Язык дипломатов, как и любой профессиональный слэнг, богат штампами. Ласкают слух всякие «теплые и дружественные атмосферы» и «вопросы, представляющие взаимный интерес». Достойное место в их ряду занимает «придание нового импульса». Тем не менее, иногда они достаточно точно выражают суть происшедшего (хотя, чаще, по убеждению автора, преследуют цель отвадить журналистов и читающую публику от интереса к внешней политике).
Именно «придания нового импульса», возможно, не хватало отношениям Украины и Германии. «Придание» состоялось на этой неделе. Киев и Одессу посетил федеральный канцлер Гельмут Коль.
О предыстории визита «Зеркало недели» достаточно подробно писало неделю назад. Его ход освещался украинской прессой более-менее подробно - хотя, на взгляд автора, прямой трансляции в значительно большей степени заслуживала не стандартная церемония встречи в Бориспольском аэропорту, а выразительное выступление канцлера в Киевском университете. Что же осталось за кадром?
В ходе визита удалось частично зачистить некоторые возникшие между странами «шероховатости», тем более досадные, что в их основе не принципиальные противоречия, а неумение держать слово или, скажем, возведение в абсолют несовершенного внутреннего закона (при массовых нарушениях других, гораздо более правильных), а также стремление «невинность соблюсти и капитал приобрести». Тем не менее, немцы поверили (или сделали вид), что репатриированным украинским немцам все-таки будет предоставлено гражданство, а до истечения срока натурализации позволено будет надеяться на решение имущественных вопросов и вопросов собственности. Здание кирхи на Лютеранской, отдать которое в полную собственность немецкой общине обещал Колю еще в мае 1994 г. тогдашний президент Леонид Кравчук, побудет какое-то время складом Музея под открытым небом, но, как ни считай, новое хранилище этих фондов ни при каких условиях не может стоить миллион марок, как это пытался доказать вице-президент АН Украины Петр Толочко. Киевским немцам, среди которых большинство граждан Украины, возможно, уже Пасху 1997 года доведется встречать, не толпясь в «предбаннике» кирхи.
Строгая простота немецкого солдатского кладбища под Киевом, кажется, произвела благоприятное впечатление на гостя. Стандартная же процедура возложения им венков к центральному монументу-кресту мемориала была преисполнена особого смысла и пожилые немцы смахивали слезы, когда под звуки немецкого гимна украинские солдаты салютовали останкам смертельных врагов их дедов. Хочется верить, что программа обустройства таких кладбищ в Украине будет полностью реализована и что не найдутся молодые ослы, которые нарисуют на них аэрозольной краской свастики...
Наконец, на более регулярную основу поставлена работа по реституции культурных ценностей. Пусть даже этот обмен будет не всегда равноценным, ибо в германских музеях практически не осталось предметов из Украины, в отличие от украинских. Безусловно, жаль отдавать неплохие музейные вещи, но, кроме обывательской, должна работать и государственная логика.
Теперь самое время вспомнить еще один дипломатический штамп, на сей раз сугубо отечественный, а именно: «уровень экономических отношений значительно уступает своим потенциальным возможностям». В этих отношениях основная ставка должна делаться уже не на федеральные министерства экономики или финансов, а на штаб-квартиры фирм и компаний. В ходе визита сделаны значительные шаги в этом направлении - подписан ряд контрактов с ведущими немецкими фирмами, причем многие из них касаются организации производства в Украине с использованием немецких технологий и капиталов таких необходимых вещей, как электровозы, комбайны и медицинское оборудование. Создан Фонд поддержки малого и среднего бизнеса в Украине.
Гельмут Коль на итоговой пресс-конференции выразил убежденность, что «немцы, которые сделают инвестиции в Украину, смогут получить большой доход. И это будет также доходом для Украины и ее граждан». Спасибо, конечно, на добром слове. Слова бы канцлера да немцам в уши. Только, увы, новые Конституция и валюта далеко не покрывают всех потребностей инвестора. Ждет его в Украине много иных проблем, начиная от бюрократических проволочек и бездонных карманов взяточников до банального отсутствия горячей, например, воды или наличия рэкета «теневого». Украинский Президент на той же пресс-конференции предложил «бороться с бюрократизмом сообща». Корни этого явления уходят в седую старину, и немцы с ним знакомы порядочно - достаточно вспомнить хотя бы незабвенного Генриха Мария Заузе из «Золотого теленка» с его «Burokratismus!» и «Wolokita!». По бюрократизму можно, конечно, ударить чем угодно, хоть и автопробегом («два «фольксвагена», два «опеля» и один «мерседес»). С преступностью вот только придется как-то уж самим...
Встал на итоговой пресс-конференции и еще один любопытный вопрос, «кто более материально Германии ценен» - Россия или Украина. Действительно, на фоне беспрецедентной поддержки Германией России Ельцина накануне выборов (по некоторым сведениям, было предоставлено 4 миллиарда марок кредитов, не связанных никакими условиями) экономическая помощь Украине выглядит не слишком выразительно. Думается, что здесь дело не в недооценке потенциальных возможностей Украины и ее геополитического значения. Отчасти сработал принцип «коготок увяз - всей птичке пропасть». В свое время Коль был инициатором предоставления значительных кредитов вначале Советскому Союзу, затем - России - в качестве компенсации за вывод войск из восточных земель. Теперь же Германия заинтересована не менее, а более других в сохранении status quo в России, так как может потерять эти средства в случае возможных там перемен к худшему. Чтобы они не произошли, в ход идут новые кредиты. Объявленное в четверг президентом Ельциным решение подвергнуться операции на сердце подтверждает худшие опасения Коля о том, что с победой Бориса Николаевича на выборах период неуверенности в завтрашнем дне в России отнюдь не пройден. Проходящий сегодня его неофициальный приезд в Россию не что иное, как попытка лично разобраться, что все же происходит на московском «верху».
Но это - лишь один аспект. О другом сказал на пресс-конференции Л.Кучма: «Создали ли мы достаточные условия, чтобы германский капитал пришел в Украину, с точки зрения как законодательства, так и всей политической и социальной ситуации?» Президент надеется, что после принятия Конституции и введения гривни «поезд двинулся в сторону Украины, но какова будет его скорость и сколько будет остановок, зависит от нее самой».
Гельмут Коль - живая история, ибо он возглавил Германию еще в 1982 году, за три года до прихода к власти Горбачева. Его политические соратники и соперники того времени давно сошли со сцены. Любимая мишень карикатуристов, он по-прежнему не лезет за словом в карман (например, на подписании контрактов он «обещает» журналистам: «Сейчас вы убедитесь, что представитель «Сименса» умеет читать и писать!»). Коль войдет в историю как один из самых последовательных сторонников единой Европы. В Киеве он обратился к украинским студентам, назвав их первым поколением в истории Европы, которому выпал шанс сделать ее не враждующей, но объединенной. «Я желаю себе и вам, чтобы вы использовали этот шанс».
Руководители Украины и Германии договорились сделать регулярными свои контакты, причем не столько на официальном, сколько на рабочем уровне, включая регулярную связь по телефону. Судя по всему, должны активизироваться контакты и на других уровнях. Подводя предварительный итог, можно сделать вывод, что импульс действительно «придан». О силе же его и вызванном им ускорении выводы можно будет делать позднее.
Хотя, безусловно, ясно уже сейчас: лучше бы украино-германские отношения развивались не по синусоиде, с помощью импульсов, а, скажем, по параболе. То есть, постоянно.