UA / RU
Поддержать ZN.ua

УДАР ПОРАЗИЛ ФИНАНСОВОЕ СЕРДЦЕ

План постройки в Нью-Йорке торгового центра родился и начал обсуждаться еще в конце 50-х и завершился в 1962-м...

Автор: Юлия Загоруйко

План постройки в Нью-Йорке торгового центра родился и начал обсуждаться еще в конце 50-х и завершился в 1962-м. Через четыре года был заложен первый камень, а первый арендатор въехал в офис в конце 1970-го, несмотря на то, что строительные работы еще продолжались. Официальное открытие двух башен состоялось 4 апреля 1973 года, хотя полностью работы были завершены в 1978-м.

Первоначальный план предусматривал высоту в 90 этажей, в конечном итоге соорудили 110. По тогдашним ценам торговый комплекс обошелся в 500 млн. долл. и на момент завершения был самым высоким в мире. В апреле этого года Торговый центр сменил владельца — за 3,2 млрд. долл. его купила компания «Силверстейн Пропертиз», глава которой Ирвинг Силверстейн — один из самых успешных в Нью-Йорке еврейских бизнесменов.

Всемирный центр торговли был мечтой двух Рокфеллеров — Давида и Нельсона. Давид был в то время главой инвестиционного банка Chase Manhattan Bank, Нельсон — губернатором Нью-Йорка. Причем Рокфеллеры хотели назвать башни своими именами, но тогдашний мэр города настоял на Всемирном торговом центре, который со временем стали называть сокращенно — WTC (от World Trade Centre).

Конкурс среди архитекторов выиграл японец Минура Ямасаки, победив многих известных претендентов, и среди них И.М.Пея, который проектировал расширение Лувра в Париже. Для особой стойкости здания Ямасаки использовал несущие стальные стены взамен стальных клеточных конструкций, типичных для современных небоскребов. Говорят, металла, использованного для Центра, хватило бы на возведение трех Бруклинских мостов. В зданиях было 239 скоростных лифтов, поднимавшихся на самый верх за неполных пять минут, а также 71 эскалатор, 828 аварийных выходов. Однако, как стало известно теперь, оно не было приспособлено для быстрой аварийной эвакуации людей. Эксперты говорят, что для полной эвакуации понадобилось бы около трех часов. От момента удара первого самолета до первого обвала не прошло даже 90 минут...

Конечно, никто из создателей небоскребов не мог ни предвидеть, ни даже предположить кошмара террористического нападения. Как ни парадоксально звучит сегодня, однако еще в первые годы «жизни» башен говорили (то ли в шутку, то ли всерьез), что они способны выдержать даже удар самолета. И именно самолеты — со скоростью 500 миль в час и заправленные тонной топлива каждый — нанесли смертельные удары 11 сентября. По словам экспертов, башни сложились как домино-домики, когда нижние, уже пошатнувшиеся от удара этажи рухнули под тяжестью разрушенных верхних. Однако истории известен случай, когда в 1942 году бомбардировщик В-52 из-за сильного тумана зацепил верхние этажи нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стэйт Билдинг. И здание выстояло, сохранив на стенах следы «ранения».

Две высотные башни Всемирного центра торговли, в нижней части Манхэттена, рядом с Уолл-стрит, были городом в городе, вернее, даже деловым сити в Нью-Йоркском сити. Шесть банков, пять брокерских фирм, восемь юридических контор, три страховые компании разместили в башнях свои штаб-квартиры. Плюс главный офис губернатора Нью-Йорка Джорджа Патаки (в момент катастрофы губернатора там не было). В общем, 400 компаний из 25 стран, куда ежедневно на работу приходили 50 тыс. человек, — арендовали площади во Всемирном торговом центре. И даже ФБР с ЦРУ имели здесь свои офисы.

По разным оценкам, ежедневно Центр посещали от 150 до 200 тыс. человек. Половину составляли туристы, которые поднимались на смотровую площадку Южной башни, дабы обозреть Нью-Йорк и окрестности в радиусе 45 миль. В подземном этаже функционировали три станции метро, а также гараж на 600 машин. В башнях было 75 магазинов, два ресторана на верхних этажах, несчетное количество кафе — одной еды завозилось ежедневно 87 тонн. На Северной башне размещалась радиостанция ВТЦ. Около сорока фильмов было снято при «участии» башен, самым рекламным оказался «Кинг-Конг» 1976 года. На башни взбирались альпинисты, садились любители полетать. Был даже один француз, прошедший по веревке между башнями еще в 1974-м.

Девять часовен, принадлежащие шести разным вероисповеданиям, располагались внутри. Семнадцать детей родились в стенах Центра. Девятнадцать человек умерло — в той предыдущей, до 11 сентября 2001 года, истории.

Арендовать площади во Всемирном торговом центре могли позволить себе лишь очень богатые и респектабельные компании. Самым крупным арендатором был инвестиционный банк Morgan Stanley Dean Witter — на большинстве из его 50 этажей располагались брокерские операционные залы с персоналом в 3700 человек, а также штаб-квартира. Сразу же после теракта менеджмент банка заявил, что объемы операций не сокращаются и работа будет выполнятся другими офисами в США и мире. В пятницу утром стало известно, что число погибших — 15 человек, гораздо меньше тревожных предположений.

Швейцарский инвестиционный банк Credit Suisse First Boston успешно эвакуировал всех 800 сотрудников. Крупнейший в мире розничный банк HSBC закрыл во вторник 14 из 38 своих филиалов на Манхэттене, но 21 сотрудник, работавший в башне, все же успел спастись. Merrill Lynch, чья штаб-квартира и основные офисы размещались через дорогу от ВТЦ— в Финансовом центре, заявил, что все 9 тыс. персонала эвакуированы, включая тех, кто работал в Торговом центре. В четверг вечером здание Нью-Йоркского финансового центра рухнуло, не выдержав удара и веса падения башен Торгового центра. Deutsche Bank подсчитал, что все 360 сотрудников уцелели. Крупнейшая в мире германская страховая компания Allianz и Фонд Оппенхаймера заявили, что не понесли человеческих потерь.

Другие крупные арендаторы площадей, среди которых инвестиционная группа Barclays, Lehman Brothers, Dresdner Bank, Commerzbank, Asahi Bank, говорят, что большинство персонала спаслось, однако не могут назвать число пропавших. Wachovia Corp., четвертый по величине банк США, продолжает искать 48 своих сотрудников. Bank of America не может пока сказать, кто именно из 400 человек работал в тот день в Торговом центре. Второй по величине французский банк Credit Agricole Indosuez, офисы которого размещались на 92-м этаже, считает пропавшими около 100 человек. Японский банк Mizuho Holdings из 1500 сотрудников потерял 532.

Большие человеческие потери понесла лондонская брокерская компания Cantor Fitzgerald (крупнейший оператор на рынке государственных облигаций), которая арендовала площади в Северной башне от 101-го по 105-й этаж, где работали 1000 человек. Именно ее сотрудник Сет Моррис, отец троих маленьких детей, разговаривая с женой по телефону из офиса на 105-м, с ужасом вскрикнул о самолете за окном, летящим прямо на него...

Несмотря на то, что почти все финансовые институты еще во вторник, сразу после террористических атак заявили, что финансовая система не разрушена и что операции на биржах и рынках не будут прекращены, остается открытым вопрос — кто и когда сможет заменить тысячи профессионалов, погребенных под обломками Всемирного торгового центра. По официальным данным на пятницу пропавшими в Нью-Йорке числятся 4700 человек.

Экономический спад:
если да, то когда?

В трагический для Америки вторник мировые финансовые рынки приготовились к любому, даже фатальному сценарию. Все без исключения акции пережили свое наихудшее однодневное падение с 1987 года — начала азиатского кризиса. Многие годы финансовые институты мира пытались усовершенствовать систему таким образом, чтобы она могла предусмотреть и предотвратить, или хотя бы совладать с шоком, который наступает в результате падения рынков и потерь финансовой инфраструктуры. Но то, что произошло в США, нельзя было даже предположить — физическое уничтожение ключевых финансовых институтов, сотен финансовых организаций и операторов рынка, находившихся в башнях-небоскребах Всемирного торгового центра.

В те несколько минут — между терактом и последовавшим закрытием бирж — торговля продемонстрировала явные признаки тревоги: инвесторы начали эвакуировать свои рискованные инвестиции, т.е. сбрасывать акции, и покупать облигации, цены на которые резко возросли. Некоторые обозреватели считают, что шок окажется кратковременным. Однако ясности не будет до момента открытия рынков. А все американские фондовые биржи закрыты как минимум до утра понедельника. Попытки открыть для торгов в пятницу Нью-Йоркскую фондовую биржу потерпели неудачу, несмотря даже на давление со стороны президента Буша. Кстати, четыре дня приостановки торговых операций станут самым продолжительным периодом во всей финансовой истории со времен Первой мировой войны.

В среду лидирующие центробанки мира влили миллиарды долларов в травмированные финансовые рынки и удерживают прогнозы на снижение процентных ставок, чтобы предотвратить коллапс в Нью-Йорке и Вашингтоне. Министры финансов и главы центробанков стран «большой семерки» говорят, что не допустят трагедии в мировой экономике. Федеральная резервная система США попросила центробанки мира сократить торговлю долларом, дабы уменьшить давление на американскую валюту. Ведущие финансовые институты в Лондоне согласились ограничить почти все торговые операции, чтобы снять нервозность на рынках. В эти же дни Европейский центральный банк и Банк Японии перебросили более чем 80 млрд. долл. из чрезвычайных фондов в банковскую систему, надеясь защитить главные финансовые институты от банкротства.

Часть экспертов предсказывают, что даже координированное уменьшение процентных ставок окажется не в состоянии спасти экономику США от существенного сокращения в последующие месяцы. Они опасаются, что после сильнейшего потрясения, вызванного терактом, Америка вступит зимой в период сильнейшего спада — первого за десять лет после войны в Заливе. В этом случае прогноз относительно глобального экономического спада однозначен. Но есть и другая часть экспертов, преимущественно базирующихся в Нью-Йорке и числом поменьше первой, которые отстаивают мнение, что американская экономика еще покажет свою упругость и жизнестойкость. Они считают, что рано еще делать выводы о том, какими окажутся размеры краткосрочного шока после теракта, и окажут ли они вообще долгосрочное влияние на мировую экономику. Европейский центральный банк, кстати, оставляет процентную ставку неизменной, поскольку уверен, что американская экономика не подвергнется основательному разрушению.

На самом деле ключевых угроз несколько. Это — утрата потребительского доверия, которое приведет к падению спроса; подъем цен на нефть и в результате — замирание мотора индустрии вплоть до остановки; и, наконец, крах фондовых рынков, влекущий за собой вспышку паники, которая заставит потребителей ринуться в банки закрывать счета. Справедливости ради надо сказать, что решение нефтяного картеля стран ОПЕК о гарантированных поставках нефти на прежнем уровне делает маловероятным повторение спада начала 90-х, случившегося через месяц после вторжения Ирака в Кувейт. Но правда и то, что именно тогда потребительское доверие упало так сильно, что больше практически не восстановилось.

Сегодня надежды американских финансистов на избежание экономического спада внутри страны базируются на перспективе будущих снижений процентной ставки Федеральной резервной системой. На что банкиры в лондонском Сити отвечают, что трейдеры будут скорее наблюдать, чем участвовать. Тем более что шок еще не прошел, и неясно, куда движутся рынки без американского участия. Кроме того, на инвесторов и финансистов — живых людей — давит трагедия потерь родственников и коллег.