UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уроки одного увольнения

На этой неделе министр транспорта и связи Николай Рудьковский побывал в Одессе, где исправлял свои ошибки и заодно доказывал, что был прав...

Автор: Нина Перстнёва

На этой неделе министр транспорта и связи Николай Рудьковский побывал в Одессе, где исправлял свои ошибки и заодно доказывал, что был прав. Его поездка по случаю празднования 75-летия создания Одесской области на самом деле свелась к урегулированию ситуации, сложившейся вокруг Одесского порта. Точнее, к тушению страстей, которые он сам и разжег. И так некстати — как раз накануне давно запланированного визита на Одесщину премьер-министра Виктора Януковича.

Напомним, 20 февраля Н.Рудьковский подписал приказ об увольнении начальника Одесского порта Николая Павлюка, что привело к митингам протеста. Трудовой коллектив в ультимативной форме потребовал отменить решение как незаконное. И заявил, что готов стоять до победного конца.

Основанием для увольнения послужили результаты проверки министерского КРУ. Акт — на 300 листах. Главные претензии — снижение и недополучение доходов. Порт прислал ответ на 100 страницах, где указал, что данные неточны, а выводы предвзяты. Но замечания портовиков во внимание приняты не были. Данный факт и взорвал коллектив.

По итогам работы за 2006 год, доходы Одесского порта выросли на 118%. А прибыль — на 105,1%, составив 128 млн. грн. Для сравнения, порт Южный получил около 100 млн. грн. прибыли, а Ильичевский — чуть больше 1 млн. грн.

Естественно, на фоне этих показателей действия Минтранссвязи в Одессе были расценены как атака на предприятие. А обвинения в недополучении прибыли — как повод убрать неугодного руководителя. Поэтому министра в порту ожидали с нетерпением еще в прошлую пятницу. Чтобы посмотреть ему в глаза. Он прибыл во вторник, и в течение всего дня пытался уладить разразившийся конфликт.

Вначале была встреча Н.Рудьковского с трудовым коллективом. Она проходила на повышенных тонах, нервно и по принципу «кто кого». Затем министр по очереди совещался с руководящим составом, после — с руководителями частных стивидорных компаний. Последними были долгие переговоры с профсоюзным комитетом. Состоялась и встреча с Павлюком. В общем, к концу дня руководителю отрасли ничего не оставалось, как удовлетворить требования коллектива.

Надо сказать, решение вернуть в кабинет законного руководителя порта далось министру нелегко. По приезде в Одессу он был настроен весьма решительно. На встречу с трудовым коллективом пришел не только в сопровождении своего заместителя В. Касапчука, которого, кстати, называют идеологом создания государственного концерна «Укрморпорт». (Это — еще одна мина замедленного действия, способная взорвать спокойствие в отрасли. Ибо все свободные средства портов теперь сольются в одни руки.) Министра сопровождали еще два руководителя, которые рассматривались как возможная замена Павлюку.

Один из них — Владимир Быков, выходец из Мариупольского порта. Одесситы его знают как начальника Ильичевского. Он руководил этим предприятием без малого два года, с марта 2004-го по январь 2006-го. О Быкове говорят, как о специалисте. Однако именно в период его руководства случился большой скандал, связанный с передачей на кабальных условиях контейнерного терминала частной структуре.

Понятно, что начальник одного из крупнейших портов страны стал инструментом в руках тех, кто его поставил возглавлять предприятие. Однако факт остается фактом. Так вот, именно Быкова министр прислал исполнять обязанности начальника Одесского порта.

Другим сопровождающим был начальник Херсонского порта Андрей Егоров. В случае неприятия коллективом Быкова министр мог бы предложить его кандидатуру. Егоров уже возглавлял Одесский порт, после ухода Павлюка в парламент. О себе он оставил в коллективе хорошее мнение. А по итогам прошлого года возглавляемый им Херсонский порт не только устоял от рейдерских атак, но и закончил год с прибылью — 1,1 млн. грн. Хотя в 2005-м, при старом начальнике, убытки исчислялись почти 6 млн. гривен.

Министру не пришлось представлять коллективу ни первого, ни второго кандидата. Коллектив требовал вернуть на место прежнего начальника, и точка. Но Рудьковский и после бурной встречи с портовиками все еще был полон решимости.

Надо было видеть, как после его прихода в управление порта начали вскрывать закрытый кабинет Павлюка, официально находившегося на больничном. Как под натиском толпы, в присутствии журналистов с камерами попытка была сорвана. Как портовики держали оборону у двери кабинета, пока Рудьковский находился в здании…

Телевизионные кадры о рабочей поездке министра, показанные местными телеканалами, одесситы вполне могли принять за сюжеты рейдерских атак. Видимо, руководитель отрасли об этом не подумал. Либо увлекся достижением поставленной цели любыми методами. Хотя перед этим, на встрече с коллективом, министр пытался объяснить людям, что никаких рейдерских схем, в чем его пытаются обвинить, он не строит. А напротив, пытается отстоять государственное имущество, социальную сферу предприятия.

«Я лично отстоял медицину в составе транспортной отрасли, — говорил Н.Рудьковский. — Спас от передачи ее Минздраву, потому что результат такого шага заранее известен — будет шаром покати. Именно благодаря моей позиции удалось приостановить банкротство предприятия «Черазморпуть» и развал Украинского Дунайского пароходства».

По словам министра, УДП подвели к последней черте, как и ЧМП. Но вместе с СБУ ему удалось отсечь офшорные схемы. И сейчас пароходству оказывается финансовая помощь, чтобы удержать последнюю государственную судоходную компанию на плаву.

Напомним, что коллектив УДП считает иначе. Меры, предпринятые министерством, в частности смена руководящего состава пароходства, там расценивается как путь к краху, а не процветанию. Об этом «ЗН» писало в прошлом номере в публикации «Дунай — не лужа для бумажных корабликов, или К чему могут привести кадровые чистки Минтранса».

«В отношении портов моя позиция тоже четкая, — продолжал Н.Рудьковский. — Порты находятся в государственной собственности, работают на государство и максимально показывают прибыль».

В общем, на сегодняшний день приказ об увольнении Павлюка отменен. Законный начальник порта возвращается к выполнению своих обязанностей. Надолго ли?

Как сообщил министр транспорта на пресс-конференции, по итогам переговоров компромиссное решение найти удалось. Суть его в следующем. До понедельника обязанности начальника будет исполнять ранее назначенный министром и.о. Владимир Быков. Сам Павлюк до понедельника будет на больничном. После его выхода на работу будут внесены изменения в структуру управления портом, и Быков займет место первого зама. Далее создается независимая комиссия для проверки фактов, выявленных КРУ. Иными словами, коллектив вернул на место Павлюка, а министр «внедрил» в коллектив Быкова.

Что касается кадрового вопроса, то, как отмечают специалисты, раньше такого в отрасли не наблюдалось. Как правило, заместителей назначал начальник порта по согласованию с министром. Ведь трудно представить одного начальника под боком у другого.

Сведущие люди этот компромисс называют временным перемирием. Поскольку решить наскоком кадровый вопрос у министра не вышло, то он пошел на попятную. Сегодня. А завтра?..

В начале 2007-го редакция журнала «Порты Украины» провела традиционный опрос группы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий и организаций водного транспорта Украины. Так вот, среди неудач прошлого года на первом месте оказалась продолжавшаяся кадровая чехарда. А именно — хаотичная кадровая политика министерства, частая смена руководителей, назначение на должности некомпетентных людей и отвратительный подбор и расстановка кадров в самом министерстве. И в результате — бездумное принятие серьезных решений. Есть повод для работы над ошибками...

* * *

Премьерминистр Украины Виктор Янукович считает исчерпанным конфликт вокруг руководства государственного предприятия «Одесский морской торговый порт».

«Если руководитель порта рядом, и министр тоже, я считаю, что конфликт исчерпан», — сказал премьер журналистам в пятницу в ходе посещения порта в присутствии его начальника Николая Павлюка и министра транспорта Николая Рудьковского.

Вместе с тем В.Янукович отметил наличие дискуссионных вопросов в работе предприятия, подчеркнув, что при развитии порта необходимо также учитывать точку зрения властей Одессы.