UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИЗИТ НАЗИДАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

«По приглашению министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка в пятницу Украину посетила госсекретарь США Мадлен Олбрайт»...

Автор: Юлия Мостовая

«По приглашению министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка в пятницу Украину посетила госсекретарь США Мадлен Олбрайт». Ничего необычного в подобной протокольной формулировке информационного сообщения МИДа нет. Если, конечно, не учитывать того, что приглашение посетить Украину было направлено Мадлен Олбрайт прошлой весной. И нельзя сказать, что глава американского внешнеполитического ведомства не отозвалась на него сразу. Она была готова посетить Киев еще в мае прошлого года, однако украинское общество, в своем подавляющем большинстве без энтузиазма отнесшееся к натовским бомбардировкам в Косово, вряд ли бы прониклось пониманием к шагу стратегического партнера Украины. Визит был перенесен на более удобное время, но затем у нас разгорелась предвыборная кампания, на смену которой пришел скандал Украины с МВФ. К нему власти США не могли оставаться безучастными, поскольку под огнем критики западных СМИ оказывалась политика, проводимая демократами в отношении Украины. Этот скандал не закончен и сейчас, в связи с чем возникает вопрос: почему Мадлен Олбрайт приняла решение именно теперь воспользоваться приглашением своего украинского коллеги?

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Тем более, что решение посетить Украину принималось, разумеется, не самой Мадлен Олбрайт, а на самом высоком американском уровне. При этом не следует также забывать, что американские чиновники и дипломаты даже внутри нынешнего демократического кабинета не имеют единой позиции по политике на украинском направлении. Условно американскую политическую элиту, находящуюся у руля, можно разделить на три группы: первая — это избирательный штаб кандидата в президенты от демократической партии Альберта Гора. Действующие лица, входящие в него, с величайшей осторожностью относятся ко всему, что может бросить тень на имя и послужной список кандидата. Конкурирующие республиканцы с готовностью раздувают любую мелочь, способную урезать шансы на победу нынешнего вице-президента США, который является сопредседателем украино-американской комиссии Кучма—Гор. Аудит НБУ еще не закончен и можно с достаточно высокой степенью вероятности предположить, что в штабе Гора убеждены в необходимости повременить с контактами с Киевом, тем более на таком высоком уровне, как министры иностранных дел.

Символом второй группы мог бы стать министр финансов США Ларри Саммерс. Никакого особо пристрастного отношения к Украине этот влиятельный американский чиновник не испытывает. По большому счету ему все равно: с Украиной конфликтует МВФ, с Венгрией или с Замбией. Он просто, в том числе и под влиянием проходящей в США предвыборной кампании, пытается навести порядок в такой организации, как МВФ, и предлагает, выбивая карты из рук республиканцев, ужесточить контроль за расходованием американских средств, выделяемых иным государствам. Его позиция прагматична и жестка и для него Украина — совершенно не персонифицированная точка приложения этой политики.

Третья группа — Госдеп и Белый дом. Тут в чести геополитические интересы США. Это совсем не означает, что Мадлен Олбрайт или Билл Клинтон менее других заинтересованы в сохранении власти в руках демократов. Вместе с тем, можно предположить, что, принимая решения о визите госпожи Олбрайт в Украину, руководство США не забывало, в частности, и о приходе нового президента в Россию, и о необходимой поддержке реформаторского курса Виктора Ющенко, и о Чернобыле.

Скорее всего, предварительные итоги первого этапа аудита, с которыми Мадлен Олбрайт знакома лучше, чем украинская общественность, дали основание полагать, что негативных сенсаций в выводах «PricewaterhouseCoopers» не будет. Этот момент, а также осознание вреда, нанесенного скандалом с МВФ имиджу Украины дали возможность Белому дому принять решение о визите главы Госдепа в Украину.

Первично утвержденные сроки визита госсекретаря США приходились на 19—20 апреля. Перенос посещения Киева с конца азиатского турне Мадлен Олбрайт в начало, конечно же, может восприниматься как просто техническое. Источник из окружения Мадлен Олбрайт, прибывший вместе с ней в Киев, уверяет, что изменение сроков украинского визита связано с тем, что госсекретарю необходимо успеть вернуться в Вашингтон для встречи с Ясиром Арафатом. Вместе с тем нельзя не заметить, что изменение дат в посещении Киева произошло после утечки информации о визите президента РФ Владимира Путина в Киев. Несмотря на официальные опровержения, путинская версия о переносе сроков визита Мадлен Олбрайт выглядит весьма логично. Во-первых, потому что первоочередной ее задачей является поддержка правительства Виктора Ющенко. Во-вторых, американцам, получившим шанс с приходом нового президента наладить новые отношения с Россией, небезынтересно мнение украинского руководства как о самом Владимире Путине, так и о перспекти- вах украино-российских отношений. Вашингтону необходимо продемонстрировать, что несмотря на кажущееся охлаждение взаимоотношений с Киевом после переноса визита Виктора Ющенко в США, Украина на самом деле остается в зоне приоритетных интересов американцев. В первую очередь такой сигнал будет пущен Москве, от которой в Америке не особенно знают чего ожидать: не то дружеских объятий, не то новых витков конфронтации.

В ходе визита Мадлен Олбрайт в Киев не должна была определяться окончательная дата поездки Виктора Ющенко в Вашингтон, ведь согласно принятой в Белом доме стратегии, этот визит должен состояться по окончанию утрясания всех проблем и шероховатостей, существующих в отношениях Украины и МВФ. Одним словом — в мае. Вместе с тем, в Киеве в ходе переговоров проговаривались даты приезда в Украину президента США Билла Клинтона. В том, что прощальный визит в ранге президента состоится, в МИДе почти уверены. Конечно же, подобная поездка может носить и лирический характер, однако американцы не те люди, которые тратят слишком много времени на сантименты. Практическая основа визита Билла Клинтона может быть, в частности, связана и с закрытием Чернобыльской АЭС. Если же Клинтон времени приехать не найдет, то не исключено, что украинское заседание комиссии Кучма—Гор проведет вице-президент США, известный как борец за экологию. Во время пребывания в Киеве Мадлен Олбрайт всячески пыталась услышать четкое предложение о дате закрытия злополучной станции. Примечательно в данной ситуации то, что закрытием ЧАЭС на днях было поручено заниматься не Владимиру Горбулину, о чем ранее распорядился Президент, а премьер-министру Виктору Ющенко. Многих подобное решение удивило, однако всему есть свои объяснения, причем как объективные, так и субъективные. Закрытие атомной станции — чрезвычайно сложный процесс и он требует наличия механизмов власти и возможности отдавать приказы. Владимир Павлович в настоящий момент в этом плане имеет некоторые ограничения, тогда как Ющенко располагает всеми возможностями.

Конечно, более логичным было бы поручить заниматься этими вопросами вице-премьеру по топливно-энергетическому комплексу Юлии Тимошенко. Возможно, ей не стали это поручать в свете возможной смены сферы деятельности, но и не исключен и другой вариант: раз Ющенко так любят на Западе, то пускай он с ними и утрясает все денежные вопросы, касающиеся закрытия ЧАЭС. А вопросов, надо сказать, немало. Во-первых, на грядущей донорской конференции Украина рассчитывает получить оставшуюся половину от гранта на строительство нового саркофага, а это более 330 млн. долларов. Предварительная договоренность о трех сотнях уже существует. Однако после конфликта с МВФ есть вопрос: на каких счетах будут храниться выделяемые средства? Украинских или ЕБРРовских? Необходимо также решить вопрос с кредитами на достройку Ривненской и Хмельницкой АЭС. Тут Украина сократила свои аппетиты от размеров желательности до размеров необходимости и пришла к цифре 700 млн. долларов. И, наконец, предстоит выдержать борьбу за стомиллионный грант, за счет которого Киев намерен приобрести топливо для атомных станций, что позволит компенсировать энергетическую дыру, возникающую от момента закрытия ЧАЭС до момента введения в эксплуатацию новых блоков на двух других атомных станциях.

Помимо всех вышеупомянутых вопросов Мадлен Олбрайт не изменила в Украине своему традиционному сценарию рабочих и официальных визитов. Кроме встреч с премьером, Президентом и министром иностранных дел Мадлен Олбрайт встретилась с бизнесменами, журналистами и молодежью. Последний пункт для госсекретаря США был особенно значим, именно поэтому американское посольство так много времени уделило подготовке прямого эфира Олбрайт на канале «1+1». Квота приглашенных посольством соотносилась как четыре к одному, причем основной акцент американцами был сделан на приглашении в студию студентов наиболее прогрессивного и свободомыслящего вуза Украины — Киево-Могилянской академии. К сожалению, «Зеркало недели» сдается в печать до момента проведения как пресс-конференции Мадлен Олбрайт, так и ее прямого эфира. Однако несложно предположить, что госсекретарь США охотно выскажется по поводу проблем со свободой слова и средств массовой информации Украины. (Жаль, правда, что набравшие в рот воды американцы молчали об этом в сентябре-ноябре 99-го. Хотя, может, лучше позже, чем никогда?)

Не исключено, что не только в высоких кабинетах, где она это сделала, но и на телевидении она выразит надежду по поводу активизации борьбы с коррупцией в нашей стране, а также выскажет предположение, что Украине стоило бы с гораздо большим уважением относиться к вопросу интеллектуальной собственности. Последняя тема, поднятая во время пятничных переговоров Олбрайт в Киеве, связана с тем, что продукция крупнейших кино- и звукозаписывающих компаний перестает стоить чего-либо сразу по пересечении украинской границы. США, впрочем, как и Европа, намерены дать серьезный бой украинскому пиратству. Не исключено, что то же самое коснется и компьютерных программ.

Тот же источник, что сообщил о предстоящей встрече Мадлен Олбрайт с Ясиром Арафтом, высказал предположение о том, что она якобы намерена обсуждать с украинскими дипломатами украино-НАТОвские отношения. Теряясь в догадках, что могло бы стать предметом обсуждения в ровно текущих отношениях Киева и Брюсселя, мы подумали о том, что единственной темой обсуждения могло бы быть заявление «нового главы внешнеполитического ведомства Украины» Николая Григорьевича Жулинского. Это заявление прозвучало в интервью газеты «Коммерсант», где вице-премьер по гуманитарным вопросам сообщил, что Украине не следует педалировать, но и не стоит затягивать решение вопроса о вступлении в НАТО, для чего, собственно, и посоветовал разработать тщательную программу по разъяснению украинской общественности позитивных перемен, произошедших в этой организации. С подобным заявлением накануне приезда Владимира Путина соперничать может разве что несогласованное с МИДом решение СБУ о задержании на украинской границе издателя англоязычной газеты «Киев пост», произведенное накануне визитов министров иностранных дел Великобритании и США.

Но вернемся к американской гостье. Если говорить по большому счету, то визит Мадлен Олбрайт в Украину с геополитической точки зрения имеет лишь один главный момент: после выборов президента России представитель США (хотела госсекретарь этого или нет) оказался первым, поставившим метку своей супердержавы на государстве в центре Европы. Поэтому переговоры с Владимиром Путиным, которые состоятся на будущей неделе, будут проходить если не под, то по крайней мере с учетом этого знака. По крайней мере — так хотелось бы думать украинской элите. Вопрос лишь один — думает ли так Путин?

Юлия МОСТОВАЯ