UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уйти, чтобы остаться

В понедельник СНБОУ приняло решение вывести украинский контингент из Ирака. Уже в ближайшие недели в Украину вернутся первые сто пятьдесят миротворцев из Эс-Сувейры...

Автор: Владимир Кравченко

В понедельник СНБОУ приняло решение вывести украинский контингент из Ирака. Уже в ближайшие недели в Украину вернутся первые сто пятьдесят миротворцев из Эс-Сувейры. Вместо них поддерживать порядок в этом городе будут уже иракские солдаты и полицейские. Последнее же подразделение нашего контингента должно будет покинуть эту страну до конца года. И хочется верить, что украинцы запомнятся иракцам не только первой за всю многовековую историю Месопотамии побелкой финиковых пальм, а прежде всего тем, что старались не допустить кровопролития. Но что будет дальше, после возвращения нашего контингента? Досадно после стольких усилий, затрат, потерь остаться ни с чем…

Поясняя решение СНБОУ о выводе контингента, украинские чиновники говорят о нескольких причинах его принятия. Прежде всего, это изменение обстановки в Ираке. После недавних парламентских выборов ситуация там стабилизируется. Хотя, возможно, не так быстро, как хотелось бы. И в этом контексте украинский контингент выполнил те задачи, которые на него возлагались при вводе в страну. К тому же Президент никак не может игнорировать мнение Верховной Рады, неоднократно высказывавшейся за вывод бригады. Как не может официальный Киев не принимать во внимание и того, что украинское общество негативно относится к присутствию наших солдат в этой стране. По данным последнего социологического опроса Центра Разумкова, таковых 88,8% украинцев.

Политики также не забывают упомянуть и о том, что украинские предприятия фактически не участвуют в восстановлении иракской экономики: в портфеле у наших предпринимателей всего лишь один контракт на поставку тяжелых грузовиков «КрАЗ» и внедорожников «УАЗ». (Особенно часто на этот факт украинцы недвусмысленно указывают своим американским партнерам по коалиции.) Администрация Виктора Ющенко также учитывает и то, что весной следующего года в Украине состоятся парламентские выборы. И дальнейшее пребывание в Ираке полуторатысячного контингента может нанести серьезный урон имиджу пропрезидентских партий и блоков, поскольку Ющенко во время своей избирательной кампании настойчиво выступал за вывод солдат. Пожалуй, это соображение является определяющим для нынешней президентской команды.

Несмотря на многократно звучавшие призывы коммунистов и прогрессивных социалистов вывести весь украинский контингент немедленно, администрация Виктора Ющенко делает все, чтобы вывод бригады не выглядел унизительным и поспешным бегством, как это произошло с испанскими подразделениями. Стоит признать, что из всех возможных вариантов официальный Киев выбрал наиболее оптимальный — поэтапный выход до конца года, во время которого «мы будем внимательно согласовывать все наши шаги с членами коалиции». Это позволяет нынешней украинской власти не только продемонстрировать обществу, что Виктор Ющенко выполняет свои предвыборные обязательства, но также и сохранить добрые отношения с Вашингтоном: Белый дом заинтересован в том, чтобы украинские солдаты оставались как можно дольше в провинции Васит. Не случайно партнеры Украины по антитеррористической коалиции довольно спокойно восприняли решение СНБОУ. Свидетельством этому является то, что Джордж Буш обратился в конгресс с просьбой увеличить финансовую помощь нашей стране.

И все же, имеет ли Киев право растягивать вывод контингента до конца года, особенно, если учесть настроения украинского электората? Без сомнения, да. Каково бы ни было негативное отношение украинцев к пребыванию наших солдат в Ираке, до критической отметки еще далеко. В противном случае на улицах украинских городов уже были бы многотысячные демонстрации пацифистов, требующих быстрого и немедленного вывода. Сейчас же это несколько сот сторонников эпатажного «Братства» и радикальной ПСПУ. Любопытно, что во время соцопроса, проведенного в феврале 2005 года Фондом «Демократические инициативы» и Киевским международным институтом социологии, на вопрос «Как вы считаете, какие задачи должен в первую очередь решить новоизбранный Президент Виктор Ющенко?» только 0,9% опрошенных ответили, что прежде всего глава государства должен вывести войска из Ирака. А в общем перечне задач этот пункт занял предпоследнее, 29-е (!), место.

С другой стороны, официальный Киев хорошо понимает, что быстрый вывод может не только дестабилизировать ситуацию в провинции Васит, но и ударит по имиджу Украины как надежного и прогнозируемого партнера. И в этом случае Киев столкнулся бы с серьезными проблемами не только при уходе из Ирака, но также и при решении вопросов, связанных со вступлением Украины в ВТО, НАТО и т.д., где поддержка Соединенных Штатов крайне необходима…

Насколько можно понять, при отработке технического аспекта выхода бригады военные исходили из трех основных принципов: максимальное обеспечение безопасности военнослужащих; использование наименее затратного варианта; возвращение контингента в рамках существующей схемы ротации. Собственно, сам процесс планируется разделить на три этапа. Первая группа солдат будет выведена из района Эс-Сувейры начиная с 15 марта. Вторая группа — 550 миротворцев — должна покинуть Ирак до 15 мая. Одновременно с выводом второй группы в апреле—мае проводится ротация нашего контингента. Последняя, третья группа (900 солдат), уедет из Междуречья в октябре. Однако эта дата — ориентировочная. И фразу Виктора Ющенко о том, что контингент окончательно будет выведен до 15 октября, эксперты называют оговоркой. Дело в том, что возвращение тактической группы будет зависеть от развития политической ситуации в Ираке. Ведь в декабре иракцы, второй раз за год, будут вновь избирать парламент. С большой степенью вероятности можно утверждать, что последний солдат покинет Ирак в конце года.

По словам министра обороны Анатолия Гриценко, по мере ухода украинских подразделений из провинции Васит контроль за обеспечением безопасности в этом регионе будут перебирать на себя бронекавалерийский полк Соединенных Штатов и иракские силы безопасности. К слову, в Эс-Сувейре украинские миротворцы уже подготовили три роты иракской армии. Сейчас подготовку проходит четвертая. Именно эти подразделения, входящие в 26-ю бригаду иракской армии, и будут обеспечивать безопасность в этом городе. Примечательно, что глава украинского оборонного ведомства заявил: Украина, поэтапно выводя свой контингент из Ирака, «не выходит из состава коалиции, она изменяет форму своего присутствия в ней». Речь идет о том, что, вместо выполнения исключительно военных задач — охраны и сопровождения грузов, разминирования, уничтожения боеприпасов, украинский контингент теперь будет в основном заниматься подготовкой сил безопасности и армии Ирака. Кстати, на это сейчас переориентируются все контингенты, входящие в состав многонациональных сил по поддержанию мира.

В ближайшие дни Виктор Ющенко подпишет указ, которым введет в действие решение СНБОУ. В соответствии с ним, оборонное ведомство должно разработать детальный план-график, который будет предусматривать согласованные с нашими партнерами по коалиции мероприятия. Например, какой будет структура наших сил после сокращения, кто будет заниматься подготовкой сил безопасности Ирака, как будет организовано прикрытие вывода наших войск — выход через Кувейт и далее морем или же вылет домой на самолетах военной авиации… Многие вопросы украинские военные и дипломаты обсудят с американцами, британцами и поляками в ближайшие дни. Но уже сегодня известно, что американская авиация будет прикрывать с воздуха наши колонны, в которых будут следовать солдаты из первой группы. Кроме того, американцы обеспечат топливом машины. Однако сегодня остается нерешенным один из ключевых вопросов — финансирование вывода.

Александр Кузьмук, будучи министром обороны, говорил о сумме в 11 млн. долларов. Для украинского бюджета, особенно оборонного, деньги немалые. Впрочем, учитывая поэтапный вывод нашего контингента, а также то, что Киев будет проводить «тесные консультации с партнерами по коалиции», велика вероятность того, что возмещение затрат, связанных с транспортировкой людей и техники, возьмет на себя американская сторона. Но чтобы это стало реальностью, необходимо подписать отдельное соглашение. Судя по всему, именно его подготовкой и будут заняты в ближайшие дни украинские дипломаты и военные.

Предметом переговоров также является судьба техники и оснащения. Если украинские военные готовы оставить иракцам палатки, то как поступить с бронетехникой? Следует ли ее вывезти или же оставить иракцам? Безусловно, вывод контингента без техники дешевле. Но если ее оставлять, то передавать ли бронетехнику иракцам безвозмездно, как это сделали венгры, или все же продать? Выгоднее, конечно, продать, потому как технику в Ирак отправляли не самую старую. Но, поскольку маловероятно, что сами иракцы будут в состоянии выкупить украинские БМП, то смогут ли украинцы в виде компенсации выжать из американцев, например, контракт на переоснащение иракской армии?

Задача администрации Ющенко не только в том, чтобы контингент вышел из Ирака без потерь, но и чтобы сохранить в этой стране свое присутствие. В ближайшее время Ирак намерена посетить делегация во главе с секретарем СНБОУ Петром Порошенко. Она будет обсуждать также и вопросы, связанные с нашими перспективами на иракском рынке.

Между тем на заседании СНБОУ было принято решение поручить правительству подготовить уже в ближайшее время стратегию работы на иракском рынке на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Очевидно, что одно из ключевых мест в ней будет занимать и энергетическая составляющая: в Киеве решили реанимировать идею транспортировки иракской нефти по украинским нефтепроводам в Европу. Речь идет, в частности, о трубопроводе Одесса—Броды. Однако, как показывает опыт, реализация подобных честолюбивых планов будет зависеть прежде всего от украинских предпринимателей. Пока же Киев готов предоставить иракцам госпиталь, а также заниматься подготовкой иракских сотрудников сил безопасности и судей.

И все же сегодня наиболее перспективным является военно-техническое сотрудничество. Официальный Киев готов сохранить и после вывода контингента свое военное присутствие. Речь идет о группе военных, которые могут работать советниками. Кроме того, в Киеве не исключают и возможность подготовки иракских военных как в Украине, так и в Ираке. Неплохие шансы на реализацию имеют и планы по поставкам иракской армии вооружения, прежде всего, стрелкового оружия. Но только заключенные контракты покажут, насколько удачно Киев осуществил стратегию выхода.