UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПРЕДЧУВСТВИИ ВТОРОГО ТУРА

Если кто-то думает, что 1 ноября закончится президентская избирательная кампания, то он, скорее всего, глубоко ошибается...

Автор: Александр Юрчук

Если кто-то думает, что 1 ноября закончится президентская избирательная кампания, то он, скорее всего, глубоко ошибается. 15 ноября возможен второй тур выборов главы государства, так как слишком много соискателей осталось в списках для голосования - целых 13. Только спикер Александр Ткаченко и мэр Черкасс Владимир Олийнык снялись в пользу, соответственно, Петра Симоненко и Евгения Марчука. Я ничего не имею против числа 13, но некоторые суеверные люди утверждают, что это ни к чему хорошему не приведет. Сразу почему-то вспоминается экспедиция «Аполлона-13» на Луну. Предупреждали же космических бродяг некоторые эксперты из НАСА: смените номер, а то хуже будет. Чем все закончилось, вы, естественно, узнали после просмотра одноименного видеоблокбастера.

В общем, при наличии чертовой дюжины кандидатов, разброс голосов становится таким своеобразным, что двум претендентам, набравшим наибольшее количество голосов, придется еще раз «вспахать» электоральное поле.

Кандидат «Х»

Второй тур выборов еще только на подходе, а председатель Центральной избирательной комиссии Михаил Рябец уже объявил о его возможном срыве. Виноват, само собой, парламент, принявший несовершенный закон о выборах президента. Там записано, что в избирательном бюллетене должен быть проставлен типографским способом номер избирательного участка. Так вот, для выполнения этой операции перед вторым туром необходимо, по словам Рябца, больше двух недель, то есть срываются сроки проведения «повторной» президентской кампании. Для того чтобы этого не произошло, необходимо или отменить указанную норму, или перенести сроки проведения второго тура еще на неделю, то есть на 22 ноября.

Но не все еще потеряно, поскольку депутаты однопалатного (пока?) парламента предусмотрительно решили провести пленарное заседание 3 ноября. Отмена нумерации бюллетеней, по мнению экспертов, снижает уровень защиты избирательной кампании от возможной фальсификации. Может нарушиться контролируемый круговорот электоральной документации, и в результате получится интересный результат…

На первое постизбирательное заседание ВР планируется также вынести другой, не менее интересный вопрос: о снятии кандидатуры Х с регистрации за злоупотребление служебным положением в ходе избирательной кампании. По понятным причинам, мы не можем назвать его фамилию, так как это может быть расценено как предвыборная агитация. Лишь слегка намекнем, что во время одной из телепередач этот человек помогал директору одного из заводов варить сталь. Возможны два варианта решения данного вопроса: или специальная комиссия ВР по вопросам соблюдения избирательных прав граждан (комиссия Александра Ельяшкевича) сама подает соответствующее представление в Верховный суд, или же депутаты преодолевают вето главы государства на закон о выборах президента, в котором выписан конкретный механизм снятия кандидата с регистрации за допущенные нарушения. «На каком бы месте по итогам голосования он ни находился, я все равно считаю необходимым рассмотрение Верховным судом правомерности его действий как кандидата в президенты в ходе избирательной кампании», - заявил Ельяшкевич.

Не исключено, что вето будет преодолено. Если это произойдет, то гипотетически возможен захватывающий сценарий развития событий как во втором туре, так и после окончания избирательной кампании вообще. По сути дела, формируется технология «отторжения» одного из претендентов на должность президента. Правда, не совсем понятно, кто же станет президентом в случае отмены результатов выборов - следующий по списку или же все надо начинать по-новому?

Мало того, Александр Ельяшкевич также не исключает, что в случае победы на выборах кандидата «Х» Верховная Рада может начать процедуру его импичмента. Правда, технологически реализовать ее практически невозможно, но шуму может быть много. Существует и другой вариант нейтрализации победы кандидата «Х» - блокирование инаугурации главы государства в парламенте. В соответствии с Конституцией, «свежий» президент вступает в должность не позже 30 дней после официального оглашения результатов выборов. Так вот, за это время может случиться многое - начиная от снятия победившего кандидата с регистрации и заканчивая возбуждением процедуры импичмента. В таких условиях «короноваться» в ВР, где только 112 депутатов официально подписали бумагу о поддержке кандидата «Х», довольно проблематично. Впрочем, по опыту известно, что количество сторонников того или иного претендента на высший государственный пост увеличивается в геометрической прогрессии после оглашения результатов голосования. Закон законом, но надо же как-то жить дальше.

Поэтому пик активности по вопросам снятия одного из кандидатов с регистрации и подготовке процедуры импичмента (во всяком случае, на словах) придется на период между первым и вторым туром. На это же время запланирована и реализация сценария «Мужественный реформатор выступает против темных сил советского прошлого».

Мертвая зона

Между первым и вторым туром политическая жизнь будет проходить по законам, с трудом вписывающимся в рамки формальной логики. Тут не до логики. Как правильно в свое время отмечал Ульянов-Ленин, власть валяется под ногами и необходимо лишь вовремя наклониться. Естественно, что первой потенциальной жертвой первого тура должен стать Кабмин. Премьеру Валерию Пустовойтенко, возможно, следует готовиться к небла гоприятным переменам в своей жизни. Кстати, в одном из вариантов разделения постов «каневской четверкой», разбитой неким социалистом, спикер Александр Ткаченко мужественно согласился оставить добытое с таким трудом спикерство и возглавить Кабмин. Не даром Валерий Павлович говорил, что Ткаченко его любит. Да, действительно, так любит, что готов избавить от тяжелой кабминовской ноши…

Но не будем отвлекаться. Так вот, в «междутуровый период» принято раздавать посты кандидатам, оторвавшим значительный кусок электорального пирога. Глава бюджетного комитета ВР Юлия Тимошенко в этом отношении может не волноваться, так как премьером она не станет. Максимальные политические дивиденды при дележе бюджетного «торта» - должность председателя Государственной налоговой администрации. В разделе кабминовских постов могут принять участие некоторые представители «чертовой дюжины» претендентов или же лица, близкие к ним. Во всяком случае, в России между первым и вторым туром генерал Александр Лебедь получил место председателя Совета нацбезопасности. Произойдет ли нечто подобное у нас - покажет ближайшее будущее. Во всяком случае, связка «отец» (Леонид Кучма) и «сын» (Валерий Пустовойтенко) может распасться при активном участии еще одного «блудного сына» - Александра Волкова.

Законы мертвой зоны жестоки: все во имя победы и т.д. Тут не до «отцовских чувств». Еще одним жестоким избирательным сюжетом является затея с референдумом. Леонид Кучма как бы не имеет к ней прямого отношения. Просто он подписал 27 сентября соглашение с представителями Союза лидеров местных и региональных властей. Один из пунктов данного документа предусматривал проведение Всеукраинского референдума по вопросам формирования двухпалатного парламента. Заместитель председателя союза, харьковский губернатор Олег Демин, комментируя это соглашение, подчеркнул, что не стоит акцентировать на этом плебисците внимание, так как это только план на будущее. Правда, как выяснилось, всего лишь за месяц организаторам данного референдума удалось собрать 2 млн. подписей в свою поддержку. Причем никто не обращал внимания на действующее законодательство в этой сфере: инициативные группы по сбору подписей не регистрировались в Центральной избирательной комиссии, формы подписных листов не утверждались и т.д. Мало того, даже перечень вопросов, выносимых на референдум, во многих случаях не совпадает. В одних регионах агитируют за отмену депутатской неприкосновенности и формирование верхней палаты, а в других - за создание устойчивого парламентского большинства и все той же палаты.

Леонид Данилович благосклонно отнесся к этой идее. Еще бы, ведь бикамерализм поможет ему при благоприятном распределении голосов очень удачно усмирить Верховную Раду, которую возглавляет спикер, высказавший немало «добрых слов» в его адрес. Кучма даже не возражает против того, чтобы лично назначать сенаторов. Готов, так сказать, взять на себя всю полноту ответственности.

И Бог с ним, с законодательством. Ведь отказал же в свое время Центризбирком в регистрации инициативных групп по сбору подписей за отставку Леонида Даниловича. Дескать, закон о референдуме не соответствует Конституции. Значит, вообще не надо ничего регистрировать. Подписи есть? Есть. Чего же им еще надо? А теперь представьте себе, как хорошо собирать подписи в «междутуровый период». Во-первых, прекрасное средство агитации, а во-вторых, закладывается основа для проведения конституционного переворота в обозримом будущем. В общем, идя навстречу пожеланиям трудящихся, уставшим от постоянной демагогии и понижения жизненного уровня, на основе ст. 72 Конституции… Дальше вы знаете.

Таким образом, за день до «времени Х» можно прогнозировать следующие постизбирательные события:

1. Проведение второго тура выборов.

2. Снижение уровня защиты избирательной технологии.

3. Перераспределение некоторых постов в структурах исполнительной власти в «междутуровый период».

4. Третью попытку инциировать снятие «кандидата Х» с регистрации.

P.S. А в ночь с 31 на 1 октября в усиленно охраняемом здании ВР будет работать альтернативный центр подсчета голосов. Возможно, что некоторые различия между данными центра и ЦИК станут причиной маленького такого скандала с большими последствиями…