UA / RU
Поддержать ZN.ua

Василий Киселев: «НА МЕНЯ НЕ НАДАВИШЬ

Некоторые мои коллеги называют Василия Киселева романтиком, некоторые - кавалеристом в крымской политике...

Автор: Владимир Притула

Некоторые мои коллеги называют Василия Киселева романтиком, некоторые - кавалеристом в крымской политике. В разговоре со мной он признался, что многим политическим премудростям ему приходится учиться «на ходу». Бывший председатель одного из лучших в Крыму колхозов теперь представляет в автономной республике главу нашего государства. Он продолжает набивать себе политические шишки, но пытается оставаться искренним. Возможно, интервью «Зеркалу недели» будет этому свидетельством.

- Василий Алексеевич, складывается впечатление, что в последнем конфликте в Верховном Совете Крыма вы однозначно поддержали пророссийских оппозиционеров, более того, некоторые депутаты украинского и крымского парламентов обвинили вас в пророссийской позиции. Насколько эти впечатления и критика справедливы?

- Я считаю себя прогосударственным политиком. Что касается моих предыдущих высказываний, то они были сделаны в силу той социально-политической обстановки и были адекватны той ситуации, в которой мы находились в 1993-1994 годах. Но и то, что цитируют, почему-то вырывают из контекста, искажая суть. Я считал, что Крым как республика сможет существовать, и сейчас считаю, что правильная региональная политика - это далеко не худший вариант и нужно позволить регионам развиваться. Но я стоял и буду стоять на том, что Крым в составе Украины был и будет. Теперь то, что связывает меня с пророссийской оппозицией. Дело не в том, что они пророссийские, дело в том, что я обязан по долгу службы, по занимаемой мною должности обеспечивать соблюдение законности. В данном случае нарушены законы Крыма. Особенно нельзя мириться с лишением депутатов их полномочий, независимо от того, какую позицию они занимают. Откровенно вам скажу, что в отдельные моменты я поддерживаю Владимира Шевьева, когда поступают неправильно в отношении него, когда стреляли, взрывали структуры ПЭВ. Я четко обозначил, что так нельзя. Иначе может пойти цепная реакция, и завтра это может превратиться в неуправляемый процесс. Так что не надо меня связывать ни с какими пророссийскими силами. У меня позиция такая с первого дня пребывания в крымском парламенте - если делается что-то незаконно, то я четко говорю, что нарушается закон. Именно поэтому, напомню, я был одним из двух депутатов, кто голосовал против восстановления Конституции Крыма в редакции от 6 мая 1992 года. Кстати, в отличие от тех, кто сегодня называет себя «прогосударственными». И они же в настоящее время принимают постановления и решения, которые входят в противоречие с законами государства, с постановлением Кабмина Украины. Я вынужден их опротестовывать, как было с решением сохранить в Крыму московское время. И это они называют себя государственниками! Убежден, что в государстве должно быть одно время и одно законодательство. Я стоял на этой позиции и стою сегодня. Я нигде не хитрил и не собираюсь хитрить.

- Как-то вы высказали мнение, что сегодня в Крыму главная угроза безопасности государству исходит от процессов криминализации местного общества...

- Да, вы коснулись очень больной темы, которая не может меня не тревожить. По-моему, лучше уж управляемые пророссийские депутаты, чем неуправляемые бандиты, подрывающие основы государства, подрывающие экономику и мораль. Государство как орган подавления ведет себя очень странным образом - знает, кто и что делает, знает, какие суммы не поступают, знает, сколько денег укрывается от налогов, знает конкретно, кто их не платит, - и ничего не предпринимает. У людей возникает неверие во власть. Я считаю, что самое страшное - потерять веру в государство и веру в справедливость. А сегодня, к сожалению, это имеет место. Поэтому я думаю, что пророссийская идея сегодня не представляет такой опасности для государства, как наступление криминалитета. То, что эта идея обречена на провал, понимают все, в том числе и Сергей, который искренне заявил мне, что готов работать в правовом поле Украины. А вот если мы сегодня позволим криминалитету взять верх в Крыму, если позволим за год до выборов прийти к власти на местах, прийти в правительство республики, то это будет катастрофа. Они и так уже творят что хотят. Посмотрите, по предварительным прикидкам (это было названо комиссией Василия Дурдинца), Крым потерял за счет недопоступлений за прошлогодний курортный сезон 180 миллионов гривен. Это еще один бюджет Крыма. Поэтому когда эти цифры слышишь, то думаешь - где же тогда государство? А контролируют это теневики - всю торговлю, игорный бизнес, концертную деятельность... Никто ни копейки не платит в бюджет. Посоздавали тысячи забегаловок, торгуют миллионами литров подпольного спиртного, табачными изделиями, подакцизными товарами. Нам надо всегда помнить, что если мы не выбьем экономическую табуретку из-под ног криминалитета, то Украине будет очень трудно выходить из тяжелого экономического состояния, если вообще удастся.

- Но насколько велика угроза прихода криминалитета к власти в Крыму?

- К сожалению, она очень реальна. Это не я сказал, это говорят и правоохранительные органы, и об этом пишет пресса. Известно, сколько сегодня в Крыму депутатов всех уровней находится в контакте с криминалитетом, сколько представителей криминальных структур находится в Советах. Это уже не секрет, называют фамилии и количество. И я приведу пример, когда член ПЭВ Толоверко заказал убийство председателя Раздольненского райсовета Леонида Рябики. Это уже достоверный факт, который никто не сможет опровергнуть.

- В последнее время возросло политическое влияние в Крыму депутата украинского парламента, крупного предпринимателя Льва Миримского, в каких отношениях вы с ним, чувствуете ли вы давление с его стороны или со стороны других предпринимателей?

- Никаких отношений у меня с ним нет. Более того, он на протяжении месяца просился ко мне на прием. Я в силу разных соображений не мог с ним встретиться. И потом он пришел ко мне как к представителю Президента Украины в Крыму и попросил моей защиты. К нему есть определенные претензии со стороны правоохранительных органов, причем серьезные претензии. Но я считаю, что каждый гражданин имеет право на защиту. И это правильно, мы живем в правовом обществе. Поэтому я разберусь внимательно с его заявлением. Все должно быть в рамках закона.Теперь о давлении. Вы знаете, я не тот человек, на которого можно давить. Поэтому если бы кто-то открыл рот и позволил себе на меня каким-то образом давить, то я ему просто сочувствую. Потому что я найду варианты, как ответить ему адекватно.

-Василий Алексеевич, длительное время в крымском парламенте вы возглавляли «Антикриминальную коалицию», удовлетворены ли вы ее деятельностью?

- Суть ее деятельности состояла не столько в том, чтобы вскрыть какие-то нарушения законодательства или преступления, сколько в стремлении показать, что есть группа депутатов, которые сегодня готовы выступить против криминалитета. Разве допустимо, чтобы в должности заместителя председателя Верховного Совета находился человек, который проходит по уголовному делу? Если сегодня вскрыты недостатки финансово-хозяйственной деятельности очень многих депутатов, если часть членов президиума крымского парламента, в том числе бывший спикер, должны государству десятки тысяч гривен, то не удивительно, что парламент не может нормально работать. Ибо та часть депутатов, которые искренне верят в справедливость, искренне пришли работать в Верховный Совет Крыма для того, чтобы сделать что-то, помочь народу и республике, - не может мириться с таким положением, что ими управляют люди, которые, мягко говоря, не в ладах с законом. Но, к сожалению, «Антикриминальная коалиция» не получила ту поддержку государства, на которую рассчитывала. И я сложил с себя полномочия лидера «коалиции». Еще одна причина этого - есть моменты, с которыми я принципиально не могу согласиться, например, когда известно, что в «коалиции» состоят люди, тоже замаранные сомнительными связями и личными действиями, против которых были возбуждены дела за незаконное использование бюджетных денег. Я не могу с этим смириться принципиально. Откровенно говоря, настроение у меня было довольно-таки упадническое до момента, пока меня Президент не назначил на эту должность. Я потерял веру, что что-то можно сделать. Сегодня у меня эта вера появилась.

- Василий Алексеевич, после изгнания группы депутатов из ВС Крыма обстановка там в какой-то мере стабилизировалась, депутаты работают, рассматривают вопросы, что-то принимают. Возможно, парламентский кризис в автономной республике закончился?

- Я считаю, что пик этого кризиса еще впереди. Думаю, что после того как президиум ВС Крыма ознакомился с заключением Минюста Украины, во исполнение ранее сделанного в прессе обещания, не получив поддержки со стороны Киева, он в полном составе должен уйти в отставку. По крайней мере, можно ожидать, что члены президиума сдержат свое слово, хотя я в это не верю. Есть несколько свидетельств того, что последние выборы председателя и членов президиума Верховного Совета Крыма - фальсифицированы. Вот почему я говорю, что кризис еще не прошел и пик его не прошел. Я искренне поздравил Анатолия Гриценко с его избранием, но после того как получил заявления ряда депутатов, а также стали известны другие факты, я считаю, необходимо назначить независимую парламентскую комиссию, которая разобралась бы в этой ситуации. Если она сделает вывод, что выборы незаконны, то надо найти в себе мужество начать с нуля, с «чистого листа». А иначе работы в крымском парламенте не будет.

- Если не будет работы, то кто же должен решить эту проблему?

- Я думаю, Верховная Рада Украины, другого ничего не остается. Надо рассматривать законопроект «О Верховном Совете Автономной Республики Крым», там четко все оговорено. Там сказано, что в случае принятия этого закона ВС Крыма с этого момента прекращает свое существование и назначаются новые досрочные выборы. Это был бы самый лучший вариант. Ничего хорошего ни для крымского общества, ни для Украинского государства этот парламент не делает. Одни разборки, склоки, дрязги. Это только вызывает раздражение у крымчан. И на примере крымского парламента люди начинают не верить и центральным властям. Поэтому надо, чтобы Киев делал свои выводы побыстрее.

Василий Киселев искренне удивляется, почему в Центре медлят, почему не вытаскивают шашку... Но у Киева своя игра. Или игры? Кто в них Василий Киселев - козырный туз или шестерка, ферзь или пешка? И кто государству страшнее - бандиты или сепаратисты, или это одно и то же? И как часто должен политик менять взгляды «адекватно ситуации»? Но разве ж это вопросы к читателю?...