UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЕ ДЕТИ ОЗАДАЧИЛИ CEBIT-2002

«Мы ежегодно инвестируем в экономику Германии... полмиллиарда долларов», — с такого шокирующего з...

Автор: Александр Рожен
Отцы и дети в науке

«Мы ежегодно инвестируем в экономику Германии... полмиллиарда долларов», — с такого шокирующего заявления председателя Госкомсвязи Украины Станислава Довгого начну рассказ о самой выдающейся мировой демонстрации достижений информационных технологий — CeBIT. Она проводится ежегодно в марте в немецком городе Ганновер. Увы, не от щедрот своих и не от избытка капиталов мы занимаемся такими инвестициями. Все гораздо прозаичнее — именно такую сумму зарабатывают для этой страны наши программисты, электронщики, работающие по известной квоте для перспективных специалистов в Германии. Конечно, можно с гордостью вспоминать о том, что в Украине была создана первая на континенте вычислительная машина, что в Киеве родилось много других принципиальных идей и технических решений, намного опередивших развитие кибернетики. Но CeBIT отрезвляюще действует на тех, кто обращается лишь к великому прошлому. Он заставляет задаться вопросом: а чего мы стоим сейчас?

Кому не приходилось побывать на CeBIT хотя бы раз, даже приблизительно представить себе не сможет фантастический размах этого мероприятия. Павильоны расположились на территории, многократно превышающей площадь главной выставки в Киеве. При этом такое ощущение, что гигантское пространство просто упаковано стендами, кафе, переговорными пунктами.

Свободного места нет нигде. И под землей пространство занято сложнейшими коммуникациями. Электропоезда разбегаются из-под циклопического подземного вокзала в Гамбург, Мюнхен, Берлин, Нюрнберг... Сюда же сходятся со всего города скоростные бесшумные не то трамваи, не то поезда легкого элегантного метро. Утром они выплескивают на площадь у выставки бессчетные толпы. Сюда же вливается не менее мощный поток автомобилистов. А когда от этого столпотворения и архитектурного изобилия поднимаешь глаза к небу, натыкаешься на массу рекламных шариков и самолетик с гигантским плакатом фирмы Сименс...

Имиджмейкеры, чуть перефразировав Билла Гейтса, запустили в массы безотказно действующий слоган: кто не принимает участия в CeBIT, тот вообще отсутствует на рынке телекоммуникаций. В этом году выставка собрала более восьми тысяч компаний из 70 стран мира. Конкуренция настолько остра, что, говорят, когда 20 марта выставка закончится, уже 21-го каждая уважающая себя компания начнет готовиться к CeBIT-2003.

«Нам приятно убедиться здесь, — поделился Станислав Довгий своими впечатлениями от выставки, — что мы на правильном пути, имеем интересные наработки и четче понимаем необходимость принятия законов, обеспечивающих новые реалии в обществе, все более становящимся информационным.

Интересно наблюдать за прогрессом на стендах известных фирм, к примеру SONY, ранее занимавшейся выпуском электронной техники: видеоаппаратуры, приемников, магнитофонов, телевизоров. Сейчас они демонстрируют мультимедийную аппаратуру. Происходит интеграция телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий. То есть телевизор, компьютер, видеокамера, телефон, фотоаппарат превращаются в единый аппарат. Он в ближайшем будущем будет использоваться во многих сферах жизни современного общества».

Выставку CeBIT не без основания называют Олимпийскими играми кибернетиков, где почетна не только победа, но и участие. Похоже, что пока мы можем рассчитывать лишь на последнее. Вряд ли у кого-либо вызывает сомнение факт: чтобы быстрее двинуться к высотам современных информационных и телекоммуникационных технологий, необходимо изменить статус украинского монстра — «Укртелекома». Председатель правления ОАО «Укртелеком» Олег Гайдук перспективы здесь видит такие: «Не первый год «Укртелеком» принимает участие в выставке в составе национального стенда. Сегодня это особенно важно, потому что мы готовимся к приватизации. Первый этап льготной подписки на акции уже прошел. Сейчас привлекаем потенциального инвестора.

— И какой «крючок» для этого применяется?

— Стараемся привлечь размахом, качеством услуг, новыми технологиями, наконец, потенциалом, который имеет Украина на рынке телекоммуникаций. «Укртелеком» развивает две идеи: первая — раскрутка имени и вторая — привлечение клиентов на конкретные программы: телекоммуникационное оборудование, услуги связи больших корпоративных клиентов. В то же время оптимизируем оплату связи. Емкость рынка у нас велика — до сих пор существует очередь на телефон. И даже если в каком-то регионе нет очереди, только лишь туда проводится качественная связь (а иной мы сейчас и не проводим), моментально увеличивается количество желающих. Так что перспективы весьма внушительные».

И все же наиболее яркое впечатление на CeBIT произвели не украинские бизнесовые или научные приманки, а украинские школьники — победители олимпиад.

— Впервые на выставку, где представлены серьезные коммерческие интересы, приехала делегация одаренных старшеклассников и студентов младших курсов, — объяснил цель акции Станислав Довгий. — Это наша надежда в области информатизации, компьютеризации. Мы счастливы, что удалось реализовать проект от имени Госкомсвязи, Министерства образования и науки, а также Малой академии наук (МАН). Школьники автобусом проехали через Европу, побывали в европейских столицах. Впереди новые экскурсии, но сегодня дети говорят: не нужно экскурсий, хотим ночевать на выставке — нам нужно смотреть и общаться с партнерами из разных стран мира! Было несколько ситуаций, когда ребята нашли ошибки... в разработках фирм. Местная пресса живо откликнулась. Украинские школьники стали героями выставки. Уверен: то, что им в юном возрасте удалось побывать здесь, безусловно, запомнится, откроет новые горизонты в жизни. Кстати, возможности у нас открываются перед детьми гораздо большие, чем за кордоном. Побывав на Западе, они получают возможность трезво на все посмотреть, оценить. Убежден, что нынешние школьники принадлежат к поколению, которому предстоит выстроить новую передовую Украину.

Среди почти сорока ребят, прибывших в Ганновер, я разыскал ученика 11-го класса лицея при Донецком национальном университете Петра Лаференко. Как выяснилось, именно он обратил внимание, что на одном из стендов французской фирмы демонстрировалась интересная установка для распознавания образов. Но французам, можно сказать, не повезло — донецкие школьники подобной задачей занимались в лицее и знали проблемы, которые возникают у создателей таких устройств. Знали они и несколько каверзных испытаний для роботов. Чтобы проверить — так уж совершенно устройство французов, как они его подают в рекламке, украинские школьники нарисовали на листике «четверку» и предложили машине расшифровать: что это? Любой мало-мальски грамотный человек поймет, что эта цифра — именно четыре. Однако компьютерная программа, занимавшаяся распознаванием, как и ожидали коварные лицеисты, при первой же попытке «распознала» ее как... семерку, затем (осознав, что оскандалилась) вообще перестала работать. Только выдавала жалобные писки, что могло означать: «не понимаю, сдаюсь»...

Французы лицеистов поблагодарили и сказали, что займутся совершенствованием распознавания подобных символов. Однако на посрамивших их лицеистов посмотрели с явным уважением.

— В школе я занимаюсь математическим программированием, — объяснил Петр, — поэтому такими прикладными деталями, как распознающие устройства, сканеры, не особенно интересуюсь. Но все-таки, чтобы заниматься математической алгоритмизацией, нужно быть в курсе общего потока. В этом смысле выставка очень помогает понять, что в информатике сейчас находится на гребне волны. Поэтому мы с друзьями с таким вниманием отнеслись ко всему, что показывали лучшие фирмы на CeBIT.

На мой вопрос о том, чем он больше всего увлекается, Петр заметил: «Меня интересует наука, различные красивые алгоритмы. Имел возможность проверить себя «в деле» — участвовал в международной олимпиаде команд из 73 стран мира по информатике в прошлом году в Финляндии. Там получил бронзовую медаль. Сейчас занимаюсь математикой и информатикой одновременно. Собираюсь поступать в Киевский национальный университет.

— А почему не в Донецкий?

— Дело в том, что в Донецке — кафедра прикладной математики, а в Киеве — факультет кибернетики, на котором читают теоретические курсы, которые меня интересуют. Хотя пока еще нахожусь в процессе поиска...

Собственно, сказать, что на CeBIT вообще не было школьников, было бы не полной правдой. По субботам и воскресеньям около стендов появлялось множество немецких учеников. Они «стреляли» кульки и пластмассовые сумки, совсем как у нас, набивали их яркими проспектами, носили горы надутых гелием шариков, пили бесплатный сок и кока-колу. Жизнь выставки замирала. На стендах с тоской ждали серьезного взрослого клиента, который должен был появиться в понедельник и внести оживление в эту бессмысленную сумятицу. На этом фоне увлеченные и математически образованные украинские школьники представляли собой поколение неких удивительных инопланетян, воспитанных неизвестно по каким образовательным законам...

Первый заместитель госсекретаря Министерства образования и науки Украины Андрей Гуржий (о стенде Минобразования и науки — отдельный разговор в следующем номере «ЗН») не скрывал своей радости:

— Все это не случайно — олимпиадное движение имеет большую историю в Украине. Оно прекрасно представлено в Малой академии наук, президентом которой является член-корр. НАНУ Станислав Довгий. Но, кроме мероприятий МАНа, у нас в стране проводится еще и всеукраинская олимпиада по 18 направлениям, в том числе и по информатике. В апреле в Черновцах пройдет очередная всеукраинская олимпиада. Там окончательно сформируется сборная команда из наиболее талантливых детей и поедет на 14-ю международную олимпиаду по информатике в Южную Корею. За десять лет участия в этих олимпиадах смогли собрать около 26 медалей. К сожалению, ни одной золотой. Постараемся в Корее исправить это положение.

Школьных всемирных олимпиад — пять: по биологии, физике, химии, математике и информатике. В Финляндии Украина заняла 15-17-е место из 73 стран-участниц. Сейчас на базе Украинского математического центра провели зимние сборы национальной команды Украины по информатике. У нас очень сильная команда. Кстати, в сборной, выступавшей в Финляндии, было трое детей из сельских районов. Программа компьютеризации сельских школ, принятая правительством, дает себя знать. Обнадеживает, что у нас растет такая смена. Достаточно сказать, что задачи, решаемые детьми на олимпиадах, настолько сложны, что если бы дать их взрослым, которые принимают участие в CeBIT, думаю, мало кто из них справился бы. Конечно, поездка на эту выставку пойдет детям на пользу — они увидели всемирно известные фирмы, которые у всех на слуху, смогли поговорить со специалистами, поработать на их продукции, обсудить специальные темы. Это дорогого стоит!