В минувший вторник на берегах туманного Альбиона высадился мощный украинский десант — министры и вице-премьеры во главе с и.о. премьер-министра Е.Марчуком, промышленники, представители финансовых кругов. Объяснение этому факту самое простое: 24—25 мая в гостинице «Интерконтиненталь» проходила организованная Институтом Адама Смита международная конференция «Инвестиционное окно в Украину». Безусловно, детальный анализ итогов еще впереди, а пока мы попросили поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного первого вице-премьер-министра Виктора ПИНЗЕНИКА.
— Украина имеет нынче хороший имидж в Европе, мире, наверное, даже лучший, чем внутри самой страны, — говорит Виктор Михайлович. — На Западе много пишут о наших реформах и их трудностях, знают о процессе макроэкономической стабилизации. Так что это, я считаю, очень удачное время, чтобы заявить о себе, привлечь внимание потенциальных инвесторов. Кроме украинских предприятий, организовавших в рамках этого форума небольшую выставку, на конференции были представлены иностранные фирмы, которые начинают работать или хотели бы работать с нашей страной. И хотя все откровенно заявляют о своем консерватизме, вопросы задавались весьма профессиональные — о защите инвестиций, о законодательном регулировании процесса приватизации земли, о налоговой политике и пр. Это, на мой взгляд, хорошая примета — близится принятие решений.
Интерес к конференции был немалый. Я несколько скептически отнесся к тому, что рассказывал мой коллега по правительству И.Митюков после предыдущего визита в Лондон: ему не один раз, а дважды пришлось встречаться с представителями деловых кругов — так много было желающих побывать на такой встрече. Так вот, на этой конференции зал тоже был переполнен, часть людей стояла. Я бы не делал из этого далекоидущих выводов, но то, что у нас есть шанс привлечь к себе много новых партнеров — это однозначно.
Нас информировали, что в конференции принимает участие 500 человек, и это уже результат. Многие из них представляли различные фирмы Великобритании, США, Канады, хотя были и интересы другого рода — журналистские, научные. Насколько мне известно, когда подобная конференция в Лондоне была посвящена проблемам Советского Союза, участников было меньше.
Хорошо был воспринят доклад Е. Марчука. Англичане нечасто слышат, чтобы зарубежный премьер свободно говорил и делал доклад по-английски. Я думаю, что они много знают о руководителе нашего правительства, но сам факт такого доклада впечатляет. С замечательным докладом выступил президент Европейского банка реконструкции и развития Жак де Ларозьер. Это, наверное, было самое важное выступление по силе оптимизма и веры в Украину, оно может существенно повлиять на усиление притока инвестиций. Тем более, что и сам Европейский банк способен чаще подставлять плечо при реализации в нашей стране различных проектов.
Наша поездка была неофициальной, но украинское посольство в Великобритании устроило немало встреч — в министерстве иностранных дел Великобритании, министерстве торговли, а также с представителями крупных фирм, в частности, связанных с разведкой и добычей нефти и газа. Кстати, одна из таких фирм — «Бритиш Газ» — уже три года из-за бюрократических проволочек не может получить лицензию на добычу газа в Украине, и мы пообещали содействовать в решении этого вопроса. Но особо я бы отметил встречу в Британской ассоциации предпринимателей, объединяющей 25 тысяч предприятий страны. Разговор состоялся заинтересованный, нам опять-таки задавали профессиональные вопросы.
Свою готовность этим летом побывать в Украине высказали представители ряда крупных инвестиционных компаний. И это тоже хорошо: если нет перспектив, то никто не станет к нам ехать. Конечно, сложность социально-экономической ситуации и несовершенство законодательной базы сдерживает многих инвесторов. Нас не раз спрашивали и об отношениях законодательной и исполнительной власти в Украине, о том, как долго правительство будет пребывать в «подвешенном» состоянии. Такая нестабильность нам далеко не на пользу. Конечно, рисковать будут и в таких условиях, но реальный приток инвестиций возможен лишь тогда, когда в Украине обозначатся некоторые параметры стабильности.