Предназначение и задачи украинской политической элиты
Украина в Европе: возвращение домой
Крах коммунистической идеологии в конце 80-х - начале 90-х годов и процесс распада социалистического лагеря привели к созданию новой силы в современной европейской геополитике. На арену выходит Восточная Европа как один из ведущих регионов современного мира. Длительное время ее игнорировали, поскольку господствовало гегелевское разделение на народы «исторические» и «неисторические». В то время, как «исторические» народы ярко светили, «неисторические» пребывали в состоянии летаргического сна, длительной политической спячки. Однако это не означает, что рано или поздно «неисторические» народы, к которым относят и украинцев, не пробудятся и не возьмут инициативу в свои руки. Старой Европе, перенесшей два «инфаркта» в 1914 и 1939 гг., как известно, пророчили упадок (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Ю. Эвола). Однако, излеченная на американский манер - благодаря 14 пунктам программы Вильсона и плану Маршалла, она, казалось, очистила свой организм от «шлаков» и успокоила бесконечные сердечные приступы. Европа сейчас возродилась в межгосударственных институциях - Европейском союзе, Совете Европы, ОБСЕ и тому подобное. Но «болезнь» Европы не излечена. Эта «болезнь» естественна и называется старостью. Западная Европа имеет давнюю историю и большой политический, экономический и культуральный потенциал. Нынешняя Западная Европа может вызвать вполне понятное уважение - такое уважение, которое вызывает, скажем, человек преклонного возраста.
Будем откровенны. Украина рассматривается как тактический союзник США. Америка понимает, что с помощью Украины она может быстрее укротить всегда опасную Россию, уменьшить ее вес как лидера Евразии. Вместе с тем в той же Европе «руководящая и направляющая роль» США воспринимается неоднозначно. В традиционного оппонента Соединенным Штатам превращается голлистская Франция. Основными фаворитами США в Европе остаются Великобритания и Германия. Они - не только привилегированные партнеры Америки, каждая из них рассматривает себя в качестве претендента на роль гегемона в Европе. К тому же Германия является сейчас мощным торговым партнером Украины. Но Украина должна преодолеть тенденцию безоглядной ориентации на кого бы то ни было, будь то Германия, США или, тем паче, Россия. Украина должна найти свой путь в Европу, и этот путь может во многом совпасть с путями других восточноевропейских государств.
Восточная Европа является той ячейкой христианской цивилизации, которая может эффективно противостоять воинствующей экспансии других земных цивилизаций - более того: может уравновешивать и примирять эти цивилизации. Геополитическим предназначением Восточной Европы является сглаживание противоречий между Западом и Востоком. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», - писал Редьярд Киплинг. Но Восточная Европа должна опровергнуть аксиому, введенную мудрым английским писателем, и стать местом, где в одинаковой степени будут развиваться культуры восточная и западная в традиционном понимании терминов.
Украина является крупнейшим государством Восточной Европы (если поставить под сомнение «европейскость» России, которая может с тем же успехом претендовать на статус европейской страны, что и Турция). И это ставит перед Украиной задачу более активного проведения своей внешней политики, направленной на преобразование центрально-восточноевропейского региона в объединенный блок держав, выступающий совместной, единой силой. В новое образование должны войти Украина, Австрия, Польша, Беларусь, страны Балтии, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия и Словения. Первыми шагами на пути создания подобного межгосударственного образования являются Вышеградский четырёхугольник (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия) и Бухарестский треугольник (Украина, Румыния, Польша). Чтобы уберечь свою государственность от посягательств извне Украина должна инициировать создание нового политико-экономического пространства сначала в пределах СНГ, потеснив Россию, а потом, выйдя за пределы Содружества. Появление ГУАМ (соглашения президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы), а также факт встречи президентов Украины, Латвии, Литвы, Эстонии и Польши («таллиннский саммит») является закономерным этапом выхода Украины из-под опеки России. Все в большей степени Украина становится союзником Польши, Венгрии, Чехии, Румынии, Словакии, а следовательно - несомненным членом семьи европейских народов.
Не следует также забывать, что исторически украинцы исповедуют отличную от России идеологию. Эта идеология - украинский вариант широкой представительской демократии, негативной стороной которой является (мы не боимся это признать) склонность к анархизму и разнообразной оппозиционности. Но сейчас Новый Свет, превратившись в «новый Вавилон», лицом к лицу столкнулся со сложными расовыми проблемами и проблемой всеобъемлющего упадка культуры. Нынешний мир является миром, в котором доминирует христианская этика и христианская мораль. Но инициативу постепенно перехватывают буддистский Восток и исламские фундаменталисты. В этой связи перед Украиной стоит задача стать форпостом, оплотом христианской цивилизации в Европе. Наши усилия должны быть направлены также на то, чтобы Украина, наряду с Великобританией, Германией и Францией, рассматривалась на континенте как один из столпов Европы. Европе для восстановления своего доминирования в мире недостаёт именно четвертой опоры, и Украина может стать таковой. Уже сейчас ситуация способствует Украине и ее внешней политике.
В течение столетий Украина проходила через динамичное развитие и политический упадок, всегда оставаясь геополитической границей между двумя мирами (сейчас это атлантизм - НАТО, США и континентализм -страны восточного спектра, отвергающие либерально-демократическую идеологию). Таким образом объясняется, почему Украина становилась лакомой культурно-политической территорией, которой многие пытались овладеть. С другой стороны, на различных временных срезах такая роль не мешала Украине претендовать на статус империи (вторая половина Х - XI ст.). Активным субъектом истории и политики наше государство становится и сейчас.
«Галиция Versus Украина»
или «Украина превыше всего»?
Цивилизационные изломы XX столетия сформировали новые типы политического мышления. Уже не встретить в Европе чистых либералов и чистых консерваторов. Политическая философия и культура приобретают новые поступательные формы, полностью противоположные столетию XIX. Консерватора на Западе тяжело отличить от либерала, и наоборот. Либеральные ценности «свобода - равенство - братство» становятся общепринятыми для европейцев, исповедующих фундаментальные основы демократии. Длительные традиции демократического способа государственного управления наложили во многих европейских странах отпечаток на общественное сознание. Поэтому англичане, французы, немцы могут быть спокойны за поведение большинства своего социума, способного самостоятельно отбросить рудименты тоталитаризма. К сожалению, совершенно иную картину наблюдаем на пространстве бывшего Советского Союза. Вот почему политическая элита должна стремиться создать такую картину национальной жизни, которая бы не противоречила мировым стандартам, а могла бы служить примером для других. Мы стремимся к такому обществу, в котором ни один гражданин не обвинял бы другого в недостаточности национального сознания и отсутствии искренности национальных чувств.
Я глубоко убежден в том, что невозможно думать о движении Украины вперед, в третье тысячелетие, не осмыслив роли и места Галичины в этом процессе. В разные периоды национальной истории Галиция, постоянно подвергаясь экспансии извне, находила в себе силы сберечь свой мировоззренчески-идеологический, культурно-этический, традиционный политический облик. Этот облик в период административно-политической руины XVII ст. служил примером для исторической «реконструкции» государственного здания всей нынешней Украины и восстановления национальной самоидентичности. Галиция стала благодарной почвой для сохранения тех национальных корней, которые подверглись разрушению на Надднепрянщине. Вместе с тем эти корни, привитые галицийскому социуму, срастались с местными и, по словам философа М. Шлемкевича, этот «синтез восточных и западных начал» давал «вершины украинского творчества», а, следовательно, и организацию новой элиты. Благодаря такому переплетению Галиция сумела создать феномен «золотой середины» - то есть сочетание идеализма и реализма. Это то, чего недоставало востоку Украины. Для Надднепрянщины, как психологической категории, характерны романтизм, иррациональные мотивы, барокково-стихийные черты; для Галиции - реалистичность и формализм восприятия, консервативное упрямство, холодный рассчет. Эти черты и сегодня дают основания выделять «киевоцентрический» и «львовоцентрический» векторы самоидентификации.
Помимо всего прочего Галиция создала феномен национальной Церкви как ячейки сохранения традиций и воспитания морально-этических начал. Для нас, представителей молодой генерации, неопровержимыми являются идеи патриарха Иосифа Слипого и патриарха Мстислава (Скрипника). Их служение народу - пример, достойный подражания. Завещание Иосифа Слипого, равно же как и завещание патриарха Мстислава, свидетельствуют о стремлении украинского духовенства и мирян к созданию единой Украинской Поместной Церкви, как равной среди других христианских поместных церквей мира. XX столетие уже дало пример, как две основные ветки Украинской Церкви могут не конфликтовать, а взаимодополнять друг друга. Извечное противопоставление Киева как духовной столицы украинского православия греко-католическому Львову в XXI столетии должно завершиться экуменическим компромиссом, что будет способствовать установлению мира и согласия в духовной жизни украинского народа.
В нашей истории неопровержимым остается тот факт, что Львов как духовная, культурная, интеллектуальная столица Западной Украины становился главной движущей силой национальной мысли, в то время как главным генератором национальных идей была именно Надднепрянщина. История знает достаточно случаев, когда не номинальная столица, а другой город становился культурно-политическим центром и брал на себя все бремя национального возрождения. Так происходило раннее возрождение в Италии, когда Рим был в руинах, а Флоренция сыграла роль катализатора национального пробуждения. Не напрасно с конца XIX ст. Галицию сравнивают с Пьемонтом, главным центром итальянского Рисорджименто, а Львов расценивают как «политическую Мекку» Украины. Известны и другие исторические аналоги, которые свидетельствуют о важной роли города, утверждавшегося в сознания граждан как «духовная столица», например: «Москва - Санкт-Петербург», «Варшава - Краков» и тому подобное. Львов может утвердиться как проводник европейских традиций в Украине, но не может претендовать на роль, которую история отвела Киеву. Это отнюдь не означает, что представители львовской элиты не могут овладеть киевским властным Олимпом и осуществлять через киевские коридоры власти свою политику. Новая галицийская (львовская) элита способна в принципе сыграть интегративную роль (даже роль лидера) в общеукраинском масштабе на переломе столетий, поскольку она в наибольшей степени владеет исторической традицией - и если она осознает необходимость учета особенностей и интересов всех без исключения регионов Украины.
Для этого следует прекратить обвинения надднепрянцев и жителей юга в недостаточности национального сознания. Нужно осознать, что Украина - это не большая Галиция. Что Украина исторически создавала разные типы мышления в разных регионах. Что Волынь, Донбасс, Полесье, Таврия - это такие же неотъемлемые слагающие Украины, как Галиция. И что ни один регион Украины не может навязать всей Украине свое мировосприятие и свои привычки. Но во взаимопереплетении всех региональных особенностей, поиске совместных черт, которые объединяют нас, таких разных украинцев, создается интегральная модель новейшей украинской нации. В этом - основная наша сила и наше будущее.
Украина нуждается в политической элите с пространственным (планетарным) мышлением. Нужна такая политическая сила, которая способна предложить безболезненную модель возрождения Украины как демократического, правового и богатого государства, интегрирования ее в геополитическое европейское пространство, поскольку работа во имя Украины - это не взаимная борьба, а великий исторический компромисс идеологий и личностей.
В поисках конструктивной идеологии
Возможно, мы потому так долго не имели государственности, что не находили достаточно сил для выработки общеприемлемой идеологии, понятной большинству народа. Найдется немало тех, кто будет доказывать: Украина неспособна произвести единую идеологическую доктрину, общую для всех прослоек общества, поскольку является разделенной как идеологически, так и ментально на восточную и западную части. Убежден, что это далеко не так. Ведь итоги голосования 1 декабря 1991 года доказали обратное: украинский народ может быть носителем идеологии украинского государственного строительства. В пределах этой идеологии мы имеем возможность проследить множество вариантов идеологии обустройства Украины изнутри. В течение последнего времени мы наблюдали борьбу нескольких моделей благоустройства, региональную поляризацию и разобщение украинского народа по узкоидеологическому признаку. На пути идеологической экспансии одного региона на другие на обочине политического процесса не раз оставались права и чаяния отдельного гражданина.
Считаю, что сейчас мы имеем все шансы примирить узкоидеологические противоречия, осознавая при том, что мы исповедуем одну и ту же идеологию - государственного строительства. Ни одно из идеологических направлений отдельно не может претендовать на исключительный статус истинно национальной государственной идеологии. Под государственной идеологией понимаем совокупность лучших (таких, что не взаимоисключают друг друга) мировоззренчески-идеологических установок украинского консерватизма, либерализма, национализма, социал-демократизма и так далее, способных стать цементирующим духовным фактором формирования материальных основ существования украинской государственности.
Вместе с тем нельзя превращать идеологические поиски в самоцель. Необходимо осуществить комплекс преобразований, направленных на консолидацию сильной политической среды единомышленников - молодых энергичных людей, способных провести преобразования во всех сферах жизни современной Украины - в политике, экономике, науке, культуре, создать современный облик Украины - индустриального, урбанизованного, развитого европейского государства.
Сейчас значительное количество людей понимает: нельзя идти в XXI столетие со старыми лозунгами и старыми фразами. Мы можем предложить новые лозунги и новую идеологию, подкрепленные конкретными планами преобразования всех отраслей общественного бытия. Пока что мы разобщены между различными партиями и политическими организациями. Однако нас объединяет значительно больше, чем разъединяет. Убежден, в ближайшие месяцы мы станем свидетелями великого передела партийно-политической системы Украины.
В течение столетий, как свидетельствует история, наибольшим недостатком украинской элиты была ее оторванность от интересов народных масс. Часто элита становилась «вещью в себе» и считала свою деятельность самодостаточной. В то же время еще В.Липинский указывал на существование «комплекса Хама» как одной из ментальных черт украинского народа. Любое творческое, положительное начинание элиты наталкивалось на непонимание и даже противодействие масс. Все это происходило именно потому, что украинская элита (преимущественно выходцы из народных масс) забывали о своем происхождении и о своих корнях. На Сечи была интересная традиция: новоизбраному гетману смазывали голову землей, чтобы он никогда не забывал, откуда вышел и во что может превратиться в случае, если начнет отрываться от массы. Но и это почти не помогало. «Не дай, Боже, из Ивана пана», - говорили наши предки. Вследствие геноцида XX столетия в Украине почти не осталось сословия «панов». Настала сплошная уравниловка. Старая пословица сейчас неактуальна. Новые «иваны», но лучшие из лучших, должны стать основой новой элиты. Новая элита должна помнить, откуда она происходит, и не забывать о тех проблемах, которыми живет основная масса народа, помнить о том, что элита - это не привилегии, а только большая ответственность за судьбу других людей. Только так - в тесном сочетании элиты и массы - можно достичь определенных успехов. Элита должна понять массу. Масса должна поверить элите. Без этого исторический процесс снова заведет нас в тупик.
Ни одно событие в мире не должно проходить мимо нашего внимания. Мы должны живо реагировать на все новости политической, экономической, культурной, научной жизни, занимать свою позицию в этих вопросах, разрабатывать свои собственные стратегические планы. Украина должна избавиться от своей периферийности, отказаться от комплекса «неисторической нации», который ей стараются навязать.
С прискорбием констатируем факт, что украинцы слабо представляют свое государство перед западными сообществами. Обычный обыватель в тех же США знает об Украине «благодаря» Чернобылю и успешным выступлениям наших спортсменов. Одновременно отсутствует выработанная линия в вопросе популяризации украинской истории, культуры (прежде всего современной, новейшей, о которой имеют слабое представление даже зарубежные специалисты).
Украина должна изменить свое отношение к выработке внешнеполитической стратегии как к перманентному процессу поиска союзников. Необходимо осознать, что не может быть постоянных союзников, а только временные партнеры. Такой прагматический подход к проблеме международных отношений должен обеспечить украинской внешней политике гибкость и динамизм.
Меня могут обвинить в максимализме и мечтательстве. Что же, в будущей политической среде, которая, сформировавшись, будет определять облик будущего Украинского государства, не будет места пессимистам и слабым духом. Нас объединит вера в завтрашний день, подкрепленная реальными разработками, с опорой на конкретную материальную основу.
Нам крайне необходима идеология, базированная на национальном оптимизме. Подобная идеологическая основа построения государства помогала неоднократно подниматься с колен Германии, подняла на невероятные высоты Японию и США. Украина имеет не меньше оснований для процветания. Разработка такой идеологии - необходимость, которая диктуется эпохой. Воплощению наработанных программ должна быть посвящена наша деятельность в первом десятилетии будущего века.
Новая волна украинских политиков знает, как сделать так, чтобы нашу историю потомки читали без брома и иных успокоительных средств. В третьем тысячелетии это будет история крупного, развитого и могущественного государства, мощного фактора европейской и мировой геополитики. По крайней мере, Украина заслуживает этого.