UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕСНА, КАБМИН НАЧИНАЕТ ЛИНЯТЬ...

ВЕСНА.Кабмин начинает линять… Наш неотразимчик любил сибаритствовать. Он наловчился гипнотизировать енотов, и те сами являлись к нему на обед.....

Автор: Александр Макаров

ВЕСНА.Кабмин начинает линять…

Наш неотразимчик любил сибаритствовать. Он наловчился гипнотизировать енотов, и те сами являлись к нему на обед...

Еноты очень ловко действовали лапками, и Лемюэль заставлял их раскладывать костер и самих себя поджаривать.

Интересно, свежевали ли они сами себя или нет?

Г.Каттнер, «Сплошные неприятности»

Как-то повелось у нас, что все отходы министров на подготовленные или неподготовленные позиции происходят массово, как будто у кого-то раззуделось плечо и зачесалась рука. Собственно, руки в этом случае лишь выполняют команду головы и сердца, которые уже не могут жить по-старому и хотят жить по-новому.

Об обновлении финансово-экономического блока правительства говорилось давно. Собственно, правительство у нас формировалось не по блочному принципу, но об этом ниже.

Начнем по старшинству - с уважаемого министра финансов.

В алентин Максимович Ко-

роневский навсегда останется в истории украинских финансов как живое свидетельство неудачной попытки преобразования министерства в облфинотдел. Эксперимент был проведен и дал отрицательный результат.

Быть хорошим человеком еще мало для министра финансов, сказал В.Горбулин. Да, маловато. Осмелюсь произнести крамольную мысль - даже плохой человек может быть хорошим министром финансов.

А если летом прошлого года у нас назначали человека на это ведомство исходя из его характера - можно было бы назначить и Василия Васильевича Дурдинца по совместительству. Ведь все говорят - милейший человек.

Поставив таким образом В.Короневского в идиотское положение, авторы назначения едва не угрохали наши финансы, и не произошло это только потому, что сам министр, говорят, старался особенно в такие мелочи, как ОВГЗ и бюджет, не вмешиваться, людям работать не мешал и только лишь обаятельно выглядел на трибуне.

Новый человек на его месте - на самом деле старый, и, как представляется, это назначение поможет стать на ноги Виктору Ющенко, не ко времени оказавшемуся в больнице. Они с Игорем Митюковым работали еще в банке «Украина», потом в Нацбанке, а затем тот работал вице-премьером по финансам до упразднения этой должности.

Не трогая его как человека, подождем его действий. Тем более, что редко какой министр финансов получал место в таком тупике по части принятия бюджета и новых налогов, конфликта с парламентом и бюджетной задолженности, о которой говорить страшно.

Ю рий Иванович Ехану-

ров вернулся в родное министерство из родного Фонда госимущества. Юрий Иванович представляет собой такого редкого в постсоциалистических странах главу Фонда госимущества, о котором практически никто не говорит, что он продал половину этой страны и купил половину Канарских островов.

Ю.Ехануров никогда не отличался партийной волей и натиском и не приставал к директорам со словами «Не приватизируешься - убью». Человек с подобными повадками работал в России, но, принеся таким образом пользу реформам, он до сих пор поражает воображение соотечественников размерами даже официально выплаченных налогов.

Да, Юрий Иванович - не Чубайс. Ожидалось, что парламент, во время отстранения его по представлению Президента от должности, наверняка инкриминирует Еханурову продажу Родины, но при этом все понимали, что никто не сможет бросить в него камень за то, что средства, вырученные от продажи, он положил себе в карман. Состоявшаяся в пятницу процедура «парламентского отпущения» подтвердила это.

В своем первом интервью в новом качестве Юрий Ехануров сказал, что сделал в фонде все, что мог. Приватизация - вообще такая вещь: что ни сделаешь, все мало. Большая приватизация действительно крупных и хороших предприятий не началась, а точнее - тихо закончилась победой директората.

Украина попродавала магазины их трудовым коллективам, и теперь коллектив, как встарь, отвечает за все в них происходящее. А раз коллектив, то кто? Правильно, никто.

Раздача собственности гражданам через ваучеры не удалась - граждане собственность не взяли. Инвестора ищем днем с огнем, а попадаются все больше проходимцы. Но Юрий Иванович во всем этом не виноват, а виноваты все мы.

Ю.Ехануров вернулся в родное Минэкономики, такой своеобразный НИИ при Кабинете министров, и может теперь вволю заниматься прогнозированием на благо Минфину, Нацбанку и прочим. Работа интереснее, место прохладнее и менее заметно.

В асилий Николаевич Гуре-

ев, уволенный с формулировкой «в связи с переходом...», перешел в Минмашпром на место уволенного с такой же формулировкой Валерия Малева.

О формулировках еще поговорим, а пока ему предстоит применить экономический ум для подъема из пепла украинского машиностроения и привлечения инвестиций туда, где пепел пока не образовался.

По странному стечению обстоятельств, именно он еще несколько дней назад был назначен председателем комитета по созданию СП на базе АвтоЗАЗа. Именно претенденты на этот завод следили внимательнее других за кадровыми перемещениями, и «Дженерал моторс», видимо, поднял пару бокалов шампанского.

Но на месте высокомерных американцев и директора завода автор бы не спешил радоваться, потому что неисповедимы пути принятия решений, а «Дэу» еще поиграет мускулами, попомните.

На В.Гурееве повис еще танковый контракт, где Россия не то поет колыбельную Индии, не то впрямь нарывается на прекращение поставок украинской техники для космоса, не то просто вредит украинско-пакистанской дружбе.

А главное - на нем висят инженеры и техники с остановившихся заводов, которые вместо систем управления выпускают унитазы, вместо резисторов - компостеры, вместо двигателей к ракетам - чайники.

Возможно, экономический ум В.Гуреева поможет продать все это скопом или в розницу глупому иностранцу, который сначала купит, даст людям работу, а потом задумается, что это на него нашло.

В Минмашпроме плохо. И даже греки нерегулярно платят за построенные для них корабли.

О блоках. Правительство у

нас всегда формировалось не столько по блочному принципу, сколько по кирпичному - каждый министр подбирался строго индивидуально, параллельно им подбирался начальник, и получался блок под руководством Виктора Пинзеника. Не уволенного, кстати, и даже не обруганного, а продолжающего вольную борьбу с парламентом за налоги.

И если говорить о каких-то блоках, то можно состыковать в блоки тех, кто пришел в Кабмин давно и еще при прошлых премьерах и тех кто недавно, - при нынешнем.

Два человека, которых в Киеве до лета 1996 года и не знали толком - В.Короневский и А.Хоришко, - уволены за развал работы, а бывший министр сельского хозяйства - еще и с намеком на аморальное поведение с бюджетными средствами.

Уволенный за это же министр статистики не в счет - когда калькулятор показывает не то благосостояние, которое вам хочется иметь, вы можете его даже грохнуть об стенку, а не просто выбросить в ведро.

Когда Минстату-калькулятору указывали на просчеты в подсчетах и слабый охват базы предприятий, почему-то никто на Кабмине не встал и не сказал, что такой охват был всегда, и поэтому 8,1% спада в январе - это диагноз, а не вредительство.

Возвращаясь к блокам - несомненное усиление финансово-экономического (ослабить его было трудно) по странному стечению обстоятельств привело к резкому ослаблению блока, назовем его, новичков, который многие связывают именно с именем премьера.

При этом все прекрасно знают, что все назначения в правительстве делаются по представлению премьера, и людей подбирает, конечно, он, и по Конституции Кабмин - высший орган исполнительной власти - все это знают как «отче наш», как «народ и партия едины», как и то, что камень между ними не бросишь и клин не вобьешь.

Не вбивая клин, можно допустить, что у Президента есть и были несколько отличные от премьера представления о том, каким быть тому или иному блоку или кирпичу. И ничего страшного в этом нет - и тот, и другой - живые люди и не братья-близнецы, у каждого свои представления, стратегически, конечно, сходные, но мы же говорим о тактике.

В этой связи вспоминаются несколько ярких слов секретаря совета безопасности и обороны Владимира Горбулина, сообщившего как-то о тщательной подготовке к следующему заседанию совета - как раз по топливно-энергетическому комплексу, после которого, по его словам, настанет время громких кадровых перемен.

Тогда же он сказал, что подготовка к совету, запланированному на середину марта, завершается. В смысле, завершается сбор необходимой информации. По некоторым данным, информация собирается действительно крайне тщательно, причем в самых разных фирмах, имеющих отношение как к газу, так и к электроэнергии.

И как-то все одно к одному получается, что нелегко придется на совете представителям вышеупомянутого блока новичков - министру энергетики и председателю Госкоматома.

А параллельно настает время назначений. Не в порядке распространения секретной информации, а в порядке предположения - на должность главы Фонда госимущества всерьез, по словам авторитетного Вадима Гетьмана, претендует советник Президента, бывший вице-премьер, бывший кандидат в президенты Владимир Лановой.

Это именно тот выстрел, когда можно убить больше одного зайца. Приватизация - это его специализация, он все еще известен на Западе, он дедушка украинских реформ (папа у нас Пинзеник), он работает в достойном здании. Он, наконец, хочет конкретной работы.

В порядке тех же предположений - на пост министра сельского хозяйства могут претендовать и Иван Плющ, и Александр Ткаченко как весьма авторитетные в разных сельских кругах.

До сих пор на каждом совещании по АПК кто-то обязательно встает и произносит как молитву: «Леонид Данилович! Ну верните нам нашего Юрия Михайловича Карасика!». Но Юрий Михайлович губернаторствует на Херсонщине и, говорят, вполне доволен жизнью.

Если всерьез после заседания СНБО по энергоносителям разразится буря над головами энергоносительных министров, то не исключено, что командование атомной энергетикой будет поручено господину Нигматулину или, что менее вероятно, еще не совсем забытому господину Уманцу.

Но так или иначе, похоже, новые кадры на освободившихся местах будут не из блока новичков, а ими станут люди, знакомые с процессом управления в масштабе страны, а не отдельно взятой, пусть и крупной области.

С праведливости ради надо

сказать - в наших условиях всегда будут основания «потоптаться» по правительству. И зарплата у нас не платится, и пенсии задерживаются, и цены растут, и заводы останавливаются. Многое из вышеперечисленного является просто признаком переходного периода, что-то происходит по субъективным причинам.

Как сказал один выступающий на последнем Кабмине: «Очень правильно поставило вопрос правительство о структурной перестройке. Очень вовремя. Президент уже год как об этом говорит».

Успех, пусть и не такой громкий, как хотелось бы, на подакцизном фронте компенсируется кризисом неплатежей и той же структурной неустроенностью.

А тут откуда ни возьмись появляются левые с их всеукраинской забастовкой 18 марта, митинги, стуки шахтерскими касками: «Долой правительство!» и т.д.

В то же самое время налоговые законопроекты и бюджет не идут через парламент, что грозит затягиванием процесса, а это в свою очередь - тем, что время, когда эти законы еще не успеют дать положительный эффект, а дадут отрицательный, придется аккурат на весну 1998 года, то бишь перед парламентскими выборами.

Тогда голосования предпринимателей явно не хватит для того, чтобы обеспечить большинство центристским силам, потому что все остальные перед лицом трудностей дружно проголосуют за социальную защиту вообще и защитников в частности. После этого образуется такой парламент, который будет способен показать хилой и немощной приватизации могучую кузькину мать.

Может ли этот пестрый комплекс событий плюс полное отсутствие в Кабинете министров проверенных временем людей вызвать какое-либо решение премьера?

Никто не знает. Конечно, для многих из окружающей его среды лучше, чтобы он сделал это сам, без принуждения извне. Принес дрова и разжег костер.

Но, с другой стороны, премьер, еще в сущности очень молодой человек, может махнуть рукой на трудности жизни и пробиваться дальше сквозь все перечисленные тернии.

Тогда уже все поворачиваются к Президенту и молча спрашивают - готов ли он положиться полностью и поверить в то, что глава Кабинета сможет накормить тремя хлебами всех шахтеров и напоить из стакана воды всех учителей.

В этом случае Президент смотрит на своих советников, и они советуют ему...

З има закончилась. Теплая,

по большому счету, зима (говорят, Павел Иванович договорился где-то наверху).

В России проблемы у вечного Виктора Степановича. В Киеве Совет безопасности и оглашение президентского послания парламенту. Забастовка. Расширение НАТО. Бюджет или, скорее всего, его отсутствие. Зарплаты или, точнее, их отсутствие. «Взвешенные, но решительные» шаги Президента.

Март. Прилетели.