8 и 9 июля 1999 года в Киеве во второй раз состоятся германо-украинские межправительственные консультации. Германская сторона использует эти встречи, чтобы еще раз выразить свою готовность к широкому сотрудничеству с Украиной, а также четкую поддержку дальнейшей интеграции Украины в европейско-атлантические структуры. Мы осознаем: Европа будущего, которая должна обеспечивать для всех нас безопасность и стабильность, не может реализоваться без вклада, вносимого Украиной. Тот, кто хочет создать общеевропейский порядок мира, должен учитывать европейское призвание Украины.
Демократическая и суверенная Украина в последние годы успела осуществить сложный «эквилибристический номер» - внутри страны она удержала равновесие между болезненными экономическими реформами и социальными преобразованиями, а в отношениях с другими странами между прочной европейско-атлантической ориентацией страны и развитием доверительных отношений со старыми и новыми соседями.
В результате разумного курса во внешней политике и в политике безопасности Украина стала признанным членом международного сообщества. Политика сбалансированности сотрудничества нашла признание во всем мире. Процесс примирения с Польшей, Договор о дружбе с Румынией, согласованный раздел Черноморского флота и Договор об основах отношений и сотрудничества с Россией являются впечатляющими свидетельствами дальновидной политики правительства Украины за последние годы. Она соответствует задаче, поставленной перед Украиной географией и историей.
Осознавая особый вклад Украины в дело достижения безопасности и стабильности в Европе, Североатлантический альянс заложил особую основу для своих отношений с этим партнером. Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной от 1997 года и образованная затем Комиссия НАТО-Украина представляют собой широкую институционную базу для сотрудничества. Такой подход соответствует потребностям безопасности демократической и стабильной Украины, а сотрудничество оправдало себя. Углубленные консультации и сотрудничество в таких важных областях, как предотвращение конфликтов и разрешение кризисных ситуаций, планирование принятия мер в случае чрезвычайных ситуаций в гражданском секторе, пролиферация, разоружение и конверсия являются подтверждением хорошего уровня отношений с альянсом.
В связи с этим продолжающееся и активное участие Украины в программе НАТО «Партнерство во имя мира» имеет особое значение.
В 1994 году Украина одной из первых стран присоединилась к программе альянса «Партнерство во имя мира». Важность этого партнерства главы государств и правительств стран -членов НАТО подчеркнули по случаю успешно проведенной с Украиной 24 апреля 1999 года встречи на высшем уровне в Вашингтоне. Учебный центр в г.Яворов, действующий в рамках программы «Партнерство во имя мира», является подтверждением тесной кооперации с альянсом. Начало работы двух офицеров связи НАТО в Киеве облегчит сотрудничество Украины в рамках программы «Партнерство во имя мира» и укрепит в будущем контакты между НАТО и Украиной.
Мы и в дальнейшем придаем важное значение работе созданного в 1997 году в Киеве Центра информации и документации НАТО для особого отношения Украины к альянсу. Именно в сложное время общественность следует (как можно полнее и объективнее) обеспечивать информацией о роли НАТО как фактора стабильности и безопасности в Европе.
Немаловажной сферой сотрудничества НАТО и Украины является международное обеспечение мира. Программы обучения, совместные учения и обмен специалистами как на двухстороннем, так и на многостороннем уровнях в рамках программы «Партнерство во имя мира» стали важными инструментами военно-политического сотрудничества.
Участие Украины в международных миротворческих силах в Боснии и Герцеговине, где батальон Украины уже много лет тесно взаимодействует с германским контингентом, а также желаемое правительством Украины участие в международном присутствии по обеспечению безопасности в Косово (КФОР) показывают: Украина вносит свой собственный вклад в дело достижения безопасности и стабильности на нашем континенте - в духе нового партнерства в Европе и в деле совместного решения новых и изменившихся задач нашей безопасности, с которыми мы сталкиваемся на пороге в XXI век.
Нам известно, что в Украине воздушные удары НАТО по Косово и Сербии были встречены значительными возражениями. Но мне хочется подчеркнуть: лишь Милошевич несет исключительную ответственность за то, что произошло. Политикой разрушения, этнических чисток, депортации и изгнания, намеченной на долгий срок, Милошевич причинил своему народу невообразимые страдания.
Из 73 резолюций Совета Безопасности ООН по Балканам правительство Югославии соблюдало лишь одну - резолюцию по претворению в жизнь Дейтонского соглашения, связанную с применением военной силы (в целях ее выполнения). Но война Белграда с албанцами Косово началась задолго до 1999 года, а именно 23 марта 1989 года, когда Милошевич аннулировал автономию Косово. В прошлом году президент Милошевич сорвал все усилия по поддержанию мира, а вместо этого целенаправленно форсировал свою политику изгнания, лишившую около 1,5 миллиона лиц их родины и стоившей, вероятно, десяток тысяч жизней.
Ввиду безрезультатности всех политических усилий Организации Объединенных Наций, Европейского союза, ОБСЕ, контактной группы, НАТО, США, России и других стран, а также недееспособности Совета Безопасности ООН страны НАТО должны были действовать.
Именно в связи с этим Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан 9 апреля 1999 года в Женеве недвусмысленно заявил: Совет Безопасности не должен стать пристанищем тех, кто под предлогом суверенитета совершает грубейшие нарушения прав человека.
Применение военной силы для НАТО было последним средством прекращения невообразимых преступлений против человечности. Странам НАТО - и лично мне - такое решение далось не легко. Воздушные операции никогда не были направлены против сербского народа. Это видно и по тому факту, что страны НАТО в беспрецедентной операции по оказанию помощи обеспечивали около 800 тысяч беженцев. Гуманитарная помощь, которая оказывается в настоящее время и будет оказываться в будущем, предназначена также и для сербов.
Это факт, что деятельность НАТО создала условия для возвращения сотен тысяч изгнанных косоваров.
В конце этого столетия в Европе нельзя допустить совершения геноцида. Массовое нарушение прав человека не является внутренним делом государства. Заключительным актом ОБСЕ в 1975 году в Хельсинки этому было положено начало. Я благодарен, что и руководство Украины выдвижением своего мирного плана, а также своими посредническими усилиями в Белграде содействовало тому, что теперь есть шанс для мирного урегулирования в Косово.
Кризисные ситуации на Балканах показали, что европейско-атлантическая безопасность ставится под угрозу новыми источниками опасности и нестабильности, что преодолением конфликта между Востоком и Западом еще не обеспечен прочный мир в Европе. Стало ясно и то, что означает современная политика безопасности и стабильности: раннее распознавание причин кризисных ситуаций, превентивное урегулирование кризисных ситуаций, предотвращение конфликтов.
Новая «Стратегическая концепция НАТО», принятая во время встречи в верхах в апреле 1999 года в Вашингтоне, учитывает эти потребности. Наряду с коллективной обороной альянс освоил для себя более насущные задачи предотвращения конфликтов и регулирования кризисных ситуаций в европейско-атлантическом регионе. Само собой разумеется, что в связи с этим учитывается первоочередная ответственность ООН за мир во всем мире. НАТО, кроме того, далеко от претензии на роль «мирового жандарма» за пределом европейско-атлантического региона.
В полном соответствии с международным правом и Уставом Организации Объединенных Наций основательно изменившееся НАТО в кризисных ситуациях на Балканах уже на практике считалось с новыми требованиями к миру и стабильности в Европе. Оно и в перспективе так и будет поступать - в тесном взаимодействии с Европейским союзом, ОБСЕ и ООН, тем более сейчас, когда речь будет идти об поддержании мира в Юго-Восточной Европе.
Перед нами стоит огромная задача. Мирный процесс в Косово необходимо осуществлять на основании резолюции №1244 Совета Безопасности ООН. Тот факт, что Россия возобновляет сейчас тесное сотрудничество со странами НАТО, имеет особое значение и совпадает с общими интересами Германии и Украины. Именно германская сторона постоянно, и после начала воздушных операций, добивалась подключения России. Ведь мы знаем, что прочная стабильность в Европе не может быть достигнута без участия России.
Речь, однако, идет не только о Косово: достижение стабильности во всем балканском регионе является одним из ключевых вопросов будущего Европы. Принятый 10 июня 1999 года Пакт о стабильности Юго-Восточной Европы представляет собой хорошую основу для демократизации, экономического подъема, внутренней и внешней безопасности в регионе.
Все государства и организации должны внести свой вклад и содействовать этому делу. Как равноправный партнер Украина призвана участвовать в реализации Пакта о стабильности.
Я убежден, что в перспективе Украина будет иметь все большее значение для безопасности не только Восточной, а всей Европы. В будущем Украина будет сотрудничать не только с основательно изменившимся НАТО. Она будет взаимодействовать и с Европейским союзом, ставшим более дееспособным в результате Амстердамского договора и решений, принятых в июне 1999 года в Кельне на саммите ЕС.
Кельнскими решениями заложена основа для самостоятельной европейской политики безопасности и обороны, для политических и военных действий в интересах предотвращения кризисных ситуаций и разрешения конфликтов в тех случаях, если наши американские партнеры не хотят принимать в этом участия. Страны ЕС обязались развивать автономные военные мощности в определенных ключевых направлениях.
Такое определение приоритетов странами-участницами ЕС открывает новые перспективы более эффективному и тесному сотрудничеству с Украиной в области политики безопасности на европейском уровне.
Украина вправе ожидать от Германии содействия длительному процессу преобразования общества и сближения с европейскими институтами. Предстоящие межправительственные беседы будут вестись в этом духе.
Двусторонние связи между Германией и Украиной многочисленны и разнообразны. В области военной имеется, однако, еще значительный потенциал развития сотрудничества между нашими вооруженными силами. Ежегодные программы по Соглашению о сотрудничестве в военной сфере от августа 1993 года создают для этого широкую основу, которой можно пользоваться. Это относится, в частности, к мероприятиям по обучению, предлагаемым военнослужащим Вооруженных Сил Украины. С 1994 года уже 74 военнослужащих ВС закончили обучение в Германии.
Ежегодно в распоряжении имеются 20 учебных мест. Дополнительно эта подготовка поддерживается языковой подготовкой в Федеральном ведомстве иностранных языков.
Значительные возможности имеются в области двусторонних учений и учений в рамках программы «Партнерство во имя мира». Такие совместные учения имеют особенное значение не только для укрепления партнерства между вооруженными силами, а также для основательного усовершенствования способности к военному сотрудничеству в рамках многонациональных миротворческих операций. Усиление участия Вооруженных Сил Украины в этой деятельности по-прежнему является одной из важнейших целей.
В хартии между НАТО и Украиной обе стороны подтверждают свое намерение повышать безопасность и стабильность, сотрудничать над созданием стабильной, мирной и неразделенной Европы. Германия осознает в этом особую ответственность за содействие Украине при сближении ее с европейско-атлантическим сообществом. Это нами доказано в прошлом, в интересах нашей совместной безопасности мы будем так поступать и в будущем.