UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Глава украинского внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк (посетивший российскую столицу с ...

Глава украинского внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк (посетивший российскую столицу с рабочим визитом) плодотворно обсудил со своим коллегой Игорем Ивановым проблемы украинского посольства в Москве и российского дипломатического представительства в Киеве. Заодно Борис Иванович посетил Дипломатическую академию Министерства иностранных дел Российской Федерации. В ходе выступления перед слушателями «кузницы кадров» российской дипломатии, украинский министр охотно раскрыл будущим мастерам «искусства невозможного» секреты отношений между Москвой и Киевом, а также между Украиной и НАТО.

Важнейшими проблемами, представляющими главный интерес для Украины, являются объединительные процессы в Европе и построение новой архитектуры безопасности на континенте. Но о них - несколько позже. Начну с главного для нас с вами: отношений Украины и Российской Федерации.

Речь идет о двух крупных европейских державах, связи между которыми складываются с учетом традиций, обусловленных и географическим фактором, и значительным опытом совместной истории.

Наше государство, Президент Украины, правительство уделяют огромное внимание вопросам украинско-российских отношений. Важность их конструктивного развития понимают и руководители российского государства. Ярким свидетельством тому стала разработка и подписание ряда основополагающих актов, призванных создать международно-правовой фундамент этих отношений. За последние годы состоялся целый ряд двусторонних встреч наших президентов, в том числе в рамках многосторонних саммитов и конференций. Регулярно проходят их встречи «без галстуков», обмен мнениями по телефону и в письмах. Опыт такого тесного общения президентов двух стран подтверждает, что между Украиной и Россией нет и не должно быть проблем, которые нельзя было бы решить путем открытого диалога.

Однако было бы большим преувеличением утверждать, что накопленная договорно-правовая база достаточно полно обеспечивает развитие всех направлений украинско-российских отношений. Тем более что основополагающий политический договор, почти год назад ратифицированный Верховной Радой Украины, до сих пор не рассмотрен российским парламентом. Не работают многие подписанные соглашения по вопросам экономического, научно-технического сотрудничества. Ратификация некоторых из них, как и «большого» Договора, откладывается, причем при их обсуждении к Украине нередко выдвигаются некие политические требования и территориальные претензии.

Ожидают своего окончательного правового решения вопросы, связанные с пребыванием на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации.

В положительном плане хотелось бы отметить существенное продвижение в процессе делимитации сухопутного участка украинско-российской границы. Это тем более важно, что имеются все необходимые условия для успешного завершения этого процесса в оговоренные президентами наших стран сроки.

Мы надеемся на такой же конструктивный подход и в решении вопроса о делимитации морского участка нашей совместной границы, исходя из понимания того, что ее правовое оформление не только не мешает плодотворному сотрудничеству наших государств, а наоборот - есть принципиальным условием повышения его эффективности.

Сегодня вызывает озабоченность состояние торгово-экономического направления нашего сотрудничества. Речь идет прежде всего о тревожащей нас тенденции к сокращению товарооборота между Украиной и Российской Федерацией. (Помимо мирового финансового кризиса, который отразился на экономическом состоянии России и частично Украины, здесь, как мы считаем, срабатывают и некоторые субъективные факторы.) Имеется в виду, в частности, введение в 1996 году российской стороной экспортно-импортного НДС на товары украинского происхождения. Это привело к потере российским рынком значительной части украинских товаропроизводителей. Теперь же, несмотря на отмену импортного НДС, процесс восстановления хотя бы до прежнего уровня потребует значительных усилий и довольно продолжительного времени, что осложняется продолжающимся финансово-экономическим кризисом.

В этих условиях особую роль мы придаем реализации Договора и Программы украинско-российского экономического сотрудничества до 2007 года, которые могли бы стать, по нашему глубокому убеждению, действенным инструментом по выведению нашего экономического сотрудничества на качественно новый уровень. Однако первый период претворения в жизнь конкретных положений программы показывает, что для ее эффективной реализации потребуется ежедневная серьезная кропотливая работа. В этом плане мы возлагаем особые надежды на существенную активизацию деятельности нашей смешанной комиссии по сотрудничеству, четвертое заседание которой под руководством премьеров состоится в ближайшее время в Москве.

Но, к сожалению, даже активная работа подобных комиссий не поспевает за слишком высокой динамикой современных глобальных экономических процессов.

Поэтому с целью оперативного реагирования на новые экономические вызовы руководством обеих стран было принято решение о создании «антикризисной группы». Первым позитивным результатом деятельности этой группы стало подписание украинско-российского протокола о поставках Украиной продовольствия по взаиморасчетам за газ. С целью устранения дополнительных барьеров в двусторонних торговых отношениях в рамках работы «антикризисной группы» удалось решить вопрос о снятии 3% импортной пошлины на некоторые группы украинских товаров, включая часть сельскохозяйственной продукции, что, безусловно, будет способствовать увеличению товарооборота между обеими странами.

Однако для закрепления положительных тенденций нашего сотрудничества необходимо и дальше продолжать наращивать наши совместные усилия. На это направлен, в частности, и мой нынешний рабочий визит в Москву, где в ходе встреч с министром иностранных дел РФ И.Ивановым, другими российскими руководителями, надеюсь, удастся плодотворно обсудить и решить многие актуальные проблемы.

Конечно, при этом мы исходим в первую очередь из интересов наших двух стран. Но только ли? Разве будут спокойно спать в Европе и Азии, если мы постоянно будем что-то делить, а не делать, спорить, а не строить? Украинско-российские отношения - фактор глобальный, их ухудшение грозит стабильности в самом широком смысле слова и ответственность мы в этом смысле несем перед миром солидарную.

В Украине ответственно и серьезно подходят ко всем нашим двусторонним вопросам. Мы знаем, что развитие украинско-российских отношений является предметом пристального внимания в Европе. В той Европе, в которую Украина активно интегрируется и находит в этом поддержку и понимание.

В этой связи остановлюсь на упомянутых мной объединительных процессах в Европе и активно обсуждаемой ныне архитектуре европейской безопасности.

Стремление вернуть свою идентичность полноправного европейского государства в конечном итоге предопределило европейскую интеграцию как единственно приемлемый путь развития Украины. Именно поэтому одной из приоритетных целей украинской внешней политики является интеграция в Европейский союз. Эта цель четко сформулирована в указе Президента Украины от 11 июня с.г. «О стратегии интеграции Украины в ЕС». Воплощение в жизнь этого указа призвано обеспечить для нашего государства обретение ассоциированного, а в долгосрочной перспективе - полноправного членства в ЕС.

Среди недавних заметных событий на этом пути могу назвать вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским союзом, первое заседание Совета по сотрудничеству Украина - Европейский союз в июне с.г. в Люксембурге, второй саммит Украина - ЕС в Вене в октябре, первое заседание Комитета сотрудничества в ноябре.

На данном этапе усилия Украины на пути европейской интеграции направлены прежде всего на реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, на развитие взаимовыгодных торговых отношений, создание зоны свободной торговли Украина - ЕС, и, параллельно, на вступление во Всемирную организацию торговли.

Говоря о курсе на интеграцию Украины в Европу, замечу, что в глобальном плане речь, конечно, идет не об однолинейной ориентации в ущерб двустороннему сотрудничеству с другими государствами, а о гибкой системе взаимоотношений в глобальном пространстве Европа - Россия - Азия - Северная Америка, которая, в свою очередь состоит из важных для украинских интересов региональных «группировок», где на первом месте - сопредельные государства.

Хочу подчеркнуть, что «выход в Европу» Украина начала с установления равноправных, дружественных отношений со своими непосредственными соседями на основе признания территориальной целостности друг друга, нерушимости существующих границ, создания соответствующей договорно-правовой базы. При этом границы Украины с Россией, Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой в нашем понимании должны быть не какими-то непроницаемыми барьерами, а границами европейскими, характерными для стран, не мыслящих своего развития в изоляции друг от друга.

Украина широко использует венгерский и польский опыт интегрирования в европейские и трансатлантические структуры, активно участвует в таких региональных формах сотрудничества, как центрально-европейская инициатива и еврорегионы. Учитывая естественные взаимные интересы с региональными организациями Юго-Восточной Европы и Балтийского моря, Украина поддерживает идею взаимодействия этих форумов. С этой целью по предложению Президента Украины в сентябре 1999 года в Крыму пройдет саммит стран Балтийско-Черноморского региона.

Украина стремится задействовать и новые возможности развития регионального сотрудничества в Европе. Руководствуясь этим стремлением, мы инициировали и провели в июне нынешнего года Ялтинский саммит президентов и глав правительств стран-участниц Черноморского экономического сотрудничества, результатом которого стало подписание устава ЧЭС как региональной международной организации.

Базируясь на добрососедстве и играя активную роль в налаживании межрегиональных связей, Украина всемерно участвует в строительстве «верхнего этажа» новой архитектуры безопасности, состоящего из существующих организаций и структур, в частности, ОБСЕ, НАТО, ЗЕС, Совет Европы в их гармонической эволюции.

В контексте адаптации и возрастания роли европейских и евроатлантических структур безопасности немаловажное место занимает сотрудничество Украины с НАТО.

Мне, разумеется, известны негативные оценки этого сотрудничества, звучащие из уст некоторых политиков. Однако полагаю, что вокруг упомянутой проблемы слишком много идеологических наслоений и откровенных спекуляций. Уверен, что в этой аудитории нет необходимости вести диалог на уровне эмоций. Факты же говорят о другом. Дальновидная и стратегически мыслящая Россия отнюдь не отказывается от взаимодействия с альянсом. Более того, основополагающий акт «Россия - НАТО» по своему содержанию гораздо масштабнее Хартии, подписанной Украиной с НАТО.

Национальные интересы Украины относительно НАТО базируются не на симпатиях или антипатиях. Они определяются с учетом ведущей роли Североатлантического альянса в поддержании международного мира, стабильности и безопасности, содействии углублению международного доверия в евроатлантическом регионе, создании новой системы безопасности в Европе. Мы исходим из того, что НАТО как составная часть новой модели европейской безопасности будет приобретать все больший вес и одновременно трансформироваться сообразно новым условиям. Да, собственно, трансформация уже происходит, и ее результаты мы увидим, в частности, на примере новой стратегии НАТО, которую будут принимать на вашингтонском саммите 1999 года.

В этой связи уместно отметить, что кроме участия в совместных с НАТО мероприятиях в рамках программы «Партнерство во имя мира», Украина сотрудничает с альянсом в области экологии, переквалификации военнослужащих, реакции на чрезвычайные ситуации, решает ряд вопросов военной конверсии, гражданского контроля над вооруженными силами и многие другие. И в этом - тоже часть упомянутой мной трансформации альянса в интересах общеевропейской безопасности.

Европейское тяготение Украины вовсе не означает сворачивание политических и экономических связей на других направлениях. Напротив, приближаясь к Европе, мы более четко, в новой перспективе видим и оцениваем наши традиционные связи и стремимся более эффективно их использовать. Это в полной мере относится к взаимодействию Украины с государствами-участниками СНГ. Характеризуя это направление нашей внешней политики, остановлюсь на отдельных важнейших аспектах.

Украина весьма высоко оценивает ту роль, которую суждено было сыграть Содружеству независимых государств после распада бывшего Советского Союза. Тот неоспоримый факт, что нам удалось избежать масштабных непредсказуемых потрясений, можно со всей ответственностью внести в актив Содружества. Именно в рамках созданного механизма многосторонних консультаций страны-участницы СНГ смогли выработать общие подходы к решению многих актуальных проблем, создали на обломках тоталитаризма качественно новую систему отношений между независимыми государствами, построенную на принципах демократии и международного права.

Однако уже сразу после основания Содружества наметились различные подходы к определению его задач и функций. Одни государства видели в нем механизм цивилизованного «развода». Другие стремились заложить условия, которые со временем позволят вернуться к прошлому. Третьи, в том числе и Украина, считали, что Содружество сможет служить механизмом консультаций, поможет процессу формирования новых государств, налаживанию и развитию двусторонних отношений, поможет перевести на новые рельсы отношения между бывшими советскими республиками.

Практика доказала, что искусственно подталкиваемые интеграционные процессы в рамках СНГ не получили развития, а многочисленные соглашения и декларации соответствующего содержания остались на бумаге. Практически все государства Содружества стали искать свои пути развития. Оказался обреченным на затухание военно-политический союз.

Члены СНГ стали настойчиво искать и находить для себя наиболее выгодных партнеров среди стран Содружества и вне его. Естественно, что выбор наиболее подходящих для каждого форм сотрудничества является суверенным правом любого независимого государства. В данном случае большинство предпочло развивать двусторонние связи, и прежде всего в торгово-экономической сфере. Несомненно, что именно такой прагматизм, отвергающий идеологизированные подходы и попытки диктата, определяет перспективы развития сотрудничества в рамках СНГ.

Таким образом, жизнь подтвердила справедливость той концепции отношения к СНГ, которой придерживалась Украина. Уверен, что СНГ будет иметь перспективу лишь в том случае, если оно сможет обновиться не путем создания наднациональных структур, а путем формирования благоприятных условий для торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, и вовсе не обязательно на «всеобщем» уровне, а на взаимовыгодной двусторонней основе или в «группах по интересам».