UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЙ «РОТОР» — КОНКУРЕНТ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Еще полгода назад, проходя мимо Киевского завода «Стройдормаш», наблюдал обычную в наши дни карти...

Автор: Владимир Бурнышев

Еще полгода назад, проходя мимо Киевского завода «Стройдормаш», наблюдал обычную в наши дни картину: облупившиеся проходные, неухоженная и никем не охраняемая территория… Увы, стандартная ситуация для многих его собратьев по несчастью - ведь раньше этот завод на 90% был загружен заказами для военно-инженерных войск бывшего СССР.

Сегодня совсем иная картина: проходные отштукатурены и покрашены, на территории чисто, убран снег и посыпаны песком тротуары, у вертушек - бдительные вахтеры. Предприятие работает 7 дней в неделю. В чем дело?

У «Стройдормаша» появилась работа, а стало быть - и деньги.

И прежде приходилось мне слышать о комплексе инженерных машин для вскрытия грунта или ремонтных работ на магистральных трубопроводах, перекачивающих нефть или газ. Так вот этот комплекс разработал Научно-исследовательский и технический центр «Ротор», возглавляемый Владимиром Мусийко. Многие специалисты утверждают, что в мире нет ему аналогов. И это изобретение защищено украинскими патентами.

Проблем со сбытом такой высокотехнологичной и современной продукции не будет. Четыре комплекса, состоящих из четырех машин внушительных размеров, уже приобрела российская «Транснефть». Еще два комплекса куплены Управлением магистральных трубопроводов, расположенным в Кременчуге. Думаю, что опытные специалисты нефтегазовой отрасли в этом случае не прогадали. Тем более что успехом украинского «Ротора» заинтересовались и американцы, нефтегазовая отрасль которых является самой передовой в мире.

К разработке «Ротора» проявляют интерес компании от Сингапура до Венесуэлы. Поскольку основные нефтегазовые месторождения в мире осваивались в 60-70-е годы, то теперь наступил период обновления и замены оборудования, до 75% нефтегазовых магистральных трубопроводов нуждаются в обследовании и ремонте. Только в России протяженность трубопроводных магистралей составляет 220 тыс. км. Из Тюмени, где Россия ведет основную добычу нефти и газа, уходят по транскоридорам 22 магистральных трубопровода, еще две нитки магистрали «Ямал - Западная Европа» сооружаются. За последние два года нефтегазовое оборудование и приборы западного производства подорожали в 2-3 раза, поэтому цена комплекса машин, разработанных украинским «Ротором», может возрасти в силу наличия спроса на рынке нефтегазового оборудования.

Шасси для «роторской» установки взято от военно-строительных землеройных машин. Их производит «АТЭК» (бывший завод «Красный экскаватор»), а верх и всю начинку - «Стройдормаш».

Технический директор Д.Коростятенец провел меня в сборочный цех. И там я воочию убедился и в хорошем качестве изготовления, дизайне, окраске и отделке. Никаких заусениц, механических или литейных дефектов я не обнаружил.

У машины МПРГ-1 и МВТ удобная кабина, легкое управление, гидравлика и автоматика обеспечивают высокое качество работы. Налицо удачное сочетание достижений ВПК и современных требований.

Судя по всему, таким заводам под силу освоение и изготовление и буровых агрегатов средней мощности на базе минского шестиосного автошасси. В Украине темпы бурения отстают от заявленных в программе «Нефть и газ Украины до 2010» в 5 раз. 67 буровых установок румынского или «уралмашевского» изготовления полностью изношены. «Укрнефть» приобрела, как мне сказали, триагрегата компании IRI, но эти буровые с набором инструмента и приспособлений стоят 4,5 млн. долларов и нам не по карману.

Буровые агрегаты из Китая и Румынии стоят менее миллиона, но имеют известные изъяны, а буровая установка Волгоградского завода буровых агрегатов, по сведениям дилеров компании IRI, упала при проведении испытаний. Для изготовления опытного образца буровой и системы электромагнитной низкочастотной телеметрии слежения за траекторией бурения в институте и на заводе «Квант» требуется порядка 1 млн. долларов. И если правительство Украины сможет решить проблему финансирования предприятия, тогда будем иметь украинскую буровую установку, в конструкцию которой можно будет заложить самые лучшие технические и экологические решения. При этом ее стоимость будет в 4 раза дешевле американских аналогов, но установка будет превосходить их по конструкции буровой и инструмента.

Около 600 видов нефтегазового оборудования, буровых, современного инструмента, малогабаритных машин, систем связи, АСУ и телеметрии и т. д. ни в России, ни в Украине не выпускаются. Еще долго предприятия элементной базы не встанут на ноги. Что делать в таких условиях?

Недавно я был на «радиорынке» Караваевых дач в Киеве. Смотрю, двое молодых людей закупают радиодетали: разъемы, реле, микросхемы и пр. Приходят люди и предлагают им импортные детали. Скупщики периодически заглядывают в небольшую книжечку. Я подошел к ним, разговорились, оказывается, у них малое предприятие, делают приборы для нефтебаз и нефтезаводов. Что мешает крупным предприятиям последовать их примеру и заняться изготовлением продукции, пользующейся спросом?

У нас мало специалистов по конверсионному маркетингу, производственники по привычке жалеют деньги на маркетинг, информационные обзоры и советы специалистов. Зря, бесплатной информации больше не будет. А сочетание высоких технологий ВПК, точный анализ проблем рынка, совмещение производственных возможностей предприятий-гигантов с возможностями современной автоматики и пр. позволяют достичь неординарных результатов.