UA / RU
Поддержать ZN.ua

«В ОБЛАСТИ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНА «КРЫША»

Александр Ефремов корреспонденту «ЗН» В середине июля в Луганске состоялось событие, последствия которого область будет ощущать на собственной экономике ближайшие десять лет...

Автор: Сергей Кораблев

Александр Ефремов корреспонденту «ЗН»

В середине июля в Луганске состоялось событие, последствия которого область будет ощущать на собственной экономике ближайшие десять лет. Речь идет о подписании соглашения на 1999-2009 годы по поставкам газа международной энергетической компанией Itera (Москва). С украинской стороны договаривающимися сторонами выступили Луганская облгосадминистрация и ЗАО «Луганский энергетический альянс». И именно этот момент послужил отправной точкой для начала разговора с губернатором Александром ЕФРЕМОВЫМ...

- С чего началось сотрудничество местных властей с Международной энергетической корпорацией Itera?

- Два года назад облгосадминистрация обратилась к правительству Украины с просьбой предоставить ей возможность обеспечивать промышленную группу региона газом путем самостоятельного заключения договора региона с МЭК Itera. Что заставило пойти на этот шаг? В области насчитывалось несколько десятков газотрейдеров, которые пытались продавать газ, зачастую не имея квот на его поставку. Нередкими были случаи, когда спустя некоторое время после заключения договора на поставку газа выяснялось, что коммерческая структура не имеет резервов газа, чтобы обеспечить взятые ею обязательства. Все это лихорадило экономику области и требовало решения.

После того, как правительство дало добро на нашу инициативу, я, еще будучи заместителем председателя облгосадминистрации, поехал в Москву для проведения переговоров с представителями МЭК Itera. Переговоры были сложными, но, тем не менее, мы начали работать. Построили систему расчетов за поставленный газ как денежную, так и давальческую, за счет тех ресурсов, которые есть в Луганской области. Год по этой схеме отработали, и делегация области опять поехала в Москву с предложением продолжить сотрудничество. После соответствующей корректировки работа была продолжена.

Подписание соглашения на 1999-2009 годы логично вписывается в развитие отношений между Луганской областью и МЭК Itera и, как сказал один из руководителей этой компании на итоговой пресс-конференции в Луганске, наш регион - один из лучших компаньонов у них в системе. Хотя, с моей точки зрения, у нас еще есть много недостатков в работе, которые необходимо устранять.

От подписанного соглашения хочу одного: чтобы в пиковые периоды, особенно зимой, предприятия области не «дергались», а могли стабильно получать газ как на нужды промышленного производства, так и для социальной сферы.

Как известно, в настоящее время газ для коммунально-бытовой сферы и населения приходит в регион по линии НАК «Нефтегаз Украины». Нас не удовлетворяют расчеты за него, и мы работаем над тем, чтобы улучшить ситуацию. Но в трубе газ-то весь перемешанный. И когда перебираются лимиты газа, предназначенные для удовлетворения потребностей населения, без надлежащей оплаты, то областные власти получают предупреждение, что нам отключат газоснабжение промышленных предприятий, у которых с расчетами все нормально. Совершенно обоснованно руководители таких предприятий негодуют: это - ненормальная ситуация, когда они проплачивают за использованный газ, а их все равно «ставят на систему» регулирования. Чтобы решить данную проблему, прорабатывается план, предусматривающий объединение систем общей поставки газа в Луганскую область.

- Каков будет механизм расчетов с корпорацией Itera за поставленный в область газ?

- Каждый год к существующему договору будет заключаться дополнительное соглашение. В зависимости от цены газа, формирующейся на рынке, будет складываться цена на газ и для нашей области.

За год российская сторона будет поставлять 3 млрд. кубометров газа из 4,2 млрд. кубометров, которые в настоящее время потребляет Луганская область.

Несмотря на то, что у нас есть стабильный газопоставщик, не исключена ситуация, что к нам может обратиться структура, которая предложит газ значительно дешевле, чем нынешний партнер. В таком случае мы сможем вести переговоры о снижении цены. В этом году данная процедура была осуществлена несколько раз, и Itera шла нам навстречу. В этой компании работают высококвалифицированные специалисты, которые отлично владеют ситуацией.

- Предусматривает ли подписанное соглашение, что продукция предприятий области будет «уходить» в Москву?

- Если российская сторона проявит к ней интерес, то мы, безусловно, готовы осуществлять такие поставки. Но в том-то и дело, что не всегда получается найти необходимые объемы продукции, которые бы были эквивалентны стоимости объемов поставленных энергоносителей. Приходится рассматривать большую номенклатуру товара для того, чтобы закрыть эту проблему.

- В самом начале нашей беседы вы упомянули о том, что два года назад в области работали трейдеры, которых интересовал только свой бизнес. Как мне представляется, одним из вариантов согласия работы с вами корпорации Itera могло быть условие, чтобы этих трейдеров было как можно меньше. Как вы освобождались от них?

- Мы никого никуда не выгоняли. Это - мой принцип. Было создано ЗАО «Луганский энергетический альянс» и всем объявлено, что трейдеры могут свободно работать со своими ресурсами газа, но только через эту компанию.

- Вас устраивает ее работа?

- Не могу сказать однозначное «да», поскольку в работе ЗАО «Луганский энергетический альянс» есть масса недостатков. В частности, хотелось бы, чтобы полностью производился расчет за потребленный газ. К сожалению, этого пока не происходит, и мы вынуждены брать кредитные ресурсы, чтобы рассчитаться с МЭК Itera.

Но я отчетливо осознаю, что в области находятся угольные предприятия, которые если и «богаты», то только долгами... Все-таки работа «Луганского энергетического альянса» - это лучшее, что можно сделать на сегодняшний день.

- В частных беседах отдельные руководители предприятий сетуют на то, что в работе с «Луганским энергетическим альянсом» они сталкиваются с тем, что особо несговорчивым руководителям намекают, что «крыша» компании заканчивается на уровне потолка вашего кабинета. Результат такой беседы предопределен изначально - заключается договор на поставку газа...

- Когда я стал губернатором, то однозначно сказал, что в области должна быть одна «крыша» - государственная. И я этого убеждения не меняю. Ни для кого, в том числе и для «Луганского энергетического альянса».

Губернатор, в силу специфики своей работы, обязан курировать все острейшие проблемы, которые существуют в области. Когда некоторые предприятия контрабандно воруют газ на 3 млн. долларов, а затем эти объемы ложатся на «плечи» области и никто не хочет нести за это ответственность, то говорить можно все что угодно.

Еще раз хочу подчеркнуть, что в настоящее время в вопросах поставок и расчетов за газ все понятно и прозрачно. Это может кому-то не нравиться, но это - не мои проблемы. Надо не разговаривать, а работать.

К примеру, большие долги за газ числятся за Лисичанским содовым заводом и рядом других предприятий. Мы вышли напрямую на Москву и попросили, чтобы российская сторона осуществляла льготную поставку энергоносителей на эти предприятия. Руководство корпорации Itera пошло навстречу и со своей стороны предложило механизм реконструкции Лисичанского содового завода с последующим его введением в нормальный рабочий режим. Разве мы не должны поддержать такую инициативу?..

- Давайте пока на время оставим газовую тематику и поговорим о других вещах. Еще в прошлом году основным поставщиком энергоресурсов на Алчевский меткомбинат был «Индустриальный союз Донбасса» (Донецк). В настоящее время его энерговклад в АМК уменьшился. Возможна ли ситуация, при которой он вообще уйдет с комбината?

- Думаю, что нет. По большому счету, в области сегодня нет фирмы, которая могла бы заменить «ИСД» по тем поставкам, которые он осуществляет на Алчевский меткомбинат. Я настороженно отношусь к тем фирмам, головные офисы которых находятся не на территории области, но должен сказать совершенно объективно, что руководство «Индустриального союза Донбасса» ведет очень корректную политику, и там, где они работают, все делается для развития предприятий.

Краткий штрих к нашим отношениям. В области сложилось тяжелейшее положение на ГХК «Краснодонуголь». Уголь лежит, а его никто не покупает. Мы попросили «ИСД» заняться этим вопросом, и первые деньги уже пришли на шахту «Ореховская». На Алчевском меткомбинате, кроме «ИСД», в свое время было несколько десятков кредиторов, которые «раздирали» комбинат на «куски». В настоящее время их число ограничено. Работают фирмы, которые живут не только сегодняшним днем, но видят перспективу и рассматривают комбинат как партнера на длительное время.

- В любой области есть люди, которые не стремятся быть на виду, но тем не менее оказывают влияние на экономику региона. В Луганской области таким «серым кардиналом» считается г-н Димитиенко, руководитель фирмы «БАЙП» (Днепропетровск)...

- Это совершенно не соответствует действительности. В настоящее время присутствие данной структуры в экономической жизни области значительно сократилось. Она вошла соучредителем в «Луганский энергетический альянс» по одной простой причине: когда создавалось это ЗАО, на месте ощущался недостаток финансовых ресурсов, необходимых для начала работы, и необходимо было с кем-нибудь кооперироваться. И г-н Димитиенко работает как один из руководителей «Луганского энергетического альянса». Не более того.

- Что вы могли бы сказать о ситуации с назначением нового генерального директора ОАО «ЛиНОС»...

- На этом предприятии возник конфликт между трейдерами и руководством ОАО, который был неразрешим.

Я великолепно отношусь к бывшему председателю правления ОАО Вячеславу Лобачу, но если есть трения, то их надо разрешать на пользу дела. Возник вопрос: кого поставить новым директором? Был предложен целый ряд кандидатур, причем некоторые трейдеры из Киева открыто лоббировали свои интересы. В один из дней вместе со своим заместителем мы обсуждали данный вопрос. Как раз после совещания в облгосадминистрации вышел генеральный директор рубежанского химобъединения «Заря» г-н Бойко. Увидев его, мы поняли, что нашли подходящую кандидатуру. Посмотрели на показатели работы предприятия, как к нему относится коллектив и руководство города. Никто не хотел, чтобы он уходил с «Зари». В том числе и народный депутат Украины Юлий Йоффе. И когда Президент, будучи с визитом в области, спросил: «Кто будет руководителем «ЛиНОСа», в его присутствии я задал Йоффе один вопрос: «Мы рекомендуем плохого человека?». Смысл его ответа заключался в том, что областные власти остановили свой выбор на лучшем руководителе в регионе.

- Придет ли теперь нефть на «ЛиНОС»?

- Областные власти активно работают со всеми трейдерами и нефтедобывающими компаниями, чтобы убедить их в том, что со сменой руководства ситуация на «ЛиНОСе» изменилась. В наших планах то, что уже в августе ряд трейдеров «зайдет» на предприятие со своей нефтью в объеме 400 тыс. тонн.

- Естественно, что я не могу не задать вопрос о ситуации вокруг «Луганскоблэнерго»...

- Мое мнение осталось неизменным: не понимаю, как можно приватизировать рубильник? Если ошибка допущена, то ее надо исправлять. Арбитражный суд принял правильное решение вернуть в госсобственность пакет акций, который был продан на конкурсе.

Неквалифицированный подход руководителей «Верроны +» к политике в отношении облэнерго может привести к катастрофе в области. Они не занимаются развитием предприятия. Положили огромную зарплату руководителю, и он, как зомби, выполняет все их решения.

Нельзя, чтобы собственность, которая создавалась годами, переходила в руки проходимцев и мы теряли предприятия. Что очень хорошо наблюдалось в последние годы в области. Где завод электронного машиностроения? Владельцы сидят в Москве, а завод «лежит». Где Алмазнянский металлургический завод? Его вынуждены резать на металлолом, потому что он не подлежит восстановлению после того, как им поуправляли «хозяева».

- Если вернуться к заключенному соглашению с МЭК Itera, то ваши оппоненты могут упрекнуть вас в том, что вы «продали» область Москве?

- На тот момент, когда я сел в кресло губернатора, у области практически ничего своего не было. И сейчас мы проводим работы по созданию в ней всего того, что должно быть.

Раньше все финансовые потоки распределялись за пределами области. Надо было решать этот вопрос? Несомненно! Работали какие угодно страховые компании. Сейчас в наличии две - собственные. Не имели мощных коммерческих структур, которые могли бы прокредитовать предприятия, - в настоящее время проводим работу над их созданием.

В прошлом году в Луганскую область было инвестированно 25 млн. долларов. Это - копейки по сравнению с тем, что можно привлечь. В то время, как должны получать как минимум 1,5 млрд. долларов инвестиций.

Я ничего никому не раздаю и не продаю, а наоборот, привлекаю. А что касается корпорации Itera, то ее руководству мы предложили работать в области как соучредителям тех энергетических предприятий, которые мы создали или будем создавать.

- Вы уже готовы стать вице-премьером?

- У меня не было такого предложения от людей, которые принимают подобные решения. Это - во-первых. А, во-вторых, я еще не все успел сделать на том месте работы, где нахожусь сейчас.