UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ДЮНАХ — ПЕРЕСТРОЙКА

Все-таки хорошо, что в этом ненадежном, колеблемом всеми ветрами мире продолжают существовать вещ...

Автор: Вячеслав Пиховшек

Все-таки хорошо, что в этом ненадежном, колеблемом всеми ветрами мире продолжают существовать вещи, нерушимые, как звездное небо надо мной, и нравственный закон, лежащий в основе отношений руководителей Центра и регионов.

Константы есть, их не может не быть. Например, заседания ВР со вторника по пятницу. Прогноз погоды Русланы Пысанки по вечерам. Грохот шахтерских касок перед Кабмином в июне, октябре и феврале. По ноябрям - война непоколебимых борцов пенсионного и допризовного возрастов с антинародным режимом. Тающий снег в декабре.

Увеличение количества констант в этой стране называется стабильностью.

Чтобы было все стабильно, все должны заниматься своим делом. Л.Кучма - бороться с невыплатой зарплат, критиковать подбор кадров по принципу личной преданности, требовать отмены депутатской неприкосновенности, пугать депутатов народным волеизъявлением, продолжать укреплять международный имидж Украины назло «недоганяющим» швейцарцам, по недомыслию об оном (имидже) не заботящимся. Парламент - требовать фамилии коррумпированных министров, посылать куда получится МВФ и искать «третий путь». Премьер - методами гражданской обороны развивать клаустрофобию у руководителей предприятий-должников. Министры - выступать с критикой парламента (умеренно и, по возможности, редко), исповедываться с телеэкрана, сколько они, и только они, делают возможного, чтобы «и в этой кризисной ситуации...» (горячо, взахлеб, искренне). В.Ющенко - регулярно отказываться от президентства. З.Кулик - быть не разменной монетой, а разменной банкнотой, не привязанной к курсу гривни. В.Черновил - оппозиционировать, но не Президенту и не правительству, а так, по жизни и понятиям. А.Лавринович - преследовать коллаборациониста В.Черновола. Всем, против кого В.Черновил, - радоваться, выигрывают всегда те, против кого он. Е.Кушнарев должен удивлять последовательностью. А.Матвиенко - заявлять о готовности ответственность взять, но не брать. П.Симоненко - преследовать и душить воображаемых «жирных котов». Н.Витренко - обличать П.Симоненко и А.Мороза. Все скучно, но по правилам и потому нормально.

Но вдруг мне показалось, что что-то не так. Ну не может быть в нашей стране вот все нормально. Осенило - а регионы? а отставки? а назначения?

Никому нет дела в Киеве до региональных руководителей. Большинство времени их вообще как бы нет. Вспоминают о них перед выборами утверждением или снятием очередного премьера или каким другим стихийным бедствием.

А ведь власть Киева заканчивается на Окружной дороге. О том, что происходит дальше, Президент знает по преданно-собачьим глазам региональных руководителей да по аналитическим запискам соответствующих служб с надзорными функциями.

Региональным руководителям (руководителям областных и районных госадминистраций) раньше было хорошо. Хорошо в том смысле, что понятно как. А именно: для того, чтобы быть лучшим другом Президента, т.е. иметь с ним поменьше проблем, требовалось две вещи - острая нелюбовь к его, Л.Кучмы, политконкурентам, а также к Верховной Раде и «одобрямс» в отношении исполнительной власти. Прошедший тест у Президента по этим двум вопросам мог по крайней мере не опасаться того, что Президент его запомнит. Что уже хорошо, так как память у Президента избирательна: чего захочет, то и вспомнит. Позволялось умеренно вякать в адрес Киева по поводу налоговой политики (обдирают), валить на Киев все социальные невыплаты, рост преступности и др.

Первым накрепко заставил задуматься Президента родной Днепропетровск, умеющий холить и лелеять ему реальных политконкурентов. Измены Президент не простил. Ни региону, ни Павлу Ивановичу. Пришло время выборов в парламент - Днепропетровск показал Президенту «козу». Был бы он один такой среди регионов - можно было бы обозначить его зоной стихийного бедствия…

Президент в марте 98-го высказался ясно: «Выборы, как лакмусовая бумажка покажут, на что способен каждый руководитель». В.Пустовойтенко в марте 98-го добавил: 40% - за НДП, 60% - за Аграрную или же «по результатам выборов состоятся изменения в кадровой политике». Все правильно поняли, что премьер пошутил, поскольку и в мыслях не держал мешать волеизъявлению избирателей. И вообще не надо так буквально понимать все, что говорит премьер. Просто так сказанулось, понимать надо. Сказал премьер, что «правительство наконец-то повернулось лицом к людям», так не надо гнусных комментариев, чем стояло правительство к народу два года и не надо ли заикающийся народ откачивать у какой-то бабки после этого поворота.

Робость регионалов в исполнении наказов двух главных украинских избирателей только во вторую очередь объяснялась реалистичным пониманием собственного влияния на вверенный им контингент. В первую же очередь регионалы рассудили, что дядька в Киеве далеко, а гурманы, желающие полакомиться их родимой огородной бузиной, т.е. желающие у них избираться - ближе и с интересными предложениями. Дальше понятно - рынок, как сказал бы В.Пинзеник, он все решает.

Политическое желание регионалов удержаться между рыбкой (скушать) и раскаленной сковородкой (усидеть) проявилось в том, как всплакнул В.Филенко в мае 98-го: «...когда с ними (гор- и облгосадминистрациями. - В.П.) велись какие-то разговоры, все свидетельствовали о своей любви и уважении. Стоит только отвернуться - и они делают свое». Се-ля-ви, не надо было отворачиваться, не пришлось бы и поворачиваться. Правда, более осторожные регионалы «прикрылись», предложив в партсписки себя: так и появились среди лучших аграрников страны руководители Крыма и Одессы, в НДП - Харькова, Винницы (сам Бог велел), замы из других областей, в «Трудовой Украине» - Киева и два зама из Донецка и Луганска. Так и проехали государев гнев.

У нашего же Президента слово с делом не раходится. Сказал - сделал. Если кто забыл, так я напомню, как Леонид Данилович еще в декабре 97-го сказал, что назовет перед выборами имена обладателей теневого капитала. Под личный контроль взял - теневики так на дно легли, что перед выборами их даже Ю.Кравченко не нашел. Так и с регионалами. Сказал Леонид Данилович о лакмусовой бумажке - и к не прошедшим проверку на кислотность применился осовремененный вариант высшей меры социальной защиты. Гарант последовательно, в апреле и мае 98-го, констатировал: «игра в демократию кончилась - настало время серьезных кадровых изменений», «большинство губернаторов показало свою неспособность, работало только на себя» - и в апреле-июне 98-го регионалов поменял.

В некоторых случаях серьезность свелась к повышению замов, в других - к извлечению кадров из запасников. Ну действительно, поиграл гарант в серьезные кадровые изменения, а мы-то подумали, что ему «жесткую вертикаль исполнительной власти», свою мечту образца 94-95 годов, вздумалось реализовать. Почти по Сент-Экзюпери: «В дюнах перестройка. Ветер разметает дюны и переносит песок на другое место».

Попереставляв с места на место, Президент получил нечто. В этом «нечто» и проблема.

Каждый найденный Президентом человек - не просто человек, а кадр, многократно проверенный на деле. Это пусть враги клевещут, что рыночные реформы должны проводить какие-то там рыночники, мы на провокации не поддадимся, намучились с реформаторами и их порядками. Не нужен образованный, тем более со своим мнением, нужен крепкий середнячок со средними способностями, способный поруководить, чем поручат. Посольством - так посольством, пожарной частью - так пожарной частью, городом - так городом, областью - так областью. Вот их Рейган вообще актером был, и ничего, свою роль сыграл, а мы что, не актеры? Ну и преданный нужен, что главное. Но где же столько таких взять?

Часть из вновь назначенных в прошлой жизни последовательно воплощали в жизнь идеи КПСС, боролись с неформалами и поддерживали перестройку, становились антикоммунистами и занимались реформами. И, как правило, всегда проигрывали выборы более удачливым конкурентам. Кто-то посидел послом в странах, не называемых стратегическими партнерами, кто-то - министром с невидимыми достижениями, а кто-то просто на пенсии выращивал пчел.

К примеру, херсонский губернатор Анатолий Касьяненко. Послужной список - шеф херсонских профсоюзов, второй Херсонского обкома КПУ, депутат ВР, затем посол Украины в Грузии. Парламентские выборы в 94-м проигрывал Александру Ельяшкевичу. Михаил Каскевич, черниговский губернатор, бывший министр труда и руководитель контрольной службы АП, выборы в ВР проигрывал в 94-м. Кировоградский «первый» Михаил Башкиров, в прошлом член ЦК КПУ, генеральный директор ПО «Семена Украины», выборы проигрывал в 94-м. Анатолий Даниленко, черкасский губернатор, бывший председатель Союза крестьянских союзов Киевской области, выборы в 98-м проиграл Александру Морозу.

Другая часть - из постперестроечного поколения управленцев, местами даже партийного, из более или менее воспринимаемых Президентом партий. С первой частью вторую роднит приблизительно равный успех в проведении экономических реформ и приблизительно такое же понимание их необходимости. Харьковский губернатор Олег Демин, в прошлом секретарь Харьковского обкома КПУ и вице-спикер, но политически правильно ориентированный член политсовета НДП, о чем и свидетельствует его награждение орденом Ярослава Мудрого в августе 98-го. Другой пример: руховец Теофил Бауэр, черновицкий губернатор, в прошлом - председатель Глубочицкой райадминистрации Черновицкой области.

Теперь краткий анализ того, чем занимались украинские регионалы в июле-октябре текущего года. Чего умели, тем и занимались. Один, тряхнув стариной, начал проводить единые «политдни». Другой, не хуже, создал в области лекторскую группу, которая начала разъяснять внутреннюю и внешнюю политику Украины, затем пошел дальше и создал лекторские группы в каждом районе своей области. Каждый утвердил первоочередные меры по наведению порядка, провел заседания облструктур, борющихся с коррупцией и оргпреступностью, создал условия для проведения осенне- и весенне-полевых работ.

Еще есть у губернаторов и другие достижения, которые можно, но осторожно, демонстрировать Президенту. Называются эти вещи сложной ситуацией, из которой без помощи Центра не выйти (тоска в глазах Президента), а также местной спецификой. При умелом использовании, а большинство регионалов это умеют, не столь уж слабый козырь, как может показаться: трембиты, менталитет, степи, русификация, влияние ОРТ и др. Для задушевного разговора в любом случае хватит, чтобы если и не убедить, то утомить Президента. У крепкого регионала в запасниках - и демонстрация кой-чего из местной специфики, не космогония украинской вышиванки, этим Л.Кучму не возьмешь, а кой-чего покруче. Например, местные успехи программы «Супруга Президента - детям Украины».

Конечно, объединяет этих людей публичная лояльность к Президенту, расчет на его поддержку, перед которой меркнут партийные симпатии и антипатии. Глава Черновицкой облгосадминистрации, принадлежащий к НРУ, Т.Бауэр еще в июле 97-го убедительно продемонстрировал, чего стоят руховские пляски вокруг кандидата в Президенты: «...я буду поддерживать того человека, который дал мне работу». Опирающийся на поддержку Л.Кучмы Анатолий Даниленко, черкасский губернатор, в августе 98-го на встрече с представителями политических партий области сказал просто и со вкусом: «Меня поддерживать не надо - я не калека». Близкая ко львовскому губернатору газета о нем: «М.Гладий, кажется, собирается быть преданным Президенту до конца». Простим провинциальному журналисту двусмысленность его фразы.

Если кто-то скажет, что наши регионалы - не рыночники, так тому и надо. Спросит, к примеру, Президент: а как у вас дела с рыночными реформами? У нас все нормально, скажет регионал. И план из тумбочки достанет на пяти листах, где на последнем - «построенное социальное государство». А как у вас дела с иностранными инвестициями? Есть план привлечения. А что туговато с этим, так кризис в стране.

Что бросается в глаза при чтении од регионалов, даже бывших, Президенту, так это отсутствие воспитанного чувства меры. Есть любовь мужчины к женщине. Мужчины к мужчине в основном на Западе. Но высшая и совершенная форма любви - это любовь регионалов к Президенту!

Кто сказал, что «под руководством Президента Леонида Кучмы мы стремимся к улучшению уровня жизни и благосостояния 52 миллионов наших граждан»? Павел Иванович, еще не оппозиционер, в «Уолл-Стрит Джорнел», 22 мая 1997 года. Так вот, нынешние регионалы в текстах, предназначенных для подсовывания Президенту, Павла Ивановича уже давно превзошли. «Я четко определил для себя связку Президент Кучма - Похвальский, председатель областной администрации. Иду на это сознательно, не ища никаких парашютов». Это бывший запорожский глава, в «Зеркале недели» в апреле 98-го. Думаю, Л.Кучма сам впервые услышал об этой связке. Но В.Похвальскому проявленная сознательность не помогла…

Такая себе кадровая лавка запасных, о длине которой наш гарант неоднократно скептически высказывался. Я бы, кстати, не возводил в абсолют утверждение Президента, что «большинство губернаторов показало свою неспособность». Это сегодня доказали неспособность, на лавку, значит, пересели. А завтра, может, и с лавки в бой. Правда, можно и на скамью подсудимых. Но мы не о таких изгоях, предателях и отщепенцах. Мы о крепких, стойких, морально устойчивых. Крепкий кадр, он и в Африке крепкий, тем более он ценен «неньке». Если областью руководил, то уж пожарной охраной или там посольством ему сам Бог велел. Да вы на наших послов в странах СНГ посмотрите. И не только в СНГ. Посмотрите, как лихо мой полный тезка Вячеслав Владимирович Похвальский, тот самый, из губернаторов, которые, по словам Президента, «работали только на себя», с июня 98-го с нашим посольством в Болгарии управляется. Такие кадры в МИДе пропадают, а какую пользу стране на руководящих должностях могли бы приносить!

В результате скрещения партдинозавров и трепетных ланей получилась такая вот вертикалка, которая не больше, чем предыдущая, может контролировать что-либо. Ее качество таково, что она вообще ничего не может - ни контролировать, ни запрещать, ни приостанавливать, ни инициировать. Она может поддерживать и воспроизводить собственное существование, но это не совсем то, что необходимо Президенту. Президенту необходимо выиграть выборы, а для этого нужно, чтобы это была его вертикаль. А вот этого как раз добиться труднее всего, если вообще возможно.

Существуют некие объективные условия. В некрупных городах Украины (где и живет большинство избирателей) выходит куча местных газет, транслируется, в некоторых случаях, до одиннадцати местных телеканалов. Я не верю в то, что управление внутренней политики администрации Президента физически способно отслеживать то, что там передается и печатается, для этого никаких сил не хватит, но охотно верю, что на эти средства массовой информации, завязшие в своих финансовых проблемах, может повлиять не столько Президент, сколько тот, кто им заплатит. И я, зная финансовое положение моих региональных коллег, не буду их ни оправдывать, ни осуждать. Именно о такие рифы разбивается мистическая вера некоторых госчиновников в то, что три центральных канала телевидения и центральная киевская пресса при массовых невыплатах зарплат в состоянии помочь кому-то выиграть выборы. Повлиять на результаты - наверняка могут, но выиграть - нет.

Ритуальный танец регионалов и Президента, включающий заклинания, причитания и заговоры по типу «я за Президента пасть порву» с одной заинтересованной стороны и «именно вы являетесь главным звеном власти» - с другой (цитата из выступления Л.Кучмы перед вновь назначенными главами райгосадминистраций 10 декабря 1998 года), не может никого убедить, и не только потому, что сам Президент помнит, как он продемонстрировал лояльность к тому, при ком в октябре 92-го он был премьером. Не могут убедить награждения губернаторов не только потому, что у всех на глазах разворачивается драма советского номенклатурщика, награжденного за метрокопание в декабре 95-го «Ярославом» 5-й степени. Ритуальный танец исполняют потому, что без ритуала никак нельзя, да и скучно, но от всего этого ритуал не перестает быть чем-то большим, чем ритуал.

Не существует доказательств того, что новоназначенные будут эффективней севших на лавку запасных. Существуют веские доводы в пользу противоположного тезиса.

Анализ выборов и 1994, и 1998 годов показывает, что практически каждый регионал, особенно губернатор, работает на двух кандидатов только в том случае, если не может работать на трех. И почти гарантированно теряет рабочее место, независимо от результата выборов. Да, Координационный совет по внутренней политике должен следить за лояльностью регионалов, но кто за ними реально уследит? Кто проконтролирует контролирующего контролера? И потом, конкуренты Президента совсем не слабы как аппаратчики, следовательно знают, как использовать «разводки» - как знают это и губернаторы. При практически равных финансовых возможностях кандидатов велико искушение повторить трюк с рыбкой и сковородкой. Кроме этого, они, повторю, желают выжить при любом президенте. Как сказал один высокопоставленный украинский чиновник, которому по роду службы чужды проявления расизма и нелюбовь к афро-американцам, «они и негру будут служить, если негр будет Президентом Украины».

Это если говорить о, так сказать, более-менее лояльных регионалах. Другую же часть регионалов составляют те, у которых столько любви к Президенту, что о ней можно написать на обратной стороне почтовой марки - и то там осталось бы свободное место. Эти ведут ритуальный танец со всеми кандидатами в Президенты, поскольку не забыли ни «разводок» между мэрами и губернаторами, ни о том, как избранных переназначали, ни, что для них важно, бывших партийных привязанностей. А поскольку политику такие регионалы понимают не как ведение конструктивной работы, а как то, что затрудняет действия политических оппонентов и заставляет их убирать с дороги препятствия, то их помощь Президенту скорее повредит, чем поможет. Обижаться на таких политиков не стоит. Когда собака мочится на стенку, она совсем не нарушает моральные принципы. Она всего лишь ведет себя как собака.

Президент, повторю, рассчитывает, что преданные ему силы из Коордкомитета по внутренней политике отконтролируют, упредят и направят в случае чего, а такие случаи будут, на путь истинный. Но, во-первых, беда в том, что преданные силы преданны по-разному, а во-вторых, за «детьми»-регионалами уже присматривает семь нянек со своими детьми. Президент, конечно, рассчитывает, что его демарш с отставками регионалов в апреле-июне, а затем и в сентябре 98-го имел воспитательный эффект, но у регионалов нет никаких гарантий сохранения рабочих мест после выборов с любым исходом.

Так что, несмотря на заявление Президента типа «игры в демократию кончились», тут пока кончили одних, а к другим еще присматриваются. Логику Тараса Бульбы в варианте многодетного отца «я вас породил, я вас и убью» к регионалам не очень-то и используешь, особенно поближе к выборам. Тут как раз тот случай, когда «детишки» втихаря и вкрутую подставят «папу», да еще и так, что тот это увидит слишком поздно.

Нравственный закон, лежащий в основе таких отношений руководителей Центра и регионов, сильно похож на «умри ты сегодня, а я завтра». При таких отношениях о каких-либо экономических реформах говорить нельзя. Можно лишь осторожно говорить об управляемости страной, при которой проведение единого для всех регионов решения исполнительной власти является несомненной и редкой удачей. А для страны, где принятые решения должны реализовываться, такое положение не является приемлемым.

Пока это не произойдет, мы и дальше будем наблюдать, как на наших глазах патентованные патриоты и проверенные кадры, припавшие к кормушкам, будут доказывать нам, что со страной можно по-прежнему делать все что угодно.