Очередное социологическое исследование Центра Разумкова показало, что за последние месяцы лишь Социалистическая партия ухудшила свои показатели настолько, что случись парламентские выборы завтра, преодоление ею трехпроцентного барьера было бы проблематичным (2,4%). Остальные же политические силы сохранили за собой практически тот же круг сторонников. За Партию регионов готовы голосовать почти 30%, за БЮТ — почти 18, за «Нашу Украину» — почти 8, за КПУ — 4,2%.
Казалось бы, ситуация с показателями должна была уже серьезно измениться. Оппозиция при неэффективной работе власти, трудись она системно, могла бы свои показатели если не удвоить, то увеличить существенно. Рейтинг партии власти, пробывшей у руля три месяца, должен был бы просесть (и не в рамках социологической погрешности). А рейтинг «Нашей Украины», сделавшей 234 харакири, вообще обвалиться. Но этого не происходит.
На самом деле основными причинами сохранения электоральных групп за первой пятеркой партий является: во-первых, отсутствие альтернативы, а точнее, нового проекта, к которому серьезно бы отнеслось общество; а во-вторых, рейтинговая стагнация является следствием конфронтационной схемы политического самоопределения, заложенной во время кампании 2004 года г-ном Павловским и Ко. Сигнальная система «свой—чужой», расколовшая страну, по-прежнему эксплуатируется большинством политических лидеров исключительно с целью удержания завоеванного электората.
И пока это работает. Но только на рефлекторном уровне избирателя. На самом же деле столбцы рейтингов точит шашель электоральных сомнений, поскольку, помимо рефлексов, существует еще и разум, который несколько иначе оценивает действия власти. По просьбе «ЗН» Киевский международный институт социологии включил в свой опрос три наших вопроса. Первый из них звучал так: «Удовлетворяет вас или нет то, как выполняют свои обещания по улучшению жизни людей органы центральной власти»? Оказалось, что действиями центральной власти на этой ниве удовлетворены: на Западе — 3,5%, в Центре — 1,7, на Юге — 3,6, на Востоке — 5,4%. Всего удовлетворенных в стране 3,4%! Не удовлетворены — 66,6%.: среди них 72,2% проживают на Западе, 76 — в Центре, 65,2 — на Юге и 49,8 — на Востоке. «Отчасти удовлетворены, отчасти нет» — 22%: 15% — на Западе, 15,8 — в Центре, 24 — на Юге и 34,4% — на Востоке. Остальные со своей оценкой не определились.
Три месяца премьер Украины прилагает недюжинные усилия для того, чтобы внутри и вне страны всем объяснить, кто в доме хозяин. Глядя на вышеприведенные цифры, Януковичу, круто поставившему себя на районе, по всей видимости, стоит понимать, что в пакете с восприятием его доминирующей роли в государстве, идет и закрепление за ним ответственности за все происходящее. А происходящее оценивается мы видим как. Ведь подавляющее большинство в Украине центральную власть ассоциирует с премьер-министром и его командой. В эфире было немало информации, иллюстрирующей донецкую кадровую экспансию: министры, замы, начальники департаментов, служб, главы и члены наблюдательных советов и т.д. Заметьте — не Партии регионов, а именно донецкую. По данным КМИС 41% украинцев доверяют информации, согласно которой 80% назначений в центральные органы исполнительной власти получили выходцы из одной области — Донецкой. Этой информации доверяют 43% на Западе страны и столько же в Центре, 32% — на Юге и больше всех — 47% — на Востоке. Не доверяют такой информации в Украине вдвое меньше — 21%. Больше всего недоверчивых на Юге — 28%. Меньше всего в Центре — 15%. Не знают, можно этому доверять или нет, — 23%. А пятнадцати процентам — вообще все равно, назначается центральная исполнительная власть преимущественно за счет кадрового резерва Хоруживки или Енакиево.
Так вот, из тех, кто доверяет информации о засилии донецких кадров на Печерских холмах, позитивно подобный подход оценивают 10% населения Запада и Центра, 26% южан и 47% властноматеринского региона. В целом по Украине — 23%. Отрицательно к подобной практике относятся 43%. 63% из них живут на Западе, 60 — в Центре, 35 — на Юге и всего 11% — понятно, на Востоке. 30% затруднились определить свое отношение к такому явлению, как донецкая кадровая экспансия.
Таким образом, мы видим, что население не только на Западе, но и на Востоке, мягко говоря, недовольно тем, как выполняются обещания, данные центральной властью. Кроме того, мы видим, что значительная часть населения ассоциирует эту центральную власть с донецкой группой. И тем не менее на рейтинговых показателях это пока существенно не сказывается. Отсюда вопрос: способно ли и как быстро ухудшение экономического самоощущения граждан (а ему «в помощь» и рост цен, и рост коммунальных платежей) откорректировать шкалу, определяющую их политический выбор? Что станет рейтингообразовывающей причиной? Условно: квитанция о квартплате или ненависть к «агрессивному военному блоку»?
Вместе с тем необходимо отметить, что население весьма низко оценивает действия не только центральной власти, но и местной. А это уже аларм для всех «действующих» политических сил, поскольку тут речь о сигнальной системе «свой—чужой» не идет — везде свои: и в Донецке, и во Львове, и в Полтаве, и в Симферополе. При этом утвердительно на вопрос «Удовлетворяет вас или нет то, как выполняют свои обещания по улучшению жизни людей органы местной власти?» в стране ответило 8%. Работой помаранчевых местных советов и глав администраций на Западе удовлетворены 10%; работой бело-голубых советов и губернаторов (за исключением харьковского Авакова) — 7,3%; в Центре работой местных властей удовлетворены 6,6, на Юге — 9%.
Можно сказать, что показатели местной власти как минимум в два раза выше, чем показатели центральной. И вместе с тем они чрезвычайно низки, поскольку люди не удовлетворены тем, как местной властью выполняются обещания по улучшению жизни 58,5% украинцев. На Западе таких 60%, в Центре — 64,4, на Юге — 58,8, на Востоке — 48,4%. «Отчасти удовлетворены, отчасти нет» по стране 25,8%. При этом заметим, что местная власть работает не три месяца, как антикризисная коалиция и порожденное ею правительство, а семь месяцев — более чем достаточно для того, чтобы сложить представление о ее потенциале и результативности. Кроме того, еще раз подчеркну, что местные власти сформированы теми политическими силами, которые в конкретных регионах поддерживаются избирателями. Столь низкая оценка демонстрирует разочарование во всех ведущих политических силах. В большинстве регионов население находится в состоянии осознания того факта, что победа на местных выборах полюбившейся политической силы не означает улучшения жизни. Бои местного значения в Запорожье и Херсоне, Николаеве и Киеве медленно, но уверенно доказывают избирателям одно: чтобы ни говорили политики о приоритетности русского языка либо тюрем для бандитов, главная их задача — это власть и ресурсы, ресурсы и власть.
Власть, с приходом помаранчевых потерявшая магнетизм страха и компетентности, вызвала разочарование и неуважение к себе. Еще более новая власть агрессией, ретроградством и кичливо-наплевательским отношением к морали и закону, все больше вызывает чувство брезгливости, потому что пародия на Кучму — это смешно.
На фоне горы нерешенных, но актуальных для экономики и общества проблем власть по-прежнему приоритетно занимается войной внутри себя. Сегодня Ющенко и Янукович повторяют путь «Нашей Украины» и БЮТ, занявшихся самоуничтожением в канун парламентской кампании. Вопросы контрассигнации, отставки—не отставки министров, выходящая за рамки здравого смысла война с Луценко, попытка поставить под контроль министров президентской квоты не имеют ничего общего с решением актуальных для страны проблем. Но сколько усилий! В бессмысленных, с точки зрения здравого смысла и актуальных задач, интригах увязли и премьер, и президент. При этом каждый умудряется укусить себя за хребет.
Судите сами: агрессия, исходящая от Виктора Януковича по отношению к президенту и идущая вразрез с договоренностями, которые достигли между собой Ющенко и Ахметов, накаляет обстановку все сильнее. «Вы — царь, Виктор Федорович, так доколе?!». Примерно с таким посылом, ложащимся на подготовленную почву, к Януковичу каждый день обращаются и Сергей Левочкин, и Николай Азаров, да и Андрей Клюев. Окружение кует инструмент всевласти. В результате инструмент добела накаляется в позиционных спорах, но выглядит все менее убедительным с точки зрения применения в починке страны. Более того, активизация бессмысленного противостояния делает все менее реальной и без того призрачную иллюзию достижения межполитического консенсуса в принятии стратегических для страны решений. В первую очередь речь идет о формировании единого фронта в вопросе обеспечения энергетической безопасности.
Теперь о президенте. С приходом новой команды на Банковую участилось количество адекватных реакций главы государства на происходящее. Это касается комментариев Виктора Ющенко по тому же газовому вопросу, Черноморскому флоту. Внятной была реакция президента на выступление Владимира Путина. А внесение в сессионный зал части СОТовских законопроектов можно только приветствовать, если, конечно, забыть о том, что сделать это можно было гораздо раньше. Но это — лишь одна сторона деятельности. Другая же заключается в том, что Виктор Андреевич собственными руками открыл перспективу создания конституционного большинства в парламенте, причем им не контролируемого. Именно так стоит рассматривать непродуманный шаг с выступлением на съезде «Нашей Украины». Публично отказав в доверии, а значит, и во влиянии «любим друзям», Ющенко фактически снял с парламентской фракции «Нашей Украины» обручи, удерживающие это разношерстное объединение. Именно «любі друзі», какой бы негатив в общественном мнении ни был с ними заслуженно связан, являлись единственным средством относительно надежного удержания фракции. Отправив их «в отставку», почетный лидер «НУ» не предложил альтернативного эффективного механизма. Непродуманная идея с внедрением в партию Арсения Яценюка не стала альтернативой, и от нее на Банковой отказались. Кем заменить «любих друзів»? Авторитетным для малой части партии Катеринчуком? Или авторитетным для Ющенко Ехануровым? Перспективным варягом Кириленко? Либо одним из помаранчевых губернаторов? Президент, разрушив существовавший механизм партийного и фракционного контроля, не знает, что предложить взамен. (Вообще-то, отбросив ширму в виде определения «почетный», мог и должен бы предложить себя. Но это дело хлопотное.) В результате деморализованная фракция уже начала расползаться: голосование кинаховцев за бюджет в первом чтении — это тот «голубой ручеек», с которого может начаться река неконтролируемого помаранчевого исхода президентской фракции. А раскол в «НУ» в свою очередь может спровоцировать дезертирские решения шатающихся элементов БЮТа: «Гуртом і батька, й матір легше бити».
Виктор Ющенко прямо как Федор Бондарчук в известной рекламе — одним ударом может забить три шара. В лузу нечаявших радостей «регионалов» загнать недостающих для конституционного большинства депутатов; в лузу Тимошенко — остатки собственной фракции, а в собственную лузу — лишение самого себя де-факто права ветировать законы. И ладно бы Виктор Андреевич сам себя лишил остатков влияния, но дело в том, что в условиях прирученной «регионалами» прокуратуры, президент с его контрольными функциями — это единственный тормоз на пути разогнавшегося бульдозера.
И вот пока главные герои вязнут в мелочных «разборках» и сведении счетов, Украина просто теряет суверинитет. Она теряет его в сфере внешней политики и в сфере энергообеспечения. Она теряет его в вопросах ВТО и в вопросах независимости отечественного крупного бизнеса. Украина как член мирового сообщества все больше превращается из субъекта в объект. Пока «пани б’ються — у холопів тріщать чуби», у сэров — соображалки, а вот у товарищей карманы…
«Павлины, говоришь…» Вот и мы о рейтингах…
Репрезентативный опрос
КМИСом проведен с 13 по 24 октября. Методом интервью опрошено
2 тыс. респондентов, проживающих в 110 населенных пунктах всех областей Украины, Крыму и Киеве.