И все же нет худа без добра. Широкое, бурное и длительное обсуждение президентского указа, которым из военной доктрины были изъяты несколько слов о том, что Украина готовится стать членом НАТО и ЕС, показали (в том числе и нашим западным партнерам), что слова «европейская и евроатлантическая интеграция» в Украине - не пустой звук. Потому что в изнуряющую жару и разгар отпусков такой информационный шторм может вызвать только тема, важная и актуальная без кавычек, потому что с таким накалом целую неделю можно говорить лишь о том, что действительно волнует.
Конечно, все это выглядело как подарок к приезду дорогого Владимира Владимировича. Сомнений по этому поводу ни у кого не возникало: ведь указ-то был подписан аж 15 июля, а внимание к нему было привлечено аккурат в день встречи Кучмы и Путина в Ялте.
Но, как водится, в жизни все не так, как на самом деле. Может, подарок и готовили, но не к приезду и не такой оглушительно громкий. По нашей информации, указ, пройдя необходимую процедуру регистрации и оформления, должен был быть обнародован сразу. Но кто-то из чиновников АП, кому было поручено это дело, замотался, закрутился (все в отпусках, а работы-то государственной меньше не становится) и… забыл. А когда вспомнил, побежал по нужным кабинетам, но там ответственность за чужую промашку на себя тоже никто брать не захотел. В общем, подумали-подумали и тихонечко указ на сайт Верховной Рады повесили и в одно из низкорейтинговых информагентств скинули. Еще в конце прошлой недели, между прочим. Ну а к понедельнику, конечно, информация уже разошлась, да и братья-россияне постарались - раструбили, разнесли по миру новость: Украина отказалась от членства в НАТО и ЕС. Именно в такой формулировке. А украинские коллеги рады стараться - повторять вслед за россиянами.
Об Украине поговорим чуть ниже, а пока попробуем понять, почему и зачем Леонид Кучма подписал этот указ. Конечно, он был чрезвычайно раздражен после стамбульского саммита НАТО, разумеется, ему пришлись не по вкусу критические замечания западных лидеров. Возможно, указ стал рефлекторным ответом на эту критику. Кроме того, накануне выборов, когда в адрес украинских властей так и сыплются напоминания о необходимости демократичных и честных выборов, Кучма явно хочет отгородиться от Запада: мол, а мы в ваши ЕС и НАТО и не собираемся, вот и не лезьте к нам со своими советами, указаниями и «общими ценностями». Ну и, конечно, почему бы России лишний раз приятно не сделать?
Но последствия этого указа для Украины, по нашему мнению, не так трагичны, как может показаться на первый взгляд. Хотя, конечно, первая реакция у всех была острой. Затем она сменилась досадой и раздражением: ну сколько можно?! Вот лично я, например, собиралась в этот номер писать совсем о другом - о евроинтеграции, подготовке неплохого Плана действий Украина–ЕС, но в который раз за последнее время вынуждена откладывать любимую европейскую тему в сторону и копаться в мотивах, причинах и последствиях того или иного своекорыстного маневра Президента. А сколько украинских чиновников и дипломатов вместо того, чтобы заниматься ежедневной кропотливой и реальной работой по евроинтеграции, вынуждены ломать головы над разъяснением для партнеров и широкой общественности тех или иных шагов Президента и пытаться затем минимизировать их негативные последствия для Украины! Сколько за десять лет на это потрачено денег, времени и сил!
Что же касается других негативных последствий этого указа, то, безусловно, и сами украинцы, и наши партнеры, причем как на Западе, так и на Востоке, в очередной раз убедились в непоследовательности высшего украинского руководства. Но, с другой стороны, разве кто-то из нас узнал что-то новое о нашем Президенте? Кто-то раньше считал его последовательным и принципиальным? Или кто-то верил в искренность его желания интегрировать Украину в ЕС и НАТО? Просто Кучма собственноручно на закате своего президентства перечеркнул даже то немногое, чем, в принципе, он мог бы потом гордиться - провозглашением (пусть лишь вербальным) европейского и евро-атлантического курса Украины. Но Кучма и без этого указа уходит с позорно низким рейтингом, весьма далеким даже от десяти процентов. Также ничего нового к мнению о себе он не добавил этим указом ни в ЕС, ни в НАТО. Там тоже давно знают истинную цену его словам и поступкам.
Но вот говорить о том, что Украина отказалась от членства в ЕС и НАТО, не стоит. Я далека от того, чтобы защищать наших политиков и чиновников, вынужденных в очередной раз неуклюже выкручиваться из ситуации, но не могу не согласиться с замминистра иностранных дел Олегом Шамшуром и министром обороны Евгением Марчуком, призывающими не пороть горячку, меньше обращать внимания на лексику и проанализировать реальный, медленно, но неуклонно повышающийся уровень сотрудничества Украины с НАТО и ЕС. Вряд ли кто-то сможет оспорить то, что уже сегодня Украина, еще не будучи членом НАТО, делает вклад в безопасность Европы (и не только ее) больший, чем некоторые члены альянса. Украина очень плотно и по многим направлениям сотрудничает с НАТО, и наш совместный План действий очень напоминает по содержанию План действий относительно членства, на присоединении Украины к которому и сегодня не стоит ставить крест. Давайте, в самом деле, дождемся декабрьского заседания Комиссии Украина-НАТО. Обратите внимание, как спокойно и оптимистично прокомментировал злополучный Кучмин указ один из спикеров НАТО Роберт Пшел, подчеркнувший, что альянс «очень доволен качеством и уровнем сотрудничества с Украиной».
Он сказал: «На наш взгляд, мы не зафиксировали никаких изменений в политике Украины относительно НАТО». Комментарий представителя ЕС Рейо Кемппинена был более прохладный и равнодушный («членство в Европейском Союзе никогда не предлагалось ни Украине, ни России, оно также не обсуждалось как конкретная перспектива»), но это - правда, к тому же, совершенно понятная, поскольку Брюсселю еэсовскому сегодня объективно совсем не до Украины.
Конечно, перевод стрелок на ЕС и НАТО и объяснение Кучминого указа нежеланием Североатлантического альянса и Евросоюза видеть Украину в своих рядах не выдерживает абсолютно никакой критики - это не повод снимать членство в этих организациях с внутриукраинской повестки дня. Но в общем-то его и не снимают. Это подтвердил аппарат Совета нацбезопасности и обороны, об этом прямо заявил министр обороны Е.Марчук. Стратегические цели Украины - членство в ЕС и НАТО - сегодня зафиксированы в ряде важных государственных документов, включая закон «Об основах национальной безопасности Украины». Кроме того, в скором времени их можно будет еще раз закрепить законом об основах внешней политики Украины, несколько проектов которого давно лежат в Верховной Раде и ждут своего часа. И эта законодательная фиксация будет гораздо важнее, чем в военной доктрине. В конце концов, слова о членстве в ЕС и НАТО можно будет вернуть и в саму доктрину другим указом другого президента. Между прочим, первая часть нашумевшего указа Л.Кучмы совершенно пронатовская, поскольку фиксирует на административном и бюджетном уровнях обязательность теснейшего партнерства нашей страны с альянсом. Так что в итоге, на наш взгляд, потери для Украины от широко обсуждаемого документа не так уж велики и, в основном, имиджевые. Кроме того, намечаются даже некоторые плюсы: возможно, наши встревоженные ближайшие западные соседи активизируют в Брюсселе свою лоббистскую деятельность в пользу Украины. Как сообщила украинская служба Би-би-си, сразу после обнародования указа Кучмы советник литовского президента Адамкуса по внешнеполитическим вопросам г-н Багдонас сделал специальное заявление, в котором сообщил, что Литва собирается немедленно начать консультации с Польшей «с целью выработки конкретных и содержательных предложений Брюсселю по сотрудничеству с Украиной и подачи ей сигнала относительно вступления в эти организации».
Тревожит другое. Мы столько шумим по поводу лексических изысканий нашего Президента и так мало говорим о возможных и куда более серьезных потерях, которые, весьма вероятно, ожидают Украину в ближайшие три с половиной месяца и которые потом трудно или даже невозможно будет вернуть. Речь о готовности нынешнего Президента и кандидата в президенты от власти идти на беспрецедентные уступки России ради спокойной пенсии одного из них и победы на выборах второго. Мы каждый раз шумим постфактум. А кто сегодня просчитывает возможные проигрыши, пытается играть на опережение, противодействовать, чтобы не допустить этих потерь? Всем не до внешней политики, все заняты выборами. А Россия занята нами. Мы долгие годы говорили друг другу: России не до нас (у нее Чечня, финансовый кризис и т. д). Так вот сегодня ей уже до нас. Очень до нас. И за оставшееся до выборов время она постарается с лихвой наверстать упущенное за все годы независимости Украины.
Почему-то многих в Украине охватил сегодня опасный «пофигизм»: мол, это все до выборов, потом все отыграем, все начнем с чистого листа. Так вот чистых листов не будет. Перед будущим Президентом (то ли тем, кто не противится сегодня аппетитам России, чтобы покрасоваться перед камерами рядом с Путиным, то ли тем, кто просто молчит, опасаясь потерять часть электората, критикуя откровенно пророссийскую политику власти) будут лежать двусторонние межгосударственные документы, которые просто так не выбросишь в корзину.
Украина уже сдала европейское направление нефтепровода Одесса-Броды. Да, технически его можно восстановить довольно быстро. Но эксперты утверждают, что в подписанных с россиянами документах таятся большие юридические проблемы. Которые в будущем могут привести к последствиям, аналогичным аресту украинского «Руслана» в Канаде, связанного с темной историей приватизации ЛИНОСа и его «исчезнувшими» долгами.
В ближайшее время ожидается подписание каких-то 62-х документов в рамках ЕЭП. Президент Путин дал понять, что хотя «четверка» «сверстает» эти документы к концу года, с Президентом и правительством Украины на двустроннем уровне россияне планируют «выйти на серьезные решения» гораздо раньше. Что это будут за решения? Кто о них знает сегодня? Какие документы готовятся? Все окутано тайной. Но можно предположить, что Украине предложат подписать документы, по сути, означающие создание таможенного союза и наднационального регулирующего органа. Это будет означать колоссальные проблемы в дальнейших переговорах с ВТО о вступлении Украины в эту организацию и невозможность в обозримом будущем начать переговоры с Евросоюзом по созданию зоны свободной торговли.
О согласовании каких графиков продвижения России и Украины в ВТО говорил В.Путин? Наше руководство уже готово отказаться от принципа самостоятельного вступления Украины в эту организацию?
Напомним также и о нерешенности проблемы с делимитацией украинско-российской границы в Азово-Керченской акватории. Россияне по-прежнему не признают существующий кордон в Керченском проливе и претендуют на Керчь-Еникальский канал (и Остров Тузлу, соответственно). Как вы думаете, что означают намеки российской стороны на то, что решение этой проблемы нужно оставить президентам?
Насколько нам подсказывает наша интуиция и полученная от компетентных источников информация, украинская сторона в общем-то уже смирилась с необходимостью ратифицировать пресловутый «нулевой вариант» раздела долгов и собственности бывшего СССР.
Весьма настораживает и официальный комментарий МИД РФ по поводу изменений украинской военной доктрины, в котором говорится о необходимости «активного развития» стратегического партнерства двух стран «и в военно-политической» области. Нас хотят пригласить в Ташкентский блок или, на худой конец, создать «единое пространство безопасности»? Вон, глядите, уже и Петр Симоненко призывает обеспечивать безопасность Украины в рамках ЕЭП. Думаете, что Украина в ОДКБ - полная фантастика? Тогда вспомните, как легко были ратифицированы соглашения по ЕЭП, а еще ранее - по ЧФ.
Что там у нас осталось? Ах, да, газовый консорциум. Буквально позавчера было оглашено о создании «Газпромом», НАК «Нафтогаз України» и Райффайзен-банком совместного предприятия «РосУкрЭнерго», которое будет заниматься транспортировкой туркменского газа. Компетентные эксперты рассматривают это событие как первый шаг к трансформации идеи о газовом консорциуме с паритетным участием в нем Украины и России в идею некоего СП, в котором Украина будет превращена в субординированного партнера и отодвинута как от переговоров с западными партнерами, так и от принятия важных решений в области транспортировки газа в Европу. Вместо нее это с успехом будет делать «Газпром».
Этот список лакомых для России кусочков Украины можно продолжать. В него войдут и стратегические украинские предприятия, даже целые отрасли экономики, и политические принципы, и геополитические интересы.
Кто и как будет «отыгрывать» это назад? У кого это получится? Кто захочет это сделать? Янукович? Ющенко?
Да, наверное, в случае победы Виктор Янукович станет куда менее уступчивым и податливым для россиян. Но он сможет и будет отстаивать, в основном, экономические интересы своего клана, бороться за конкретные предприятия. Но что для него стратегические цели государства, внешнеполитические приоритеты, европейские ценности? Ментально для него ближе Россия. И дело не только в языке, друзьях, деловых партнерах, но и в образе мышления, в принципах управления государством. И строить в Украине он будет не Европу, а именно Россию и с помощью России. Там умеют находить подход к людям. И если управление Кучмой россиянам обходилось достаточно дешево, как правило, это делолось с помощью негатива и страха (основная сдача украинских национальных интересов в пользу российских происходила во время кассетного и «кольчужного» скандалов, а теперь - накануне выборов), то Януковича и его окружение можно будет «приручить» экономическими бонусами. Правда, для этого нужно будет немного поделиться и потратиться. Хотя, кто его знает, что там могут придумать российские спецслужбы, дабы удешевить «приручение»…
Что же касается Виктора Ющенко, то и ему, несмотря на прозападный имидж и нацеленность на Европу, крайне трудно будет возвращать то, что отдаст нынешняя власть. Например, денонсация соглашений по ЕЭП, а также других не соответствующих украинским интересам двусторонних документов, которые, возможно, будут подписаны в ближайшее время, вызовет серьезнейшее осложнение отношений с РФ. Решится ли на подобный шаг президент Ющенко? Будет ли заинтересовано в таком сценарии его бизнес-окружение? Нужно ли обострение отношений с Россией Украине и ее народу? И может быть, лучше сегодня попытаться не допустить потерь, которые завтра могут оказаться невосполнимыми?