UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА — УЗБЕКИСТАН: ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Вряд ли при образовании СНГ можно было бы предположить, что из 12 его членов наибольшее взаимопонимание Украина найдет у Узбекистана и наоборот...

Автор: Антон Крюков

Вряд ли при образовании СНГ можно было бы предположить, что из 12 его членов наибольшее взаимопонимание Украина найдет у Узбекистана и наоборот. Эта тенденция проявлялась постепенно, но сейчас является свершившимся фактом. Прошедший на этой неделе официальный визит украинской делегации во главе с министром иностранных дел Геннадием Удовенко в Ташкент служит тому подтверждением.

И Киев, и Ташкент одинаково оценивают происходящее на постсоветском пространстве и едины в подходе к СНГ как к механизму многосторонних консультаций и переговоров для решения вопросов, связанных с распадом Союза и создания качественно иных отношений между новыми государствами, в первую очередь экономических. В области внешней торговли обе страны могут прекрасно дополнять друг друга, поскольку у каждой есть в избытке то, чего не хватает партнеру. Для Украины к тому же Узбекистан с его первым местом в СНГ по добыче золота на душу населения как торговый партнер ценен вдвойне, поскольку, попросту говоря, у него есть чем расплачиваться. редкое свойство на просторах СНГ, где больше в долг норовят. Для Узбекистана же сотрудничество с Украиной - прекрасная возможность приобщиться к высокотехнологичному современному производству мирового уровня - достаточно вспомнить хотя бы самолет Ан-70, который планируется производить совместно. Обе страны могут стать друг для друга плацдармами для продвижения своих товаров на европейские и азиатские рынки.

Поэтому Украина и Узбекистан «могли бы показать, как может развиваться торгово-экономическое сотрудничество на постсоветском пространстве», уверен глава узбекского правительства Уткир Султанов. Однако для развития нужны постоянные усилия. Глава украинской делегации признал, что для него стала неожиданной критика украино-узбекской договорно-правовой базы со стороны президента страны Ислама Каримова. дело в том, что из 42 документов около десятка составляют различные «декларации» о том, о сем. Руководитель Узбекистана считает, что пришла пора их поменять на более конкретные соглашения. С этим трудно не согласиться. К тому же, до сих пор между Украиной и Узбекистаном нет Договора о дружбе и сотрудничестве.

Одной из целей визита украинской делегации была подготовка визита более высокого уровня, а именно премьер-министра Павла Лазаренко. В настоящее время идет работа над восемью новыми соглашениями. Очевидно, степень их готовности и станет определяющей при определении сроков визита, который должен состояться в любом случае до конца этого года.

Для развития сотрудничества, в первую очередь экономического, есть, правда, одно препятствие - расстояние. Некогда части единой империи, Украина и Узбекистан превратились друг для друга в действительно «дальнее зарубежье» - из Киева лететь до Каира на полтора часа меньше, чем до Ташкента. К тому же сложившиеся транспортные магистрали проходят большей честью по территории страны, исповедующей иные принципы по отношению к СНГ и очень ревниво наблюдающей за теми, кто смеет «свое суждение иметь».

Поэтому двусторонние украино-узбекские отношения пока могут быть названы таковыми с некоторой долей условности. В них незримо присутствует «третий лишний» - Россия. Простой пример: Узбекистан, имеющий негативное сальдо в торговле с Украиной и избыток добываемого у себя газа, с огромным удовольствием поставлял бы его в Украину, миллиарда этак по три кубометров в год. Для Украины, получающей после образования российско-туркменского консорциума, практически весь газ из России, тоже было бы неплохо хоть чуть-чуть снизить эту зависимость. Но единственная труба из Центральной Азии на запад идет через ту же Россию, которой совсем неинтересно конкурентов плодить и должников расхолаживать. Во всяком случае чудесная (на бумаге) схема производства Украиной из «сверхпланового» туркменского газа удобрений для Ирана, который платил бы Туркменистану, погашая тем самым украинский перед ним долг, забуксовала именно поэтому.

С обеспокоенностью встретили в Ташкенте и известие о том, что Россия собирается через две недели начать взимать с украинских товаров НДС. Там знают, что обкатанная модель может быть с успехом применена и к ним. А продавать Узбекистану, кроме хлопка и дынь, есть что. Например, автомобили производства СП «УзДЕУавто». Узбекская «Нексия» и так называемая (в российской прессе) «престижная «девятка» отличаются друг от друга так же, как «Пентиум» от печатной машинки. При этом стоит она 7,5 (семь с половиной) тысячи долларов. Можно не сомневаться, что с экспортом их в Россию у Ташкента будут проблемы.

Может, именно по этой причине и руководитель украинской делегации, и его собеседники в Ташкенте, начиная с президента Ислама Каримова, постоянно подчеркивали, что сотрудничество между Украиной и Узбекистаном развивается вовсе «не за счет третьих государств», что обе страны очень заинтересованы в развитии отношений с Россией. Частота этих упоминаний даже вызывала в памяти чудесный анекдот советского времени, когда турист из СССР четко и раздельно говорил в значок собеседнику: «Мы живем хорошо, нам ничего не надо!» Хотя вряд ли подобные заявления воспринимаются в Москве теми, кому надо, за совсем уж чистую монету.

Отсюда необходимость как можно быстрее создавать альтернативные транспортные коридоры. Один из них может идти через Каспий, Закавказье и Черное море в Одессу. Живейшую заинтересованность Украины участвовать в его создании выразил в Ташкенте глава делегации. Это действительно было бы достаточно удобно для всех участников, в первую очередь для самих стран Центральной Азии, ибо после Одессы их грузы через несколько суток могли бы оказаться уже на Балтике, в Гданьске, например.

Однако не все беспроблемно в этом вопросе и внутри самой Украины. По словам премьера У.Султанова, еще полгода назад 80% узбекского экспорта на запад шло через Одессу, Ильичевск и Львовскую железную дорогу. Однако, после поднятия ими тарифов за обслуживание грузов эта доля сократилась вдвое в течение полугода. Как на грех в украинской делегации, где на уровне заместителей министров была представлена чуть не половина киевских министерств, не оказалось никого из Минтранса. Вопрос несколько «повис», и принято решение вернуться к нему на отдельных переговорах специалистов. «Жизнь, к сожалению, действительно заставляет пересматривать тарифы», и здесь с Г.Удовенко трудно не согласиться. Вспомнив же, как резвится иной раз отпущенный на волю отечественный монополист, вполне можно найти резоны и в недоумении партнеров. Подобная «акселерация» тарифов - не лучший довод для центрально-азиатских стран ориентировать конечный пункт Транскавказского коридора именно на Одессу.

Было бы, конечно, наивно представлять ход развития двусторонних экономических отношений совсем уж в розовом свете, ибо проблемы есть и тут. Например, очень знакомое нам явление несвоевременной оплаты за поставки. Фармацевтическая промышленность Украины, пытаясь активно осваивать центрально-азиатский рынок, поставляет туда медикаменты на консигнационной основе, то есть без предоплаты. А в Узбекистане (как и в Украине) хорошо понимают, какие чудеса могут произойти с несколькими сотнями тысяч долларов, если их, вместо своевременного возврата, несколько раз «прокрутить». Чему, кстати, способствует ситуация с национальной валютой, когда официальный курс сома чуть не в два раза ниже рыночного. Мы это уже проходили. Но украинским поставщикам, долг которым нарастает, от этого ничуть не легче. В масштабах страны этот долг «не ах» - около семисот тысяч долларов, - но для небольшой отрасли - существенный. Украинские фармацевты, по словам заместителя председателя Госкоммедбиопрома Константина Курищука, не собираются драматизировать ситуацию, ибо понимают, что завоевание рынка того стоит. Но помочь своей отрасли - дело уже государства.

Среди сугубо двусторонних вопросов, рассматриваемых в ходе визита Г.Удовенко, была проблема участия Узбекистана в обустройстве возвращающихся крымских татар. В Узбекистане их остается 130-150 тысяч. Украина заинтересована в любой помощи по их обустройству. Возможной помощью со стороны Узбекистана могло бы стать введение упрощенного таможенного и налогового режима для репатриантов, участие государства в выкупе их жилья в Узбекистане для того, чтобы помочь в приобретении нового в Крыму.

Проведенные политические консультации касались взаимодействия в международных организациях, начиная с СНГ и заканчивая ООН. По СНГ концептуальных расхождений, как уже отмечалось, не имеется, рассматривались более конкретные вопросы. Например, кто следующим займет пост руководителя Совета глав государств СНГ. Естественно, смысл договоренностей в этом вопросе журналистам не сообщался. Однако можно предположить, что на ближайшем заседании вопрос будет поднят. Действительно, при всем весе России в Содружестве Борис Николаевич засиделся в руководителях. Хоть какая-то видимость демократии должна присутствовать.

Министры иностранных дел обсудили также вопросы взаимодействия в ОБСЕ в контексте приближающегося саммита в Лиссабоне, который должен рассмотреть роль организации в создании будущей структуры европейской безопасности. Узбекистан, конечно, не европейская страна. Но взаимопроникновение регионов и их проблем таково, что все постсоветские страны не могут рассматриваться отдельно от европейских процессов. Поэтому попытки Киева заранее обзавестись единомышленниками в принципиальных для себя вопросах представляются совсем не лишними. Тем более, что попытки именно ОБСЕ сделать основой для будущей системы безопасности упорно делает все тот же «третий лишний».