Нынешняя муниципальная власть не способна идти в ногу с новой президентской командой. Получившая вожжи управления при Леониде Кучме, она олицетворяет старую, замшелую и ненавистную власть, эпоха которой позорно завершилась. И потому должна уйти. Именно это лежит в основе нынешних бурно и стремительно развивающихся событий в Одессе вокруг поста мэра города.
В городе создана инициативная группа под названием НАДО (новая администрация, достойная Одессы) по проведению референдума о доверии городскому голове Руслану Боделану. Однако не плебисцит стал главным толчком для расшатывания кресла мэра. А заодно и для громких заявлений о политических преследованиях в Одессе. Тихое одесское «болото» всколыхнуло стремление экс-мэра Эдуарда Гурвица, а ныне народного депутата Украины, непримиримого оппонента Боделана оспорить результаты выборов 2002 года. И занять место на Думской площади. Поэтому вопли о политической расправе, которые раздаются на всю страну с трибун Верховной Рады, — не что иное, как крики «помогите удержаться в кресле — падаю». Даже самый активный защитник Боделана нардеп Нестор Шуфрич, примчавшийся на призыв о помощи, на самом деле считает судебный процесс в Одессе противостоянием двух политиков и сведение счетов непростых людей. Об этом он заявил в прямом эфире местного телевидения. Так что, если говорить о ситуации в Одессе, то город в очередной раз попал в ловушку старой ненависти.
Гурвиц против Боделана
Процесс «Гурвиц против Боделана» начался кавалерийским наскоком. Боделан не успел опомниться, как местный суд Приморского района отменил свое старое решение 2002 г. (Тогда судья Пысларь отказал Гурвицу, просившему признать выборы недействительными.) И начал рассматривать дело заново. Боделан в шоке. Реальной поддержки сверху больше нет. Вначале этого года он издал распоряжение о присвоении спикеру парламента Владимиру Литвину звания «Одессит года». Надо полагать как последнему из Могикан, к кому можно приклонить свою голову. Правда, нынешние события показали, что действующий мэр может рассчитывать и на поддержку политиков из другого лагеря. У Руслана Борисовича было сияющее лицо, когда на прошлой неделе он вышел из зала суда и встретил своих сторонников радостным сообщением о том, что по решению Верховного суда Украины дело будет рассматриваться в Вознесенске Николаевской области. Но улыбка на лице Руслана Борисовича играла недолго. Решение о переносе так же быстро было отменено председателем ВСУ Маляренко, как принято его заместителем Яремой. Теперь представители Одесского обкома Соцпартии оправдываются, поясняя «наивным» одесситам поведение своего лидера Александра Мороза, который, ходатайствуя о переносе дела, вмешался в судебный процесс, не имея на то права. Дескать, обратился Боделан с просьбой — и Александр Александрович помог. Как помог бы любому другому...
В эти горячие дни Боделан обращался за помощью к Президенту страны, премьер-министру, главе парламента с просьбой обеспечить демократию, верховенство права и закона на территории Одессы. Но от имени депутатского корпуса. Вернее, пытался. Сессия, которую городской голова срочно созвал для этой цели, не состоялась — не было кворума. Поэтому под обращением поставили подписи только 43 депутата. Боделан впервые получил, что называется, нож в спину, от верного и подручного горсовета, служившего ему три года верой и правдой. И расценил это как измену и предательство с их стороны. Ведь для депутатов Руслан Борисович, как искренне сетовал в эфире местного телеканала народный депутат от Одессы Игорь Резник, столько сделал, столько каждому дал, что теперь, дескать, их поведение выглядит дикой неблагодарностью.
В общем, сегодня у Боделана осталась одна возможность — апеллировать к горожанам. Поэтому Руслан Борисович уцепился за референдум о доверии городскому голове, как утопающий за соломинку. С завидной быстротой и без всяких проволочек он подписал распоряжение о создании инициативной группы по его проведению, дав понять, что не боится никаких опросов. И даже ратует за него обеими руками. Вот если жители скажут «нет», тогда можно устраивать досрочные выборы. А то, что происходит в суде, — это навязывание одесситам чужой воли, считает он.
Сам же городской голова на минувшей неделе занимался, по сути, тем же самым. Собрал горожан, отчитался о проделанной работе. А взамен получил обращение представителей территориальной громады к руководителям страны и резолюцию в поддержку мэра. Горожане, оказывается, возмущены вопиющим беззаконием, творящимся в Приморском суде, и требуют его прекратить. Претензии Гурвица, с их точки зрения, абсурдны. Еще и потому, что могут быть признаны нелегитимными все решения, принятые горсоветом за три года. А что касается самого Гурвица, то за шесть лет в парламенте он ни разу не выступил в интересах одесситов.
О том, кто больше патриот — Боделан или Гурвиц, — вопрос отдельный. Действительно, Эдуард Иосифович всегда любил больше не Одессу, а себя в Одессе. А поскольку в ней свыше шести лет сидит Боделан, то Одесса для него все эти годы не существовала. За ее бедами и проблемами он предпочитал спокойно наблюдать из зала парламента. Он приезжал в Одессу, чтобы поучаствовать в выборах, искренне веря и надеясь, что одесситы его не забыли и любят прежней, безответной любовью. Не ошибусь, если скажу: добрую часть своих голосов в 2002 г. горожане отдали Гурвицу, чтобы они не достались Боделану, который стал для них хуже горькой редьки.
О любви Боделана к Одессе можно писать трактаты. Криминальные. За годы своего правления Руслан Борисович нажил себе славу мэра, распродавшего город и разбазарившего за бесценок побережье до самых морских склонов. Недавно на сессии депутаты обсуждали необходимость строительства заправки. Где бы вы думали? У подножия знаменитой Потемкинской лестницы. Там уже и площадку для нее подготовили. Спрашивается, как же нужно не любить свой город, чтобы дойти до такого!
Так что в 2002-м из двух зол одесситы выбирали наименьшее. Прогнозы относительно третьего кандидата остались прогнозами. А в бюллетенях для голосования красовались все те же фамилии. Не исключено, что Одессе снова придется ступать в одну и ту же не очень чистую реку под названием «избирательная гонка Боделан—Гурвиц».
А можно ли дважды войти в одну
и ту же реку?
Одесса давно стала заложником борьбы двух политиков. Все началось еще в середине девяностых, когда Гурвиц был мэром, а Боделан — губернатором. В 1998 г. Руслан Борисович решил отобрать у Эдуарда Иосифовича кабинет в здании на Думской. В итоге избирательная кампания превратилась в кровавую рубку, поделившую город на две части. Кстати, преступления того времени до сих пор не раскрыты. И даже не ясно, расследует ли их кто-то вообще. Хотя понятно: покуда не будет сказана правда, вряд ли когда-нибудь эта всепоглощающая ненависть утихнет.
Выборы тогда завершились победой Гурвица с перевесом в 70 тыс. голосов. Но Боделан подал жалобу в суд. И добился, благодаря Леониду Кучме, передачи дела в Кировоград. Выборы были признаны недействительными. И назначены новые. Но Гурвиц к их участию допущен не был. Устранив своего главного противника, Боделан одержал победу и стал править Одессой. Прошло четыре года. На выборах в 2002 г. все те же два соперника снова скрестили свои шпаги. Но это был неравный бой — между верным и преданным Л. Кучме Боделаном и ставшим оппозиционером и выдвиженцем «Нашей Украины» Эдуардом Гурвицем. Шансов на победу у экс-мэра не было. Чего не скажешь о его сопернике: админресурс, отработанные схемы фальсификации, прикрытые ярлыком честных, прозрачных и демократических выборов. Итог — Боделан опередил Гурвица на 55 тыс. голосов.
Отношения к таким выборам красноречивее всех выразили тогда сами одесситы — своей явкой. В 1998 г. в голосовании приняло участие почти 70 % горожан. А в 2002 г. чуть более 50 % — это по официальным данным. По информации штаба Гурвица — приблизительно 44 %. Это за вычетом мертвых душ, вброшенных бюллетеней, приписок в протоколах и т. д.
Эти и другие нарушения рассматривает сегодня Приморский суд. Дали показания около трех десятков свидетелей. Их рассказы об организованных студенческих каруселях, голосовании по открепительным талонам, неправильном подсчете голосов в очередной раз подтверждают те нарушения, которые были вскрыты на выборах президента страны. Так что удивление, которое выражают многие политики в связи с пересмотром результатов выборов трехлетней давности, может появиться только у людей, далеких от одесских событий.
Возможно, когда выйдет данный материал, решение будет вынесено. Но вряд ли кто-то сомневается, что оно будет не в пользу Гурвица. Иначе зачем тогда нужно было ворошить события трехлетней давности, наскоком отменять решение суда по вновь открывшимся обстоятельствам, которые вызывают у юристов неоднозначную реакцию. Речь идет о проведенной почерковедческой экспертизе в рамках возобновленного прокуратурой уголовного дела по фактам фальсификации выборов в 2002 г. Установлено, что подписи членов одной из участковых избирательных комиссий на протоколах подделаны. На этом основании дело заново рассматривается судом. Сторонники Боделана считают, что ситуация, при которой нет виноватых, а есть фальсификация, — это нарушение закона. Иными словами, судья Ярош якобы не имела права рассматривать гражданское дело, пока не будет рассмотрено уголовное. В связи с этим представитель горизбиркома заявлял ходатайство о приостановлении его рассмотрения, но оно было отклонено. Однако… сегодня всех волнует другое: как в конечном итоге будет звучать решение суда и какие после него последуют действия.
О том, что Гурвиц хочет вернуть себе мэрское кресло, понятно всем. Но каким образом? Экс-мэр и его близкое окружение на этот счет не распространяются, исходя из своих тактических соображений. Поэтому город наводнен всевозможными слухами, версиями и домыслами. Звучат опасения, что суд может объявить Гурвица победителем выборов. Такая практика в Одессе имеется. В том же 2002 году по решениям судов кандидаты в депутаты горсовета, занявшие второе и даже третье место, становились победителями избирательной гонки. Правда, это было сразу после выборов. А тут прошло три года. И все же это дало повод сторонникам Боделана бить тревогу и доказывать, что никакой суд не может назначить городу мэра, что абсолютно справедливо. Однако и повторные выборы (предусмотренные законом в случае признания результатов недействительными) могут тоже иметь варианты. Не исключается, что Боделана, как в свое время Гурвица, суд может не допустить к участию в повторных выборах. Как главного фальсификатора. Хотя процесс «Гурвиц против Боделана» — дело не частное. От его исхода зависит дальнейшая судьба города. Но оно почему-то очень смахивает на личные претензии Гурвица, у которого наконец-то появилась возможность показать Боделану, где его место. И, вероятно, очень хочется это сделать точно таким же способом, как это в свое время проделал Боделан. Но в таком случае, причем здесь Одесса и одесситы?
И еще об одном. Об обращении Боделана к Гурвицу. На днях Руслан Борисович публично предложил Эдуарду Иосифовичу и себе прекратить выводить на митинги своих сторонником. Хорошее предложение. Именно сторонники Боделана, по информации милиции, были инициаторами беспорядков возле суда. Организатор «массовок» в поддержку действующего мэра, лидер организации «Единое отчество» некто Кауров, по словам милиции, и подстрекал митингующих к драке. Он же является «хозяином» и вдохновителем палаточного городка, который для защиты Боделана перебирается в эти дни с Куликова поля на Думскую площадь. Словом, городской голова, который отвечает за порядок и спокойствие в городе, вместо того чтобы оберегать его, оберегает себя.