Решение проблемы открытия диппредставительств Украины в Пакистане и Пакистана в Украине имеет очень длительную историю. Почти такую же, как и переговоры по танковому контракту. Два года наше государство в Пакистане неофициально представлял сотрудник фирмы «Прогресс», той самой фирмы, которая и обеспечила подписание контракта на поставку украинских танков. Украина говорила, что у нее нет денег. Пакистан, по всей видимости, не хотел прокладывать дипдорожку в одностороннем порядке. А кроме того, в Пакистане, как сообщают неофициальные источники, шла серьезная борьба за место посла в Украине. Ее выиграл Тарик Фарук Мирза. Отныне он и будет представлять интересы Пакистана в нашей стране.
Последним местом работы первого Чрезвычайного и Полномочного посла Пакистана в Украине был пост генерального консула Пакистана в Нью-Йорке. Проработав три с половиной года в США, отработав положенный дипломату срок в МИДе, господин Тарик Фарук Мирза, оставив в Пакистане троих взрослых детей, отправился в Киев. Дипломатическую карьеру нынешний посол начал в 1969 году. В разные времена восхождения по дипломатической лестнице он представлял интересы своей страны в ряде европейских государств, длительное время работал во Франции. Пакистанский дипломат также занимал должность директора по экономическому сотрудничеству парламентской Ассамблеи шести центральноазиатских стран. Теперь перед ним самостоятельная работа и практически непаханое дипломатически-коммерческое поле…
- Для меня большая честь быть первым послом Пакистана в Украине, и я абсолютно уверен, что наши отношения могут идти только в одном направлении - вверх и вверх. Мы рассматриваем вашу страну как очень важную для нас и мы понимаем, что вы сейчас проходите через очень сложное время, время перемен. Вам приходится сталкиваться с целым рядом проблем, но ведь вы в этом не одиноки, поскольку целый ряд стран сейчас проходит переходный этап.
В Пакистане уверены в больших перспективах Украины. У вас очень высокий уровень образованности людей. 99% - грамотные люди. Богатейшие природные ресурсы, более чем пятидесятимиллионное население и геополитическое положение страны дают нам основания для уверенности: пройдя через сложные времена, Украина начнет играть по-настоящему важную роль, ту роль, которую и должна играть в Европе и мире.
До революции Украина была житницей всей Европы. Если серьезно развивать такую отрасль, как сельское хозяйство, то даже оно одно могло бы вывести Украину из той сложной ситуации, в которой она сейчас находится. Но помимо сельского хозяйства, в Украине есть масса вещей, которые представляют большой интерес для других стран. Например, для Пакистана это, в первую очередь, - ваши технологии, пшеница, сахар, семечки и подсолнечное масло, военно-техническая продукция. Есть и пакистанские товары, которые могут быть интересны украинским потребителям. Среди них - хлопок, товары народного потребления, кожаные изделия и многое другое.
К сожалению, сейчас, если отбросить танковый контракт, то товарооборот между Украиной и Пакистаном очень-очень маленький. Но я уверен, что после долгожданного открытия посольств в обеих странах он ощутимо возрастет. И я считаю, что он способен достичь миллиардной отметки и подняться выше.
Возможны ситуации, когда мы и на международной арене сможем действовать сообща и быть полезными друг другу. Например, на днях я передам в ваш МИД благодарственное письмо от нашего Министерства иностранных дел, в котором будет выражена признательность Украине за то, что она поддержала кандидатуру от Пакистана на один из высоких постов в ООН. Недавно Пакистан стал членом этой организации.
Я мало понимаю в технике, но я могу вам сказать, что наша армия известна очень серьезным подходом к проверке тех образцов вооружений, которые она приобретает для своих нужд. Наши военные изучают очень тщательно любое оборудование перед тем, как его купить. В ходе испытаний они пришли к выводу, что украинский танк действительно является лучшим из тех, которые предлагаются на мировом рынке.
Что же касается использования украинских двигателей в пакистанском танке, то об окончательном решении еще говорить рано. Этот вопрос обсуждается. До окончания испытаний, я считаю, комментировать его несвоевременно и невыгодно. Причем как для Пакистана, так и для Украины.
- Почему?
- Перейдя на математические образы, я бы сказал, что решение этого вопроса - еще не окончательно начерченная фигура, поскольку в ней есть углы, представляемые другими странами, которые не очень заинтересованы в столь тесном военно-техническом сотрудничестве между Украиной и Пакистаном.
- Вы имеете в виду Китай, Россию или Индию?
- Китай - это дружественная Пакистану страна. А вообще я бы не хотел конкретизировать названия стран.
- На всех уровнях украино-пакистанских переговоров практически всегда всплывает вопрос о привлечении украинских специалистов и технологий для модернизации крупнейшего в Азии сталелитейного завода под Исламабадом. Когда-нибудь этот вопрос сдвинется с мертвой точки?
- Этот вопрос по-прежнему нас интересует, но мы более широко смотрим на перспективы использования украинских технологий. Мы думаем, что украинский опыт может пригодиться не только на сталелитейном комбинате, но и при модернизации газотранспортных сетей Пакистана. Ведь вы выпускаете качественные трубы для газопроводов. Завод Антонова производит самолеты, рассчитанные на 50 пассажиров, которые нас также очень интересуют, и я хотел бы обязательно в ближайшее время посмотреть на них. Нас интересует также продукция вашей металлургии.
В ближайшее время мы завершим организационные работы по открытию посольства в Украине. Очень-очень скоро полноценно заработает украинское посольство в Исламабаде. В этом меня уверили в МИДе Украины. И думаю, когда утрясутся организационные моменты, визиты в обе страны с торговыми целями станут более частыми и, конечно же, более эффективными. Мы намерены организовывать контакты между украинскими и пакистанскими бизнесменами. Теперь станет проще и с визой. Ведь раньше, для того чтобы попасть к нам в Пакистан, украинцам приходилось обращаться в наше посольство в соседних с Украиной странах.
- А что, консульский отдел уже работает?
- Пока еще нет. У нас слишком мало места. Но я уже подобрал здание, описал предложение нашему правительству, и оно было принято.
Это здание мы будем пока арендовать, точно так же, как и украинское посольство будет арендовать здание в Исламабаде. Процесс создания миссии очень непростой, но мы постараемся провести его в минимальные сроки.
- Надо полагать, что наши страны объединяет не только взаимный торгово-экономический интерес, взаимовыгодный танковый контракт и перспективы в военно-техническом сотрудничестве. И Украина, и Пакистан занимают высокие места в рейтинге коррумпированных государств. Как, по вашему мнению, наличие подобного изъяна способствует развитию торгово-экономических отношений или тормозит их?
- Действительно, коррупция - это проблема, которая существует. Но она есть во всех странах мира, будь это развитая страна или развивающаяся. Но я не думаю, что эта проблема будет препятствием на пути двусторонних отношений, хотя бы потому, что сейчас почти все в Пакистане находится в частных руках. А та часть промышленного сектора, которая находится в собственности правительства, сейчас в стадии приватизации: банки, электросети, производители электроэнергии, железные дороги. В настоящее время в Пакистане приватизировано более 90% всех объектов, которые ранее принадлежали государству. Сейчас большая приватизация в разгаре в Украине, поэтому основные коммерческие связи будут налаживаться между частными капиталами.
- А пресловутый сталелитейный завод сейчас принадлежит частнику?
- Нет, он еще государственный. Но обязательно станет частным.
- А газотранспортные магистрали?
- Они тоже все еще принадлежат государству. Но сейчас государство занято поиском стратегического инвестора, который получит в управление 25% и возьмет на себя управление объектом. Вхождение частного капитала является предпочтительным в силу того, что он всегда лучше государственного организует работу предприятия, а государственная доля только выиграет от этого.
- Сейчас много говорится о недостатках украинского инвестиционного климата. Что вы скажете по этому поводу?
- Проблема привлечения иностранных инвесторов стоит и перед Пакистаном. Более 150 стран мира сейчас соревнуются за то, чтобы привлечь в свою экономику зарубежных инвесторов. Инвесторов же - гораздо меньше. Для того чтобы победить, необходимо проводить привлекательную политику. В Украине эта политика не может родиться мгновенно. В Пакистане над ней тоже долго трудились. Но стремиться к этому нужно.
- Какие страны являются основным инвестором Пакистана?
- В числе основных я бы, наверное, назвал британцев, японцев, французов, страны Ближнего Востока и Канады. Иностранные капиталы могут приватизировать пакистанские объекты, имея над ними стопроцентный контроль. Не распространяется это только на четыре сферы: оборона, радиоактивные материалы, алкоголь (по религиозным соображениям) и, наконец, печатание денег, облигаций и ценных бумаг. Во всем остальном никаких ограничений нет. Главное, чтобы предприятия исправно платили налоги в бюджет. А благодаря чьему капиталу эти предприятия развиваются, государство не интересует. Правда, в энергетическом секторе, который сейчас приватизируется, приватизация некоторых объектов требует отдельного разрешения правительства. Например, инвестирование гидроэлектростанций.
- Граждане Пакистана могут свободно инвестировать в собственную экономику или происхождение их капиталов тщательно изучается?
- Мои сограждане могут беспрепятственно хранить деньги за рубежом, и если они решат вложить иностранную валюту внутри страны, то их никто не спросит, откуда они взялись. Если же инвестирование происходит с банковских счетов, находящихся внутри страны, то тут, конечно, нужно будет показать, что этот человек заплатил налоги. Такой гражданин Пакистана может вывозить из страны и ввозить в нее любую сумму денег. Это никак не ограничивается.
- А госслужащие заполняют декларацию о доходах?
- Конечно, мое имущество должно быть честно заработанным. И мое правительство может с меня спросить, откуда я взял ту или иную вещь, но налоговый инспектор ко мне с таким вопросом обратиться не может. Поэтому госчиновники подчиняются правилам, установленным правительством для его служащих. Их соблюдают, кстати, и жены, и дети госчиновников.