UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА СТАНОВИТСЯ БУФЕРНОЙ ЗОНОЙ?

На этой неделе Киев был весьма популярен для иностранных гостей различных рангов и званий, а местн...

Автор: Валентин Бадрак

На этой неделе Киев был весьма популярен для иностранных гостей различных рангов и званий, а местные государственные мужи проявили максимум мастерства и политической изобретательности, чтобы показаться хорошими «и нашим и вашим». Особенно это интересно в контексте возрастания напряженности в отношениях двух сторон, между которыми волей судьбы и киевских лидеров оказалась Украина.

Очевидно, начать стоит с того, что украинскую столицу во второй раз посетил генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон — теперь уже вместе с 19 послами Североатлантического блока для участия в заседании двухсторонней комиссии Украина—НАТО. Такой форум впервые проводился в украинской столице и по праву был назван «историческим событием». Учитывая, что за два месяца и два дня нового года первое лицо НАТО дважды побывало в украинской столице, а кроме него Киев недавно посетил и главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк, вполне оправданным и понятным будет заявление главы украинского внешнеполитического ведомства Бориса Тарасюка о том, что проведение первого в Украине заседания Комиссии Украина—НАТО наша страна расценивает как четкий политический сигнал со стороны альянса в поддержку ее стратегического внешнеполитического курса на интеграцию в евроатлантические структуры.

НЕДОСТИЖИМЫЙ, НО МАНЯЩИЙ АЛЬЯНС

Украина, как известно, провозгласила стратегический курс на интеграцию в Европу. Как уже успели заметить наблюдатели, изучая успешный опыт стран Восточной Европы, которые успели втиснуться в НАТО, путь в европейский клуб лежит, прежде всего, через структуры безопасности. А значит, и через НАТО.

«Украина готова к углублению отношений с НАТО — краеугольным элементом общеевропейской структуры безопасности», — именно такие слова направил в приветственном слове к участникам заседания Комиссии Украина—НАТО Президент Украины Леонид Кучма. Партнерство нашей страны и НАТО становится все более эффективным во всех областях: военной, военно- технической, экономической и экологической сферах, в планировании при чрезвычайных ситуациях гражданского характера, небезосновательно считает глава Украинской державы.

Украина, добившись стратегического партнерства и особого отношения альянса, всеми силами стремится под его зонтик. И если после подписания в 1997 г. Хартии с НАТО об особом партнерстве у многих было едкое чувство, что Россия себе выторговала гораздо больше политических дивидендов, то сегодня уже можно с полным основанием утверждать, что отношения Украины с НАТО на порядок глубже отношений альянса с Российской Федерацией.

Несмотря на то, что Украине скорое вступление (некоторые представители власти в Киеве даже всерьез надеются, что реализация понятия «интеграция» возможна и без непосредственного вступления в соответствующие структуры, а лишь на основе партнерства) в альянс не грозит, ибо в Европе балласт никому не нужен, за Украину может развернуться настоящее политическое сражение. С одной стороны, как в Европе, так и за океаном прекрасно понимают, что без Украины возрождение империи на месте бывшего Союза невозможно. С другой, Украина не только в зоне стратегических интересов России, а и в зоне тотального российского влияния и контроля. Это прекрасно понимают «стратегические» партнеры Украины и на Западе, и на Востоке.

Очевидно поэтому сам альянс в вопросах осторожной, но последовательной поддержки Украины начал действовать активнее. А некоторые из натовских послов даже заговорили об условиях вступления Украины в НАТО. К слову, одно из главных остается неизменным — скорейшее реформирование Вооруженных Сил Украины. И хотя украинский премьер Виктор Ющенко заявил журналистам, что между Украиной и НАТО достигнуто взаимопонимание по вопросам проведения военной реформы в Украине, это является лишь еще одним доказательством, что оценки достижений в развитии армии у Киева и Брюсселя разные. Хотя, до полного разочарования, к счастью, не дошло.

Еще в 1997 году начала действовать Совместная рабочая группа по вопросам оборонной реформы, единственная в своем роде среди других стран-партнеров. Украину все больше притягивают к европейским стандартам: благодаря финансовой поддержке НАТО постоянно действуют языковые курсы для украинских офицеров, продолжается и совместная работа в области защиты экологии. Неравнодушны в Брюсселе и к украинскому научному потенциалу, а для многих ученых научные программы стали едва ли не единственной возможностью продолжать исследования.

Открыв в Киеве научную выставку, руководитель альянса сообщил, что со времен получения Украиной независимости со стороны НАТО украинским ученым было предоставлено более 250 грантов, выделено более 200 научных стипендий и обеспечено участие в международных семинарах около 500 украинских ученых.

В украинской столице прекрасно понимают, что альянс знаковыми визитами лишь ободряет дальнейшие шаги и вряд ли кто-нибудь в Киеве вынашивал мысли о каких-либо сенсационных решениях НАТО. Однако, хотя это лишь политический реверанс со стороны блока, он несет очень глубокий смысл и он если не болезненный, то ощутим для Москвы. С другой стороны, НАТО, понимая насколько может ударить по «безопасной и стабильной» Европе потеря Украины, в смысле создания дисбаланса влияния на нее, демонстрирует шаги в поддержку усилий в западном направлении.

СОСЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ВОЛНУЮТСЯ

Создание и чрезвычайно быстрое решение парламентами России и Беларуси всех формальностей с рождением нового союза двух государств не случайно не на шутку испугало некоторых киевских политиков. Несмотря на то, что союз уже успели окрестить «фиктивным браком». Невооруженным глазом в его появлении усматривается ответ на приближение границ НАТО.

Именно этот факт является связующим звеном для двух, казалось бы, абсолютно несвязанных событий: визита в Киев генсека НАТО и визита министра обороны Беларуси Александра Чумакова. Официально генерал Чумаков привез в Киев план двухстороннего сотрудничества между военными ведомствами Украины и Беларуси на 2000 год, предусматривающий, кроме всего прочего, и активизацию двустороннего военно-технического сотрудничества. По словам министра обороны Украины Александра Кузьмука, военные ведомства двух стран, которые имеют много общего, в том числе общие проблемы, должны объединить усилия для общего их решения. Украинский министр уверен, что ныне существует возможность совместной модернизации авиационной техники и техники сухопутных войск. На что белорусский коллега ответил, что необходимо «вывести сотрудничество в этой области на качественно новый уровень».

Однако гораздо более смысловым стало сообщение белорусского министра о существовании вполне определенных планов обеспечения региональной безопасности Беларуси и России. Хотя генерал твердо заявил, что Республика Беларусь не намерена создавать белорусско-российскую военную группировку, стало вполне очевидным, что недавнее заявление президента Александра Лукашенко о возможности появления совместного военного формирования вблизи украинских границ вполне реально. Кроме того, несмотря на то, что Республика Беларусь с 26 ноября 1996 г. является безъядерным государством и не имеет ни единой боеголовки, господин Чумаков уклонился от прямого ответа о возможности предоставления России шахтно-пусковых установок для ядерных ракет в случае серьезного изменения в будущем геополитической обстановки.

Стоит вспомнить и комментарий по этому вопросу украинского министра обороны. По словам А.Кузьмука, «военное ведомство Украины относится к возможному появлению военной группировки так же, как и к появлению новых членов НАТО». А к суверенному праву государств Украина относится «с уважением и пониманием».

Стоит ли говорить, насколько опасно для Украины оказаться между враждебно настроенными НАТО и Россией (или, тем более, союзом России и Беларуси)?

Кстати, вызывает сомнение и реализация украинско-белорусского плана, а именно военно- технического сотрудничества двух ведомств. Если по словам А.Чумакова, достаточная нормативно- правовая база ВТС появилась еще в 1992 г., то где же тогла результаты сотрудничества? Напротив, создание в Беларуси сети частных фирм для реализации вооружений за рубеж, в том числе и в такие страны, куда госкомпании по определенным причинам путь закрыт, создало ситуацию, когда Беларусь являлась определенной помехой для развития ВТС Украины с иностранными государствами. Будет ли развиваться ВТС теперь, когда создан Союз и белорусские фирмы еще ближе окажутся к «Росвооружению», как известно, конкуренту «Укрспецэкспорта» на рынке вооружений.

А создав в конце января текущего года межгосударственную финансово-промышленную группу «Оборонительные системы», основной целью которой является создание и производство новых и глубокая модернизация устаревающих систем противовоздушной обороны, Украину пригласить позабыли. А ведь хорошо известно, что украинские предприятия и разработчики во времена СССР были задействованы в производственном цикле таких видов вооружений, а сегодня Украина имеет определенные проблемы с модернизацией средств ПВО. К сожалению, белорусский министр ничего не сказал, как эта деталь будет увязываться с активизацией ВТС.

ВТС и возможное разворачивание военных группировок — лишь видимая часть айсберга, направляющегося на Украину. Есть еще економические рычаги влияния, на которые вряд ли в Киеве сумеют реагировать так же невозмутимо, как А.Кузьмук на перспективы иметь у своих границ еще одну «дружественную» группировку.

ЧЕМ ОПАСНА МНОГОВЕКТОРНОСТЬ?

Не вызывает сомнения, что Украина на этой неделе продемонстрировала уникальную и, очевидно, чисто украинскую гибкость внешней политики и, не исключено, сумела порадовать многих (или некоторых) стратегических партнеров. Например, не успел еще покинуть страну генсек альянса, как его уже порадовали ратификацией договоров SOFA (Status of Forces Agreement) и об открытом небе, чего так долго добивались в Брюсселе.

Как заметил спикер украинского парламента Иван Плющ, гораздо оптимистичнее взирающий на НАТО, чем его просоветски настроенный предшественник, «господину Робертсону будет с чем уехать из Киева, а мы стали значительно ближе к Североатлантическому альянсу» и подчеркнул, что Верховная Рада должна нарабатывать правовую базу, которая приближала бы Украину к Европейскому союзу и Североатлантическому альянсу.

Ратифицировав соглашения SOFA, которые определяют правовой статус сил, участвующих в мероприятиях согласно программе НАТО «Партнерство во имя мира» на территории Украины, Украина открыла путь к более тесному сотрудничеству с альянсом. Во-первых, это решение позволит активизировать проведение совместных учений на территории Украины и адаптировать военную инфраструктуру под стандарты НАТО. Во-вторых, Яворивский полигон подо Львовом, наконец, сможет получить статус международного учебного центра миротворческих сил под эгидой программы Североатлантического альянса «Партнерство во имя мира». При этом альянс будет финансировать содержание этого полигона, а это уже те реальные деньги для армии, в которых она так нуждается.

Говоря же об открытом небе, нелишне будет заметить, что ратификация и этого договора также порадовала Запад и одновременно углубила противоречия во взглядах на контроль за обычными вооружениями между Украиной и Россией. Теперь последняя остается практически единственной страной, парламент которой не ратифицировал Договор (скорее всего, Беларусь, целиком поддерживающая РФ в этом вопросе и тоже не ратифицировавшая договор, тут не в счет). Однако, если России, имеющей разведывательные спутники, ратификация открытого неба несколько не с руки, то Украина имеет явную выгоду. И не только от прозрачности границ западных держав. Теперь есть возможность сдавать в аренду самолет наблюдения Ан-30Б, в том числе и некоторым странам НАТО, а это также реальные деньги (из более чем двух десятков стран—участниц договора лишь 9 имеют свои самолеты, оборудованные для получения оперативной информации с воздуха).

Сегодня налицо общее ухудшение российско-натовских отношений. К этому можно добавить очень серьезное обострение российско-польских двусторонних отношений. Создание российско- белорусского союза, вполне способного стать мощным антиукраинским рычагом. Про военное присутствие России в Украине уже упоминалось не раз — возможные последствия размещения ЧФ могут быть просто непоправимы.

Показательно, что в Украине делают вид, словно ничего не происходит. Трудно не согласиться с экспертом Национального института стратегических исследований (НИСИ) Григорием Перепелицей, что мы уже наблюдаем возобновление геополитического соперничества между Россией и НАТО. Вследствие этого для Украины возникла вполне очевидная угроза оказаться в буферной, так называемой «серой» зоне.

Медленно, но вполне логично кольцо сжимается: с Запада — НАТО, с Востока — не желающая мириться с политикой альянса, Россия. Украине пока удается лавировать, но надолго ли?

Валентин БАДРАК