UA / RU
Поддержать ZN.ua

УНА ПРОТИВ ЛУКАШЕНКО

Вызов брошен Отклонение Верховным судом Белоруссии кассационной жалобы о пересмотре приговора, в...

Автор: Вадим Нефедов

Вызов брошен

Отклонение Верховным судом Белоруссии кассационной жалобы о пересмотре приговора, вынесенного Минским городским судом семерым осужденным гражданам Украины и членам Украинской национальной ассамблеи (УНА) за организацию и активное участие в беспорядках на улицах Минска во время демонстрации, посвященной десятилетию чернобыльской катастрофы, никого не удивили. Отсутствие достаточных улик, монтирование обвиняющей стороной по своему усмотрению видеосъемки, бывшей на процессе одним из главных доказательств, противоречивость показаний свидетелей - ничего не смогло поколебать высших судей в их уверенности относительно необходимости максимального наказания, которое должны понести активисты УНА. В общем-то все было ясно уже давно - когда провалилась попытка лидеров УНА обменять своих членов на российских пограничников, находящихся в плену у бойцов чеченского сопротивления. Тогда начавшаяся операция чеченцев по захвату Грозного практически сорвала вариант обмена и развязка стала очевидной.

Конечно, руководство УНА отдавало себе отчет, что приговор зависит только от позиции белорусского президента. Ведь Лукашенко по праву может использовать лозунг «Государство - это я!» Всякие там принципы, вроде разделения властей и независимости судебных органов, записанные в белорусской конституции давно уже им игнорируются, а в случае успеха референдума 7 ноября и вообще отпадут. Лидеры организации, построенной по тоталитарному принципу, столкнулись с лидером государства, построенного по такому же принципу. Поэтому-то глава УНА Олег Витович и пытался встретиться непосредственно с Лукашенко и решить с ним проблему полюбовно. Что же он ему мог пообещать? Ну, например, в случае помилования своих соратников отказаться от участия в антипрезидентских акциях и свернуть контакты с БНФ.

Но встреча не состоялась. Лукашенко уж очень нужно было провести показательный суд над оппозиционерами. А члены УНА были идеальными подсудимыми. Прежде всего, они были гражданами не Белоруссии, а Украины. С одной стороны, это резко снижало сочувствие к ним со стороны белорусов. С другой же, можно было убедительно доказать, что все выступления оппозиции в Белоруссии инспирированы извне. В данном случае - украинскими националистами, которые спят и видят, как бы оторвать белорусов от братского российского народа. А кто за ними стоит - это могут подсказать как раз русские братья в лице коммуниста и депутата Госдумы В.Илюхина - например, традиционные агенты ЦРУ (на выбор - МИ-6, «Моссад» и т.д.). Кроме того, у белорусского президента была прекрасная возможность хоть немного подыграть России в ее извечном споре с Украиной. Мелочь, а приятно! Наконец, Лукашенко понимал, что украинское руководство никогда не пойдет на конфликт с ним из-за членов УНА - уж очень эта организация насолила официальному Киеву.

А что же Витович, Корчинский, Мельник и другие? Говоря о действиях руководства УНА, нужно представлять себе, что ядром этой организации является так называемый Украинский националистический союз (УНС). Он является элитой УНА. Для того, чтобы в него войти, необходимо пробыть членом организации довольно долгое время и зарекомендовать себя (прежде всего, поступками) исключительно преданным ее идеалам. По словам Дмитра Корчинского, в УНС можно войти, но из него нельзя выйти. Членам УНС организация обеспечивает безоговорочную защиту и поддержку, не останавливаясь ни перед чем. В случае, если у кого-нибудь из них возникают какие-либо проблемы, остальные члены должны приложить все возможные усилия (финансового, материального или просто морального характера) для их решения.

Так вот, несколько человек из осужденных (и прежде всего, ветеран организации - Соловей) являются членами УНС. Остановятся ли теперь, после вынесения окончательного приговора лидеры УНА? Вопрос риторический. Уже на следующий день после оглашения решения Верховного суда, Корчинский на пресс-конференции заявил, что единственной возможностью освободить заключенных является свержение лукашенковского режима. Правда тут же он заявил, что УНА будет действовать конституционными методами и собирается выполнить эту задачу с помощью национально-демократических сил Белоруссии. Ну, это добавление для журналистов. Гражданскую войну, конечно, УНА не развяжет, а вот организовать пару-тройку провокаций - так это пожалуйста. Уже сейчас на улицах Минска развешаны листовки с инструкциями, как противостоять силам правопорядка при уличных столкновениях с ними, точь-в-точь как те, которые с успехом публиковались в «Замковой горе» и «Українських обріях». Не исключено, что в Белоруссии появится филиал УНА, тем более, что в этой организации не особенно обращают внимание на знание украинского языка, а основной целью ее деятельности является создание славянского государства на постсоветском пространстве, только со столицей не в Москве, а в Киеве. Так что, события в Минске еще далеко не закончились.

А как же реагировал на полугодичную тяжбу официальный Киев? А никак. Долгое время МИД делал вид, что проблемы задержания украинских граждан вообще не существует. Затем начались вялые действия нашего консула в Минске, которые закончились только обещанием решить вопрос об отбывании осужденными заключения в Украине согласно подписанных документов в рамках СНГ. Но апеллировать лидерам УНА к украинским официальным лицам вряд ли удобно, если они проявляют принципиальность во всем. Ведь сколько раз они называли режим власти в Украине преступным, а сотрудничество с ним - национальным предательством, а когда жареный петух клюнул, так сразу вспомнили об обязанностях этого режима перед ними. (Кстати, это же касается и участия членов УНА в выборах как Верховной Рады, так и местных органов власти).

Но дело в том, что суд над членами УНА был выгоден не только Лукашенко, а и украинскому руководству. Во-первых, белорусские правоохранительные органы сделали то, чего долгое время не могли сделать украинские. Ведь сколько раз активистов УНА задерживали в Украине при таких же обстоятельствах, как и в Минске (последний раз - в прошлом году после событий на Софиевской площади). Однако, ни разу никто не был осужден. О причинах такой мягкости властных структур можно только догадываться. Одни говорят, что УНА собрала некий компромат на высокопоставленных украинских руководителей, другие - что судебные органы просто на хотели ввязываться в длительный процесс, зная что в среде УНА достаточно подготовленных юристов, способных до бесконечности выгораживать обвиняемых, используя несовершенство украинского законодательства и делая им рекламу.

Во-вторых, минский судебный процесс отвлек на долгое время УНА на деятельность по защите своих членов в Белоруссии и тем самым практически свел на нет активность организации в Украине. Кроме того, такая развязка давала лидерам организации повод подумать о том, что и на них есть управа и вся их деятельность может закончиться обычным уголовным делом и тюремным заключением.

И, наконец, такая организация как УНА дает возможность украинскому руководству, дистанцируясь от нее и официально сохраняя нормальные отношения с белорусским президентом, давать ему понять, что не все в Украине в восторге от его деятельности. России же одновременно дается понять, что у нас такой вариант интеграции, как с Белоруссией, не пройдет, хотя бы потому, что, в случае чего, у нас есть эти «ненормальные» ребята из УНА.

Сейчас трудно сказать, чем все закончится. Однако очевидно, что следующие шаги предстоит делать украинской стороне. Это касается, прежде всего, решения вопроса доставки осужденных в Украину для отбытия наказания и предоставления политического убежища их адвокату белорусу Владимиру Колесникову, которого тот попросил по причине преследования его самого и его семьи со стороны белорусской власти из-за «некорректного» ведения дела по защите украинских граждан.