UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИРТУАЛЬНАЯ РОТАЦИЯ

Особенности национальной ротации «Срочно познакомлюсь с депутатами-профессионалами, прошедшими школу жизни, с целью создания коалиционного правительства...

Автор: Александр Юрчук

Особенности национальной ротации

«Срочно познакомлюсь с депутатами-профессионалами, прошедшими школу жизни, с целью создания коалиционного правительства. Желательно отсутствие вредной привычки нажимать кнопку за отставку Кабмина. Немного о себе: опытный премьер, находящийся рядом с Президентом. Отбор будет производиться на конкурсной основе с последующим собеседованием. Принимаются заявки от фракций с фотографиями претендентов. Целую, премьер-министр». Примерно такое рекламное объявление было сделано больше недели назад, сразу же после судьбоносного голосования по отчету правительства. Как известно, 13 октября Кабмин устоял и буквально на следующий день была предпринята странная попытка решить проблему устойчивости правительства за счет его пополнения представителями депутатского корпуса.

На первый взгляд, замысел премьера и Президента вызывает неприкрытое восхищение, плавно переходящее в ужас. Вроде бы сразу решаются три задачи:

1) с помощью массового «съема депутатов» на работу в структуры исполнительной власти немедленно формируется парламентское большинство, способное к так называемому конструктивному сотрудничеству с Президентом;

2) присутствие в Кабмине представителей различных фракций Верховной Рады позволяет говорить о наличии как бы коалиционного правительства, разделяющего с главой государства, парламентом и «Первым инвестиционным банком» ответственность за ситуацию в стране;

3) достигается тесное сотрудничество ветвей власти, что, несомненно, должно обрадовать все прогрессивное человечество в лице кандидата на повторный президентский срок Леонида Кучмы.

Все очень хорошо, но сценарий «приручения депутатов» страдает отсутствием четких причинно-следственных связей. В частности непонятно, когда формируется парламентское большинство: до образования коалиционного правительства, в ходе переговоров по этому вопросу или после всего, за чашечкой кофе в буфете? Есть еще один маленький нюанс, а именно - наличие, так сказать, старого состава Кабмина. Кого менять-то будем? Получается, что переговоры между «съемщиками» правительственных кадров и потенциальными претендентами ведутся сразу на двух уровнях:

1) договариваются о степени обновления Кабинета министров, количестве кресел, выставляемых на «растерзание депутатов», и последовательности обмена;

2) обсуждаются конкретные кандидатуры, которые должны заменить уставших от ответственности правительственных чиновников.

Выходит, что Валерий Пустовойтенко «подвесил» существующий состав правительства, так как никто толком не знает свою будущую судьбу, и гадания по принципу «уволит - не уволит» становится распространенным явлением в административном здании на улице Грушевского. А ведь этим людям необходимо реализовывать антикризисные меры и спасать промышленность от падения фондового рынка Юго-Восточной Азии. Таким образом, «съем» нового состава кабинета из числа обладателей депутатского мандата привел к порче нынешнего правительственного механизма.

Особенности национального обмена

Опрос представителей фракций ВР, попадающих по первичным политическим признакам под категорию «кадрового резерва» КМ, показал, что переговоры о новых назначениях идут туго. Вроде бы проводятся консультации, высказываются различные взаимоисключающие пожелания, но консенсуса почему-то не получается. А ведь время поджимает и не за горами рассмотрение в парламенте программы деятельности Кабинета министров. Логично было бы предположить, что при наличии стратегического провала плана создания коалиционного правительства торг по поводу портфелей плавно переместился в сферу «покупки» голосов парламентариев в деле утверждения ВР программного документа Кабмина. Если правительственная программа будет утверждена, то Верховная Рада, в соответствии с Конституцией, на протяжении года не сможет отправить кабинет Пустовойтенко в отставку. Когда премьер получит такую «годовую индульгенцию», то вопрос о формировании коалиционного КМ можно будет забыть как страшный сон.

Однако проблема заключается в том, что реальная программа действий правительства уже существует в виде Меморандума экономической политики на период с 1 июля 1998 года по 30 июня 2001 года. Она согласована с МВФ, под нее выделен кредит EFF, но к сожалению, указанный документ ни в коем случае нельзя подавать, так сказать, «в голом виде», на рассмотрение Верховной Рады. Возникнет масса ненужных политических осложнений и криков о продаже Родины, как будто кто-то собирается ее покупать. Имеется в виду Родина, а не Николаевский глиноземный завод. Поэтому необходимо провести подготовительную работу с целью обеспечения прохождения «замаскированного» варианта правительственной программы и тут без поощрительной раздачи правительственных кресел не обойтись. Возможна следующая схема диалога заинтересованных сторон:

- Вы против «передачи управления газопроводной системой консорциуму украинских и иностранных компаний»? Давайте поговорим как деловые люди. Есть у нас один министр, которого можно безболезненно обменять...

- Максимальная тарифная ставка на импорт будет снижена с 30% до 20% (31 декабря 2000 г.) Не надо кричать о защите национальных производителей, вы не на трибуне. Будьте циничнее и к вам потянутся люди на прием в министерство...

- «Мы готовы реализовать более жесткую монетарную политику для защиты валютного коридора и станем проводить консультации с экспертами МВФ относительно политики валютного курса». Ну не принимайте все так буквально. Понимаю, что вас тошнит от слова «монетаризм», но там это любят. Чтобы преодолеть «позывы», можно попробовать поработать у нас.

Особенности национальной ответственности

Параллельно со схемой «подвешивания правительства» с целью формирования мифического парламентского большинства проводится увлекательная дискуссия о степени вины Национального банка. СБУ с помощью оперативно-розыскной деятельности позволило себе усомниться в устойчивости и безгрешности НБУ вообще и его руководства в частности. 180 депутатов поддержали эти сомнения путем создания специальной следственной комиссии парламента по расследованию международных (и не только) операций Нацбанка. Дело «запахло» отставкой неприкасаемого Виктора Ющенко и поиском достойного кандидата на его место. В отличие от России, где перерастание экономического кризиса в политический сопровождалось отставкой главы Центрального банка и правительства, в Украине все происходит стабильно и плавно. Сначала клиентов - правительство и НБУ - надо «выдержать» в состоянии полной неопределенности, дать всем понять, что руководство готово к решительным и неординарным действиям, а потом тщательно избегать задекларированных политических «телодвижений».

Вырисовывается следующая схема:

- да, в число акционеров «Первого инвестиционного банка» входит Петр Ющенко, проживающий в городе Харькове и в распоряжении которого находится 651 именная акция на общую сумму в 6510 грн.;

- да, это брат того самого Ющенко. А на Кипре есть банк Credit Suisse First Boston, зарегистрирован на домашний адрес некоего адвоката, который любит то ли Украину, то ли резервы НБУ.

Все, достаточно, продолжайте работать. Не поняли, к чему все это? Никто никого не собирается увольнять, но мы внимательно следим за ситуацией. Проверяем легитимность вышеупомянутого киприотского банка, а также реальную связь между Бостоном, Кипром и Харьковом. На всякий случай. Мало ли что может произойти. В конце концов, вот вам ромашка и гадайте: подаст Президент представление на отставку Ющенко или не подаст? Главное - это наличие политической воли и ответственности других за свои действия.

Итоги

Таким образом, в Украине происходит виртуальная ротация Кабинета министров и виртуальная отставка председателя правления Национального банка. Другими словами, все вроде бы происходит как на самом деле, но потрогать указы о новых назначениях руками пока нельзя. Масштабная политическая комбинация проводится настолько искусно, что на каком-то этапе потеряла всякий смысл и распалась на микрокомбинации, свести которые в одно целое может только неожиданное решение главы государства. А в том, что оно будет неожиданным, никто не сомневается. Всегда так бывает: все вроде бы идет к логическому завершению, но в дело вмешивается Президент и открываются новые прелести внутренней политики.