UA / RU
Поддержать ZN.ua

УГРОЗА «САТАНЫ»

«Сатану» на Байконур привезли из-под Барнаула. Таким адским именем эту советскую ракету прозвали в НАТО не зря...

Автор: Марк Штейнберг

«Сатану» на Байконур привезли из-под Барнаула. Таким адским именем эту советскую ракету прозвали в НАТО не зря. Высотою с 15-этажный дом, PC-20 имеет практически неограниченную дальность полета и несет 10 термоядерных боезарядов общей мощностью 4,5 мегатонны (4,5 млн. тонн в тротиловом эквиваленте). Каждый снаряд снабжен бортовым компьютером, обеспечивающим попадание в цель с максимальным отклонением не более 100 метров. Если учесть, что мощность одного заряда равна 25-и таким бомбам, которая уничтожила Хиросиму, то уже одним попаданием можно стереть с лица Земли крупнейший мегаполис. PC-20 «Сатаной» прозвали не зря...

Однако весной нынешнего года на космодром доставили ракету без атомной начинки. Командовал пуском самого мощного российского носителя 17 апреля лично главком стратегических ядерных сил Игорь Сергеев. Направленные в безлюдные районы Камчатки, инертные боеголовки поразили все цели, о чем немедленно узнали органы массовой информации.

Чем же был вызван столь демонстративный акт? Видимо, все дело в том, что мировые СМИ уже не раз сообщали о ненадежности носителей наземного базирования, составляющего основу российского стратегического потенциала. Та же PC-20 на боевом дежурстве находится 20 лет (при десятилетнем сроке эксплуатации). Еще дольше служит РС-18. Обе ракеты на гептиле, весьма агрессивной топливной смеси. Зарубежные аналитики высказывали мнение, что баки этих носителей утратили герметичность, двигатели давно выработали гарантийный ресурс и на разгонном участке траектории не пойдут по программе.

Но секретарь Совета безопасности Иван Рыбкин и его заместитель Борис Березовский на весьма высоком зарубежном уровне заявили, что Россия готова (в случае необходимости) нанести ракетно-ядерный удар и может сделать это первой. Полет «Сатаны», как вы уже поняли, - подтверждение высказываний лидеров российского Совбеза.

А 10 июня с Байконура на Камчатку полетела и ракета PC-18 (СС-19 - по классификации НАТО), второй по мощности российский носитель ядерного оружия. Пуском руководил генерал Владимир Яковлев, сменивший Игоря Сергеева, который стал министром обороны, на посту главкома РВСН. Он заявил потом: «Стратегические ракетчики вновь доказали высокую надежность и эффективность ядерного щита России». Иными словами, не считайте, господа в НАТО, высказывания Рыбкина и Березовского пустым сотрясением воздуха.

«Сатану», как было сказано, привезли в Байконур из-под Барнаула. Именно там расположены позиционные районы стратегической ракетной дивизии, вооруженной РС-20. Стандартная схема дислокации такого соединения включает в себя административно-жилой центр и ракетные позиции, где в шахтах на боевом дежурстве стоят носители. Если бы такой носитель запустили из шахты, то она была бы приведена в полную негодность. А Байконур располагает стартовыми открытыми комплексами, пригодными для многоразовых пусков. Везти ракету в Казахстан дешевле, чем строить новую шахту.

Ракетные позиции всегда старались запрятать в глубине лесных массивов, а жилье личного состава и семей - поближе к населенным пунктам и дорогам. Эти военные городки имеют аббревиатуру ЗАТО - закрытый административно-территориальный объект. До распада СССР такие ракетные гарнизоны отличались сравнительно неплохим снабжением и достаточным количеством жилья. Сейчас эти преимущества полностью утрачены.

В ЗАТО под Барнаулом командует частью полковник Леонид Карниецкий. Он сообщил корреспонденту «Красной Звезды»: «В нашем гарнизоне нет ни Дома культуры, ни стадиона. Единственная средняя школа рассчитана на 1100 учащихся, а обучаются в ней почти в два раза больше. Нет стационарной больницы, возим больных в райцентр. Более 500 семей потеряли связь с армией, а отселить их некуда. По этой причине около 200 семей вообще не имеют квартир, а еще 300 - нуждаются в улучшении жилищных условий, иначе говоря - ютятся в подсобных помещениях».

Вот уже два года боевые расчеты дивизии следуют на дежурство ж/д транспортом. Ранее их везли автобусами, а сейчас бензина хватает только на доставку от станции до позиции. Да еще и плату за проезд требуют вагонные контролеры, и ракетчики стараются проскочить «зайцами».

В наиболее сложном положении ракетные гарнизоны и береговые базы атомных подводных ракетоносцев в Заполярье. Несмотря на тяжелые климатические условия, приоритетное финансирование тех, кто служит на Крайнем Севере, с недавних пор отменено. Необходимо подчеркнуть, что во всех зато единственным источником дохода семей служит зарплата офицеров (женам работать негде). А офицерские оклады давно утратили свою весомость. Командир ракетного полка получает 670 тыс. руб. в месяц (120 долларов), командир подводного ракетоносца - 180 долларов. Но и этих денег ракетчики не видят по несколько месяцев кряду.

Журнал «Тайм» в номере от 19 мая с.г. опубликовал статью Брюса Нилана «Ядерный беспредел». В ней автор рассказывает о посещении группой иностранных журналистов ракетного гарнизона в 190 милях севернее Москвы. Неподалеку от деревни Красные Сосенки. Как понимаете, представителей зарубежных СМИ привезли в один из образцово-показательных городков стратегических ракетчиков.

Журналистов провели по главной улице, носящей и сегодня имя Карла Маркса и застроенной облупленными «хрущобами». Беседы с ракетчиками продемонстрировали крайний пессимизм. Офицеры и контрактники не получают зарплату с февраля, не говоря уж о доплатах; живут они исключительно за счет пайка, весьма скудного. Журналисты в один голос отмечают общую безысходность и даже озлобленность тех, кто дежурит у пусковых пультов стратегических ракет. И если такое проявляется в образцовом гарнизоне, то чего можно ожидать в тех, которые запрятаны в лесных чащобах Сибири и в заполярной тундре!

Но в руках у этих военнослужащих около 1300 межконтинентальных баллистических носителей, оснащенных 6 тысячами боеголовок, - мощь, способная многократно уничтожить жизнь на планете Земля.

Существует мнение, что ни одна ракета не взлетит из шахты или из подводных глубин, пока президент не нажмет пресловутую кнопку в ядерном чемоданчике. Будто бы именно эта кнопка, и только она, является неким абсолютным тормозом любого ядерного удара, глобального или одиночного.

Если бы дело обстояло так, то вероятному противнику следовало бы уничтожить или заблокировать источники централизованного пуска: три ядерных чемоданчика - президентский, министра обороны и начальника генштаба (или ликвидировать их владельцев).

Однако ядерные чемоданчики - универсальные терминалы подачи боевых или тренировочных команд для всего стратегического потенциала или какой-то его части. В случае же выхода их из строя должны сработать оперативные дублирующие системы (автономные линии боевого управления ракетных армий и дивизий). Предусмотрена и возможность ракетной атаки отдельными расчетами шахтных или мобильных установок или командирами подводных ядерных крейсеров.

В недавно опубликованном газетой «Вашингтон таймс» докладе ЦРУ не только подтверждается такой вывод, но и не исключается возможность несанкционированных пусков. Сегодняшняя социально-политическая обстановка в России вполне может обернуться такого рода катаклизмом. Американские разведчики прогнозируют три причины, которые могут привести к вселенскому Армагеддону: неправильная оценка обстановки в позиционном районе из-за его изоляции и выхода из строя аппаратуры централизованного управления, военный путч во всей стране или на части ее территории и, наконец, региональное сепаратистское восстание (вроде чеченского), участники которого захватили позиции стратегических ракет.

Думается, однако, аналитики ЦРУ просмотрели четвертый, наиболее реальный вариант несанкционированного пуска: если доведенные до крайности неразрешимыми житейскими неурядицами ракетчики захотят привести в действие свое страшное оружие, помешать им не сможет никто. Кстати, давно прошла пора, когда в пусковых расчетах боевое дежурство несли старшие офицеры, трижды профильтрованные, опытные и хорошо обеспеченные материально. Теперь вахту в глубоких подземельях несут, в лучшем случае, капитаны, причем служба их длится в два-три раза дольше, чем допускает уставной регламент.

Могут возразить, что и при самом фатальном обороте событий ракеты не будут нацелены нынче на американский континент. Более того, на Парижском саммите Ельцин пообещал «отвернуть» их и от европейских стран НАТО.

Однако не является таким уж секретом, особенно для специалистов, что установка «нуль-прицела» заключается лишь в изъятии из системы запуска «полетного планшета». Но после того, как головной блок последней ступени выйдет в открытый космос и от него отделятся ядерные боезаряды, бортовые компьютеры на них все равно направят боеголовки на избранные цели. Но при желании «полетные планшеты» вполне можно установить и перед стартом.

Таким образом, чтобы стопроцентно нейтрализовать ракеты, с них следует снять головные части с боеблоками. Но тогда ведь и носители станут лишними, и обслуживающие их стратегические войска.

Если такое произойдет, Россия утратит последние структуры, позволяющие числиться в ряду великих государств. Неизвестно, впрочем, что лучше для страны - такое призрачное могущество или реальная безопасность, не основанная на страхе перед ядерным апокалипсисом. Но пока «Сатана» все еще угрожает миру.