16 ноября после продолжительных трехлетних дебатов парламент Украины принял решение о присоединении страны к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства.
В этот день символическое «спасибо» могли бы сказать друг другу Степан Хмара, Юрий Костенко, Татьяна Яхеева, Микола Поровский и Сергей Семенец с одной стороны и Леонид Кравчук, Анатолий Зленко, Борис Тарасюк, Валерий Шмаров - с другой. Почему? Да собственно потому, что благодаря упрямству и максимализму первых удалось все же кое-что выторговать у Запада и России за украинское ядерное оружие. А вторым, надо отдать должное, несмотря на внешне- и внутриполитическое давление удалось облечь условия нашего ядерного разоружения в приемлемые для международного сообщества формы, максимально соблюдая при этом интересы Украины.
Не думаю, что существовал какой-то согласованный сценарий, согласно которому власть исполнительная на переговорах с США и Россией должна была кивать на «плохой парламент» и говорить: «Если вы не дадите деньги на демонтаж, то они не ратифицируют «Старт-1», или «Если не будет компенсации за вывозимые боезаряды, то парламент не ратифицирует 5-ю статью Лиссабонского протокола», или «если вы не дадите Украине гарантии безопасности, то Верховный Совет не примет решение о присоединении к ДНЯО»... Все получилось само собой. Сторонники сохранения ядерного оружия были во многом правы, но они забывали о том, что политика - искусство возможного. Дипломаты же и первый Президент Украины, будучи возможно внутренне с ними согласными, выполняли предначертанное Верховным Советом - достигали безъядерный статус, поскольку очень хорошо понимали, чем чреват для Украины отказ от декларированного намерения. В результате непримиримые стороны помогли друг другу вывести компромиссное решение, а главное, навязать его своим оппонентам в Москве и Вашингтоне. В итоге Украина отдаст свой ядерный арсенал не просто так, как того хотели идеологи ядерного стриптиза Дмытро Павлычко и Иван Драч, а в обмен на твэлы для АЭС, гарантии безопасности, компенсации и деньги на демонтаж.
Значит, прощай оружие? Да нет, не совсем. Если Леонид Кравчук 14 января в Москве вместе с Ельциным и Клинтоном не внесли в текст трехстороннего заявления хитрый пункт, предусматривающий досрочный вывоз ракет из Украины, то еще 7 лет ядерное оружие может по праву находиться на нашей территории. Ведь договор «Старт-1» (СНВ-1) предусматривает вывоз и уничтожение оружия в течение 7 лет после вступления договора в силу. А в силу он вступит 5 - 6 декабря в Будапеште, где на саммите глав держав СБСЕ США, Россия, Беларусь, Украина и Казахстан обменяются ратификационными грамотами.
Главное, что присоединение Украины к ДНЯО сняло самый серьезный барьер на пути к интеграции в цивилизованный мир. Этот шаг улучшит не только двусторонние отношения со сторонами ядерного клуба и Западной Европы, но и укрепит контуры наметившегося треугольника Украина - Россия - США. А такой, похоже, уже вырисовывается. Треугольник, с одной стороны, обреченный преодолевать принцип единства и борьбы противоположностей, с другой - приговоренный играть ключевые роли в процессе построения общеевропейской безопасности. Именно этой проблеме и будет посвящено триединое заявление на Будапештском саммите. Вполне возможно, что в нем будет идти речь о превращении СБСЕ из движения в организацию со своим уставом и даже со своими миротворческими силами. Не исключено, что будет затронут и вопрос расширения границ НАТО и вообще судьбы альянса.
Именно здесь, в вопросе расширения НАТО, и спрятан следующий камень крупномасштабного внешнеполитического раздора власть имущих в Украине. НАТО может и должно измениться в силу отмирания биполярного мира. Но блок был, есть и будет основным гарантом стабильности. И не только в Европе. Украина не может стать санитарной зоной между НАТО (в который рано или поздно войдут и Польша, и Венгрия, и Чехия на пару со Словакией) и Россией, которая стремится сохранить свою «сферу влияния». Прогрессивные представители исполнительной власти в Украине уже отдают себе отчет в том, что через 2 года вопрос о вступлении в НАТО должна поставить и Украина. Сейчас об этом еще говорить рано, поскольку экономика страны не позволяет не то что переоснастить, а даже прокормить вторую по величине армию в Европе. Но о столь серьезном шаге нужно думать уже сейчас, а значит, и готовиться ставить в парламенте вопрос о пересмотре постулата о «внеблоковости и нейтральности» Украины. Не сложно предположить, что на этот раз в оппозиции окажутся не правые, а левые. Любопытно, какой в этом случае получится компромисс?
Возвращаясь к присоединению Украины к ДНЯО, хочется сказать еще об одном. Процесс создания правовой базы ядерного разоружения Украины завершился именно этой акцией. Путь к этому дню лежал через блокады и угрозы, давление и шантаж. Но его преодолели... те люди, о которых я писала в начале статьи. Их имена уже вписаны в книгу исторических свершений. Величина букв, которыми будут вписаны фамилии новой власти Украины, будет во многом зависеть от того, как они сумеют использовать во благо страны создавшуюся ситуацию, как распорядятся украинскими козырями. В отличие от Леонида Кравчука, игравшего в шахматы, Леонид Кучма предпочитает преферанс. Имеющийся на сегодняшний день в Украине расклад сложно назвать тотусом, но на хороший мизер он тянет вполне. Ваш ход, второй Президент Украины!