается безвозмездно, то есть даром, задолженность по штрафам, пене и прочим финансовым санкциям (142 млн. грн.), а долги по налоговым платежам ( 3,3 млрд. грн.) подвергнуты реструктуризации (до следующего списания?) Правда, в тексте указа написано, что это - рассрочка долгов на 60 месяцев.

Предполагается выплачивать зарплаты, пенсии и прочие соцвыплаты за счет части средств инновационного и дорожного фондов, поступлений от приватизации и за счет уменьшения понижающего коэффициента амортизации. Не будем дискутировать о том, являются ли перечисленные источники реальными и достаточными, заметим только, что сейчас бюджетных поступлений хватает на финансирование 56% запланированных расходов

(С. Тигипко).

Дополнительные доходы правительство планирует извлечь из экономики, регулируя ставки акциза и ввозной пошлины (можно даже предположить, что речь пойдет о 10 экю за литр алкоголя, 3 экю за 1000 сигарет, до 80 экю за тонну бензина А90-93, 100 экю за А94-98 и 15 экю за тонну дизтоплива). Изменение ставок акциза и пошлин по Конституции является прерогативой ВР, но при удачно проведенной работе с депутатами - может пройти.

В Донецкой области и в городе Славутиче Президент согласен устроить специальные экономические зоны, чтобы были в стране города и веси, где можно как минимум три года преспокойно не платить налог на прибыль. Вполне понятное желание - когда всех накроет финансовый кризис, надо же будет некоторым где-то отдохнуть душой. Регистрируешь свой хозяйствующий субъект в такой зоне - и сразу тебе «специальный правовой режим», налоговые каникулы и веселье - под ночным небом, темным, как антрацит, и необъятным, как суперпосредник «Уголь Украины»… Вообще же построение подобных зон в бедствующей стране, под дружные возгласы о недостатке средств в бюджете, здорово смахивает на торжественное открытие дыры в капитальном заборе (вход и экспорт-импорт - по спецпропускам). Указ противоречит всем нормам законов о налогообложении. Конституции он противоречит тоже.

В завершение описи готовых к употреблению указов лишний раз напомним, что, по словам Леонида Даниловича, его администрации и правительства, аналогичные законопроекты отправлены в ВР для рассмотрения (насчет утверждения - особой уверенности нет).

Pasaran

или no pasaran?

Надо сказать, что подписанные указы - хороши они или плохи - не более чем мелочи жизни по сравнению с тем, что готовится к подписанию. Если вы помните, в своем обращении Президент говорил народу о двух намерениях: сделать бюджет реальным, а бизнес - процветающим. Для чего: оптимизировать налоги, умерить вмешательство государства в экономику и реформировать бюджетную сферу. Последнее будет, видимо, происходить явочным порядком, а вот насчет налогов и дерегуляции кое-что уже просматривается - с искренним недоумением.

Проект первый, «Об уменьшении ставки налога на добавленную стоимость и расширении базы для налогообложения», убивает всех и сразу (за исключением его разработчиков, а жаль). При живом, действующем законе об НДС уменьшается, как и было сказано, ставка налога - с 20 до 18%, причем ходят упорные слухи о намерениях довести ставку НДС до 15% ко второму полугодию 1999-го - ближе к президентским выборам.

Такая операция сама по себе уменьшает бюджетные доходы от НДС на 700-800 млн. грн. в год. Казалось бы, событие радостное для плательщика. Замечательно также упразднение многих льгот и освобождений от НДС. Но в том же проекте под сурдинку закрепляется такой себе порядок возмещения плательщикам дебетового сальдо по НДС, о котором мы подробно - в «Шустром чучеле черепахи» («ЗН», №22) писали.

Результат внедрения такого проекта в экономику, указом ли, законом ли, будет печален для предприятий потому, что «вымоет» значительную часть их оборотных средств. Во избежание полного мрака предприятия попытаются уйти в тень. Но если теневую торговлю представить себе можно легко, то как выглядит теневая промышленность, знают только «цеховики» советских времен, и то на конкретных примерах.

А теперь - бартер. То есть проект Указа «О некоторых мерах по упорядочению товарообменных (бартерных) операций в хозяйственном обороте», коим бартеру предписано планомерно сокращаться, но не сказано - почему, собственно, он обязан это делать. А ни по чему - просто по указу. Предприятия всех форм собственности должны каждый квартал уменьшать долю бартерных операций в своих оборотах на 5% от общего объема и изничтожать внутри себя зловредный бартер до тех пор, пока его не останется меньше 25%. (Что напоминает мрачную формулу приговора: «И будут подвешены за шею, пока не умрут».) А кто не выполнит предписанных нормативов, того будут ловить (?), штрафовать (!) и пополнять бюджет. Покажется мало - можно повторно отловить и оштрафовать - уже на более пристойную сумму. Жертвы будут отбираться, видимо, по принципу - кто не спрятался, тот сам виноват.

Но и это еще не все. Там, где бартер, там, как правило, всегда интересная интрига вокруг цены - того, что меняют, и того, на что меняют. Так вот, предписывается товарообмен продукцией (список от Кабмина прилагается) производить по индикативным или биржевым ценам, причем «порядок определения… биржевых цен устанавливается Кабинетом министров Украины». Странно, автору всегда упорно казалось, что искомый порядок устанавливается биржей и на бирже.

Напомним, что мы говорим о проектах, которые сам Камбин, по прочтении, попросил отдать ему на доработку. Но говоря о проектах, мы, как это ни печально, обнаруживаем тенденцию. Мы не будем даже заикаться о том, что в приказном порядке даже вода вверх не течет, не то что бартер не уменьшается. Дело обстоит еще хуже - провозглашая своей первейшей целью дерегуляцию, Президент принял из рук своих чиновников проект, означающий одно: грубейшее вмешательство государства в отношения между хозяйствующими субъектами. Отношения эти (по закону, между прочим) строятся на основе взаимных договоренностей, т.е. при «полном непротивлении сторон», где третий априори лишний. Хотите извести бартер? Реформируйте платежную систему вместе с отменой картотеки, приводите в чувство госфинансы - в первую очередь. Лет через надцать товарообмен останется только там, куда не доберется рынок.

Далее: провозглашая снижение налогового пресса, разработчики того, что мы успели осмыслить, делают уплату налогов крайне болезненным мероприятием, избежать которого не захочет только олигофрен, каковых в отечественном бизнесе (в отличие от отечества в целом) уже не осталось.

Результат такого указотворчества будет отличаться от запланированного настолько же, насколько сказанное слово расходится у наших начальников с провернутым делом. Отсюда первое правило для народа: если говорят о либерализации, значит, будут закручивать гайки, если о реальном бюджете - значит, через 10 лет. Между прочим, нынче говорят о программе расширенного финансирования от МВФ. Что означает: будут просить очередной кредит у некоторых любимых в Украине иностранных банков (лет на пять-семь, объемом в миллиард, и под 16-17% годовых). Поскольку выплаты по ОВГЗ ждать не будут, как, впрочем, не будет ждать и спровоцированный умелым управлением бюджетными и прочими средствами финансовый кризис. Кстати, в дополнение к изложенному правилу: если с высоких трибун говорят о надвигающемся кризисе, значит - он уже здесь.