UA / RU
Поддержать ZN.ua

Виктор Вексельберг: «можно сделать выдох»

Виктор Феликсович Вексельберг родился в 1957 году в г. Дрогобыче Львовской области. В 1979-м окончил Московский институт инженеров транспорта...

Автор: Игорь Маскалевич

Виктор Феликсович Вексельберг родился в 1957 году в г. Дрогобыче Львовской области. В 1979-м окончил Московский институт инженеров транспорта.

Является основным акционером одной из крупнейших российских финансово-промышленных групп — группы компаний «Ренова».

В 1996 году создал открытое акционерное общество «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ). В 2004-м группа СУАЛ входила в десятку ведущих мировых производителей алюминия. Производство первичного алюминия составило 923,8 тыс. тонн, глинозема2,07 млн. тонн.

С 1998 года В.Вексельберг является совладельцем Тюменской нефтяной компании (ТНК), впоследствии создавшей вместе с British Petroleum компанию ТНК-ВР.

В последние годы «Ренова» осуществляет крупные инвестиции в титановый бизнес — ОАО «ВСМПО» и ОАО «АВИСМА».

Г-н Вексельберг является членом Бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который он представляет в Высшем координационном совете предпринимательских организаций России.

Принадлежащие г-ну Вексельбергу активы в 2004 году оценивались в 6,3 млрд. долл.

В марте Киев посетил один из наиболее известных российских предпринимателей, владелец группы СУАЛ Виктор Вексельберг. Он провел серию встреч в секретариате Президента Украины, в частности с государственным секретарем Александром Зинченко.

Среди прочего он дал короткое интервью «ЗН».

— Каковы ваши впечатления от первых контактов с новым украинским руководством?

— В целом позитивные. Мы увидели новый уровень понимания процессов в экономике. К примеру, разговор шел не о льготах и тарифах для отдельных предприятий, а об идеологии развития бизнеса в Украине, о стратегических вопросах. В то же время встречи носили весьма деловой и прагматичный характер.

— Насколько прошедшие выборы повлияли на ваше отношение к перспективам бизнеса в Украине?

— Выборы, тем более президентские, в любой стране всегда привносят долю неопределенности. Так что и в Украине наблюдалась некоторая естественная пауза, связанная со сменой президентов, со сменой определенных акцентов, направлений и подходов. И, конечно же, российский бизнес не мог не среагировать выжидательно на эту ситуацию.

Но выборы закончились, и можно сделать выдох: ничего неординарного не произошло, нет оснований для беспокойства.

— Вы считаете, что вас декларируемые процессы реприватизации не коснутся?

— Думаю, они не коснутся и других российских бизнесменов.

— В ходе встреч с украинским руководством вопрос вашего участия в проектах Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлКа) поднимался?

— Да, группа СУАЛ очень тесно взаимодействует с ЗАлКом, и мы обсуждали видение развития предприятия. Т.е. не просто, сколько и какой продукции нужно выпустить, а в более широком плане: речь шла об идеологии производства алюминия и глинозема в Украине, о реальных потребностях рынка, о том, что нужно сделать для повышения конкурентоспособности украинской алюминиевой отрасли. Насколько я понял, такой подход нашел понимание...

— Вы говорили об инвестиционной программе на ЗАлКе?

— Мы разрабатываем проект развития предприятия и вынесем его на рассмотрение украинского руководства.

— Вы являетесь одним из основных акционеров компании ТНК-BP. В Киеве поднимались вопросы о Лисичанском НПЗ?

— Нет. Предприятие работает нормально, все программы развития выполняются. Я не вижу там проблем…

— В прошлом году вы предлагали серию проектов в области добычи титановых руд в Украине, известно и о вашем письме Президенту Ющенко. Этот вопрос обсуждался?

— Мы заинтересованы в этих проектах. Наши расчеты показывают, что наиболее эффективно будет выстроить вертикально интегрированную компанию, объединяющую в себе как добычу, так и производство и маркетинг произведенной продукции. С этими предложениями мы выходили на руководство Украины. Сейчас отрабатываем вопросы разработки Федоровского месторождения (Житомирская область). Тем более что этот процесс интересен и для Украины. Запасы титановых руд на действующих Вольногорском и Иршанском месторождениях уже сильно выработаны.

— Однако предыдущее правительство уже пробовало создать нечто подобное.

— Некоторые наши идеи пытались использовать другие, но, думаю, мы сами сможем реализовать их эффективнее. У нас больше и опыта, и ресурсов. Рынок все более глобализуется, существуют международные концерны, конгломераты, очень эффективно управляющие этими процессами.

У нас имеются все предпосылки к тому, чтобы построить очень серьезную международную горно-металлургическую компанию, которая будет в числе мировых лидеров.

— Говорят о вашем интересе к химической промышленности…

— У нас уже есть ряд химических проектов. Очень интересно производство удобрений. Если правильно развивать этот бизнес, он очень перспективен. Там иные критерии эффективности, которые привязаны в первую очередь к тому, как выглядит международный рынок производителей удобрений, где находятся основные потребители и как будет развиваться ситуация в динамике. Кроме того, добываемая на Федоровском месторождении руда содержит и сырье для минеральных удобрений. Это весьма выгодно Украине: снижается ее зависимость от импортного сырья.

Я сторонник диверсификации по двум принципам — по характеру выпускаемой продукции и по территориальному. Международные компании такого типа очень устойчивы к колебаниям конъюнктуры на отдельных рынках.

— Какие проекты в химической отрасли вас интересуют в первую очередь?

— Мы готовы участвовать в приватизации Одесского припортового завода.

— Вы уверены, что вам дадут возможность осуществить все эти планы? Ведь речь идет о контроле над целыми отраслями экономики…

— Мы предложим наши проекты, а уже дело украинских властей — их рассмотреть, оценить. Безусловно, не обойдется без участия премьер-министра Украины и всего Кабинета министров — на них будет возложена вся текущая и исполнительская часть работы.

Мне кажется, что сейчас мы встречаем здесь, в Киеве, более конструктивный подход, чем раньше. Нам говорят: давайте сверим стратегические подходы, и если они совпадают — готовьте конкретные проекты, мы их сразу рассмотрим. Стратегические подходы совпадают. Теперь дело за тем, чтобы представить проекты.

— И когда это случится?

— Думаю, к апрелю мы будем готовы выдвинуть сразу несколько.

— А сколько вы можете вложить средств?

— Это не совсем корректный вопрос. Мало кто развивает бизнес только на своих деньгах. И мы, как компания, сможем привлечь для этого проекта ресурсы на мировом рынке. Речь идет о сотнях миллионов долларов.

— Проектами по титану будет заниматься Титаново-аппатитовая компания (ТАКО)?

— Да, развитием этого бизнеса в Украине будет заниматься Владимир Соколовский (ТАКО).

— А другие проекты в металлургии вас интересуют? «Ренова» начинает проект по производству марганцевой руды в Южной Африке. Вы готовы к работе на украинском рынке ферросплавов?

— Да, когда будет запущен наш марганцевый проект в ЮАР, мы готовы направлять продукцию на рынок Украины, которая в этом весьма заинтересована. И если будет продаваться Никопольский завод ферросплавов, мы также готовы его купить.

— «Ренова» является владельцем ряда контрольных пакетов энергетических компаний России. Вы рассматриваете проекты участия в украинской энергетике?

— Сейчас таких планов у нас нет. Наши интересы лежат в нефтяном, алюминиевом бизнесе, титановых месторождениях, химии. Думаю, этого пока достаточно.