Когда два с половиной года назад Анатолия Кинаха избирали на VI внеочередном съезде Украинского союза промышленников и предпринимателей его президентом, автор этих строк так характеризовал основной доклад «О критической экономической и социальной ситуации в Украине и защите отечественного производителя»: «Его традиционный статраздел включал хорошо известные всем цифры бурного роста кредиторской задолженности, всеохватывающего бартера, убыточности предприятий, неконкурентоспособного - из-за чрезмерной энерго- и маталлоемкости - экспорта, наивысших темпов падения производства в машиностроении и легкой промышленности, мизерности долгосрочных кредитов и т.д. и т.п. После чего ответ на традиционный вопрос «Кто виноват?» звучал так: во-первых - государство, во-вторых - государство, в-третьих, четвертых, пятых - государство...»
С тех пор менялись названия докладов, но не содержание статразделов и ответов на традиционный вопрос. Естественно, не стало исключением и заседание правления УСПП 17 августа с.г., связанное с назначением его президента на пост первого вице-премьера.
Наиболее характерным было эмоциональное выступление бывшего первого вице-премьера, президентствующего ныне в металлургической ассоциации, Анатолия Голубченко. Связав спад производства в металлургии и других «тяжелых» отраслях с дефицитом энергоносителей (в то время как США испытывают острую потребность в украинских ферросплавах, печи стоят из-за отключенной электроэнергии), он ни словом не обмолвился о лежащих в основе дефицита неплатежах. А ведь в нашей двухлетней давности беседе (Анатолия Константиновича тогда только назначили вице-премьером №1) он признавал тот факт, что конкурентоспособность украинских металлоизделий во многом обеспечивается неоплатой энергопоставок, невыплатой налогов и зарплат. И что же с той поры изменилось?
В постановлении нынешнего заседания читаем: 1) прекратить взимание налоговых сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог, в Государственный инновационный фонд и фонд инвалидов; уменьшить ставку НДС до 15%, а на землю - до 0,5% от стоимости земли; 2) одобрить меры правительства и Нацбанка по урегулированию кризисного положения на рынке нефтепродуктов путем введения налоговых векселей, ликвидации ряда таможенных сборов и прочих послаблений; 3) приветствуя законодательное предоставление налоговых льгот для предприятий горно-металлургического комплекса (за вхождение в список участников эксперимента, судя по тексту постановления, предстоит серьезная подковерная борьба), предлагается провести работу по внедрению аналогичной системы госстимулирования предприятий других «приоритетных отраслей».
Венцом попыток официального ухода от обязанностей перед государством и материальной ответственности за итоги своей деятельности стало очередное «Обращение Украинского союза промышленников и предпринимателей к Президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету министров Украины». На сей раз речь идет о предстоящем рассмотрении в парламенте указа и проекта закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», где ликвидируется картотека №2 и запрещается внесудебное списание средств с расчетных счетов. «Принятие соответствующего закона Украины и введение его в действие, - говорится в обращении, - наряду с усилением имущественной ответственности и повышением платежной дисциплины налогоплательщиков, должно стать важным шагом на пути создания экономики на рыночных основах, формирования новых условий хозяйствования с повышенным чувством ответственности».
«Повышенное чувство ответственности» заставило авторов обращения настаивать «на определенной коррекции некоторых положений означенного указа с целью недопущения процесса банкротства предприятий, которые неуклонно соблюдают исполнительскую дисциплину по реализации ими текущих обязательств перед бюджетами всех уровней и государственными целевыми фондами, утраты этими предприятиями своей собственности и, как следствие, возможного уменьшения налоговых поступлений, что в свою очередь стимулирует замедление процессов сокращения и ликвидации задолженности по зарплате, пенсиям и другим социальным выплатам».
Не правда ли, великолепнейший образец бюрократического стиля? С «тонким» межстрочным подтекстом: не тронете нас - может, чего-нибудь и проплатим в казну. Но не менее великолепным оказался пример «замедления процессов сокращения и ликвидации задолженности», приведенный А.Кинахом. Хотя на аукционах по продаже природного газа начальные цены обычно в 2,5 раза ниже тех, по которым газотрейдеры продают данный продукт, основных потребителей приходится административно заставлять участвовать в торгах. Ибо «объединенные» промышленники и предприниматели привыкли все расчеты осуществлять «под прилавком», с помощью бартера и прочих схем ухода от налогов, зарплат собственным работникам, выплат в Пенсионный и другие фонды. Единственное, что им крепко мешает в подобной ситуации, - угроза банкротства или частичной утраты имущества. Вот и приходится обращаться к законодателям с призывом «доработать этот законопроект в части процедуры досудебного ареста активов субъектов хозяйствования».
Своеобразным продолжением той же темы стало обсуждение на правлении вопросов управления государственной корпоративной собственностью. Новый первый вице-премьер отметил, что данная проблема, несмотря на наличие специализированного нацагентства, решается крайне хаотично. Хорошо известно хождение по мукам ивано-франковского концерна «Ориана», чей госпакет акций вначале передали в управление «Шелтону», потом облгосадминистрации, но кризисный «воз и ныне там». Сходная история происходит в энергетической отрасли, что вносит немалый вклад в поразивший Украину энергетический кризис. Парадоксально, но облэнерго, по данным УСПП, работают более эффективно там, где ими непосредственно управляет государство, а не посредники.
Но так ли уж неожиданен данный результат? Еще в прошлом году Украинско-европейский консультативный центр по вопросам законодательства, исследуя влияние видов собственности на эффективность работы украинских предприятий, обнаружил, что производительность труда оказалась наивысшей при доле госсобственности выше 50% и весьма низкой прибыльности. Этот аномальный с точки зрения классической теории корпоративного управления результат эксперты объясняют двумя основными причинами. Во-первых, предприятия, находящиеся под госнадзором, работают в условиях нежестких бюджетных ограничений (льготные кредиты, субсидии, экспортно-импортные лицензии и т.п.). Во-вторых, при нерентабельности большинства госпредприятий вряд ли кто-то возьмется за их управление ради дивидендов от прибыли. Уже доказано многочисленными скандалами, что речь идет об использовании политики так называемой «эрозии дивидендов», когда крупные акционеры, включая уполномоченных лиц по управлению госпакетами акций, свои главные доходы получают не от производственной, а от торгово-посреднической и внереализационной деятельности.
Ныне, по словам А.Кинаха, соответствующие госпакеты акций предполагается передать в управление Минэнерго. Думается, и это будет холостым выстрелом. При имеющемся количестве госсобственности возможности госвладельца по управлению и контролю весьма ограничены. На практике бесконтрольность, широкие полномочия и явное искажение мотиваций директоров прямиком ведут к финансовым злоупотреблениям, когда неплатежи, обналичка, бартер и приватизация бюджетных средств превратились в огромную индустрию по «деланию денег».
Одним словом, в Украине ныне господствует, по выражению помощника Президента Владимира Рыжова, «эпоха господства микроэкономики над макроэкономикой». А УСПП, по его словам, - большой мастер по их связке. Это воочию подтвердило название основного доклада на нынешнем заседании: «Об организации взаимодействия Кабинета министров Украины, Украинского союза промышленников и предпринимателей и Конфедерации работодателей Украины по выполнению первоочередных антикризисных мер, принятых на первом этапе VII чрезвычайного съезда УСПП с дополнительными заданиями, определенными объединенным съездом промышленников, предпринимателей и работодателей Украины».
Смысл искомого взаимодействия четко раскрыт в тексте принятого постановления: «В связи с кадровыми изменениями... открываются дополнительные возможности по обеспечению более тесного взаимодействия с центральными органами исполнительной власти». Посему пункт постановления о назначении первого вице-президента УСПП Владимира Щелкунова на должность и.о. президента был, по предложению г-на Рыжова, снят. Ибо неопределенность судьбы отечественной индустрии, помноженная на неопределенность итогов президентских выборов, требует совместить посты второго лица в правительстве и президента самого крупного предпринимательского союза.
И все же некоторая разница между УСПП и Кабмином пока сохраняется. Судя по названиям съездов, первое юридическое лицо трудится в перманентном чрезвычайном режиме, тогда как второе предпочитает режим обычный, при коем удачно консервирует «критическую экономическую и социальную ситуацию в Украине». В связи с этим есть одно актуальное предложение для очередного расширенного заседания Кабмина: трансформировать сей «консервный завод» в музей мадам Тюссо и энергично зарабатывать «живые» бюджетные деньги на массовом туризме.