В Апелляционном суде Львовской области ожидается пополнение. Председатель Верховного суда Украины Василий Маляренко внес представление в Высшую квалификационную комиссию (ВКК) судей Украины о бессрочном, то есть пожизненном, назначении членом апелляционного суда области Сергея Лесного. Откровенно говоря, сама по себе эта новость вряд ли заслуживала бы особого внимания. Через утверждение ВКК сегодня проходят сотни и тысячи обладателей судебных мантий, чей срок полномочий истекает в эти дни. Да и другой процедуры, нежели представление главы ВС, для этого не предусмотрено. Все это так, если бы не имя человека, претендующего на столь существенное повышение по службе.
С того дня, когда это имя замелькало в информационных сообщениях украинских СМИ, прошел почти год, и потому многим оно уже успело позабыться. Однако непосредственные участники событий, связанных с выборами мэра Мукачево, хранят память о судье Сыхивского районного суда города Львова Сергее Лесном, чье решение стало, по сути, отправной точкой мукачевской эпопеи. Для одних из них это благодарная память. Для других — недобрая. Начнем со вторых.
После признания в июне прошлого года Мукачевским городским судом выборов мэра действительными, тогдашний заместитель главы Верховного суда Петр Шевчук поручил судье Лесному принять к рассмотрению заявление Эрнеста Нусера, несогласного с победой своего соперника Василия Петьовки. По мнению уполномоченного по правам человека Верховной Рады Украины Нины Карпачевой, тем самым заместитель главы ВС грубо нарушил норму 133-й статьи Гражданско-процессуального кодекса. Поскольку имел право изменить подсудность, передав из одного суда в другой дело, но не заявление. Допустил процессуальные нарушение и судья Лесной, так как принял к рассмотрению поручение г-на Шевчука.
Взгляните на это воистину историческое фото. На нем запечатлен момент оглашения решения Сыхивского суда. Автор решения, судья Лесной, стоит лицом к нам справа. А зачитывает документ его помощница. Налицо вопиющее нарушение судебной присяги. Тогда Сыхивский суд признал недействительными результаты выборов на 15 избирательных участках. Как утверждает глава парламентской следственной комиссии по выборам в Мукачево Юрий Оробец, относительно шести из них у суда не было даже актов, которыми фиксируются итоги подсчета голосов. Но даже при том, что Мукачевский суд несколькими днями раньше признал недействительными результаты выборов на трех избирательных участках, решение Сыхивского суда о еще 15 «провальных» участках не стало основанием для аннулирования факта победы Петьовки. Тогда Нусер вновь обращается к судье Лесному, и дело возобновляется «ввиду нововыявленных обстоятельств». По мнению Нины Карпачевой, нововыявленных обстоятельств в деле не было. И судья, принимая заявление Нусера, допустил новое нарушение норм ГПК Украины. Таким образом Сергей Лесной отменил результаты выборов мэра Мукачево, следствием чего стало затяжное противостояние двух противоборствующих политических сил, не завершившееся и по сей день.
Теперь о тех, кто должен быть благодарен судье. Сергей Евгеньевич вскоре становится председателем районного суда. В декабре прошлого года получает звание заслуженного юриста Украины, и вот теперь выдвинут на соискание должности члена Апелляционного суда Львовской области. Стоит ли говорить, что без благосклонности со стороны властей это вряд ли было бы возможно? По крайней мере, украинскому омбудсмену, которая является членом Высшей квалификационной комиссии судей Украины, стремительный карьерный рост судьи Лесного кажется удивительным. Есть основания полагать, что при получении звания заслуженного юриста Лесным обошлось без обязательной в таких случаях процедуры прохождения кандидатуры номинанта через Апелляционный суд, Совет судей Украины и другие структуры.
В ответ на вопрос о роли судебной власти в избирательном процессе Нина Карпачева заметила:
— Использование судебной ветви власти во время выборов становится все более угрожающим для демократических основ, которые только формируются в Украине. Наиболее яркий пример этого — выборы мэра Мукачево, и первые и вторые. Через судебную власть сегодня фактически освящается расправа с людьми, которых увольняют с работы, по сути, за их политические взгляды. 11 мая я обратилась к Президенту Украины с письмом о нарушении права на труд работников бюджетных организаций города Мукачево. Это учителя, врачи, архитекторы, директора домов культуры. Летом прошлого года они участвовали в мукачевских выборах в качестве членов избирательных комиссий. И это явилось причиной для кампании по их массовому увольнению. Ко мне обратились родители учеников интерната для слепых и слабовидящих детей, а также родители учеников единственной в Мукачево гимназии с просьбой защитить от незаконного увольнения директоров этих учреждений. Как уполномоченый по правам человека я считаю такие факты преследованием по политическим мотивам. Кроме того, здесь присутствует явное нарушение права на труд.
И я просила Президента вмешаться в эту ситуацию. Он, в свою очередь, дал поручение разобраться генеральному прокурору. Мы надеялись, что представители Генпрокуратуры выедут на место. Но никто из Киева в Мукачево не поехал. Геннадий Васильев дал поручение заняться этим вопросом прокурору Львовской области. По инициативе сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека они вместе с прокурорскими работниками в течение недели встречались с каждым из двадцати шести уволенных по политическим мотивам. 24 человека письменно подтвердили, что увольнения были следствием их гражданской позиции. Но в итоге прокуратура отказалась подписать совместный акт проверки, изъяв объяснения этих людей. Мы продолжаем контролировать этот процесс, но восстановить людей на работе можно только через суд. Рассказываю все это для того, чтобы продемонстрировать: вопрос принятия судами решений на основе закона и без постороннего влияния на них касается не только нарушений самого процесса голосования непосредственно на выборах, но и других очень важных аспектов, фактически связанных с избирательным процессом. На примере Мукачево мы видим, что суды используются для того, чтобы освятить расправу над людьми, посмевшими иметь собственную позицию, да еще и отстаивать ее.
В результате наших действий директор интерната для слепых и слабовидящих детей Иван Синько, по решению Ужгородского городского суда, восстановлен на работе. Положительно решен вопрос также с директором учебно-воспитательного комплекса, отличником образования Ярославом Жиганом.
— Вы еще упоминали директора гимназии. Какова его судьба?
— На него оказывалось колоссальное давление. Запугивали членов его семьи, а у него две дочери. Требовали, чтобы он написал заявление об увольнении по собственному желанию. При этом даже не отдали присвоенный ему знак «Отличник образования Украины». Но он выстоял. А вот директор детской юношеской спортивной школы Мукачево, известный тренер Игорь Панкулич поддался прессингу. На него была написана очень грязная анонимка, в связи с чем он был вызван в прокуратуру. Теперь г-н Панкулич очень сожалеет о том, что таким образом написал заявление об уходе...
— А где же при всем этом было Министерство образования Украины?
— Самое интересное, что вначале я пыталась решить вопрос о восстановлении на работе педагогов с помощью министра образования Василия Кременя, как известно, члена СДПУ(о). Обратилась к нему с представлением, в котором сообщила об открытии мною производства по изучению вопроса о нарушении права на труд. В представлении уполномоченного содержалась просьба к министру восстановить нарушенные права педагогов, не дожидаясь доведения дела до суда. У него для этого есть все полномочия. К большому моему сожалению, ответ Василия Кременя носил характер банальной отписки и содержал ссылки на материалы, предоставленные управлением образования и науки Закарпатской областной госадминистации, которое как раз и имело непосредственное отношение к такому увольнению работников образования. То есть министр, не вникая в существо проблемы, сослался на мнение тех, кто, собственно говоря, увольнял людей. После этого мне пришлось нагружать этой проблемой Президента страны. Примечательно, что получившая от главы государства поручение разобраться в этом вопросе Генеральная прокуратура, зная, очевидно, что в парламенте обсуждение мукачевских выборов будет запланировано на первое июня, в качестве последнего срока, до которого необходимо было закончить разбирательство, определила второе июня.
— А на какой срок отложено рассмотрение Высшей квалификационной комиссией судей Украины вопроса о назначении Сергея Лесного членом Апелляционного суда Львовской области?
— Пока не будет рассмотрен вопрос о дисциплинарном производстве в областной квалификационной комиссии. (Оно начато в отношении судьи Лесного по инициативе ряда народных депутатов. — Авт.) В противном случае это было бы неуважением по отношению к нашим львовским коллегам. Кроме того, материалы по этому судье направлены и в Высший совет юстиции, и в Генеральную прокуратуру. Они также должны сделать выводы и сообщить о них. Зачем же так торопиться? Непонятно только, к чему такое давление на комиссию: я просто видела, как отдельные члены квалификационной комиссии были вынуждены через «не хочу» поднимать руки, голосуя за Лесного. Но абсолютное большинство проявили мужество, честность, порядочность.
Словом, через Высшую квалификационную комиссию судей Сергею Лесному, как следует из слов Нины Карпачевой, пройти не удалось. Пока. Неизвестно, к каким методам воздействия на членов ВКК прибегнут покровители и патроны г-на Лесного в дальнейшем. А в том, что давление усилится, сомневаться не приходится. Слишком высокая миссия возложена на Лесного. По некоторым сведениям, его связывают давние отношения с бывшим главой Львовской областной налоговой администрации Сергеем Медведчуком. И то, что во время мукачевских событий судья выступил на стороне социал-демократов, не удивительно. Так же, как та забота и опека, которой Лесной был окружен после «выполнения задания партии». Весьма вероятно, что, попав во Апелляционный суд Львовской области, Сергей Евгеньевич сохранит темпы своего карьерного роста и станет главой суда. И никакие, самые высокоорганизованные избирательные штабы, никакие многочисленные наблюдатели не смогут противостоять властям, расставляющим в судебной системе преданные и проверенные кадры. А о том, что борьба с беспределом апелляционных судов — занятие почти бесперспективное, известно всем. И, в первую очередь, властям.