UA / RU
Поддержать ZN.ua

Учения по гражданской самообороне

Казаки мы или холопы? «Полевой атаман» Юрий Луценко уверен, что казацкий дух свободы и самоорганизации присущ украинцам на генетическом уровне...

Автор: Андрей Тычина

Казаки мы или холопы? «Полевой атаман» Юрий Луценко уверен, что казацкий дух свободы и самоорганизации присущ украинцам на генетическом уровне. Сотни лет господства чуждых властей выработали привычку, когда уж совсем невмоготу, собираться под звуки Склика под вековыми дубами на «чёрные рады», организовывать запорожские сечи, выбирать гетмана и старшину, а после идти походом на врага. Так случалось во все времена, в том числе и осенью 2004-го. Правда, за Освободительной борьбой часто следует Руина, когда лидеры обрастают жирком, перегрызаются за власть, а страну тем временем растаскивают на куски взбодрившиеся «вороженьки».

Луценко ударил в набат на борьбу с «реставрацией кучмизма». Некоторая часть общества, разочаровавшаяся во всём, кроме идеалов Майдана, надо думать, ждала от него условного сигнала. О создании Гражданского движения «Народная самооборона» Юрий Витальевич объявил в среду — на фоне репортажей о кулачной борьбе за президентские полномочия. Отставной министр внутренних дел призвал народ «взять в кулак всю полноту власти», чтобы защититься от «беспредела» антикризисной коалиции. Не будем ждать, пока политики предложат готовые решения — станем политиками сами! С точки зрения политтехнологов — социальный эксперимент с непредсказуемым результатом. Далеко не первый, кстати.

Личный состав инициативной группы не афишируется. Известно, что сейчас в нее входят около 10 человек. Есть ли среди них Яценюк, Кириленко, Павленко, Кличко, Вакарчук, Катеринчук и другие, чьи имена не раз фигурировали среди собеседников Луценко, доподлинно не известно. По некоторым сведениям, первые четверо острого желания примкнуть к «оборонцам» пока не испытывают. А что до бывшего главы исполкома «Нашей Украины», то Николай Дмитриевич (недавно анонсировавший создание таинственной «Европейской платформы для Украины»), насколько можно судить, предпочитает, чтобы присоединялись к нему, а не наоборот.

Однозначно к кругу сообщников новоназначенного советника президента пока можно отнести только советника президента Тараса Стецькива. Остальные всё ещё в поиске. Некоторые приглядываются к другим политсообществам, иные в процессе запуска собственных проектов, третьих настойчиво сватают в лидеры «Нашей Украины».

Старт нового политического дела путём самопровозглашения в обстановке явной недосказанности трудно назвать удачным не только по сути, но и по форме. Как поводом к протесту может стать возвращение на посты бывших кучмистов, изгнание из власти оранжевых политиков или «назначение кадров в МВД без согласования с Главнокомандующим»? Чисто эмоционально для части страны это всё, конечно, неприятно, но ведь «возвращение кучмистов» состоялось не вчера. Да и Ющенко начинал с кадровых чисток и раздачи постов «боевым товарищам», включая самого Луценко (не в обиду Юрию Витальевичу будет сказано, но Шуфрич у его сторонников вызывает практически те же эмоции, что и он сам — у противников). Насчёт же ущемленных прав Главнокомандующего — это вообще без комментариев. Где Вооружённые силы, а где милиция?

Впрочем, основной упор инициаторы «Самообороны» планируют сделать на социалку. Они считают, что объединить народ может только общая проблема, которая касается лично каждого, и такой проблемой видят, например, повышение тарифов на услуги ЖКХ. Насколько эффективен подобный подход — остается вопросом. Не исключено, что сохранность своих кровных народ обеспечит пассивным протестом — массовыми неплатежами. К тому же, как именно «оборонцы» собираются бороться за восстановление справедливости, их поводырь пока объяснил недостаточно внятно.

Одним словом стоит подождать, как минимум, 20-х чисел января, когда инициативная группа «самооборонцев» проведет нечто вроде учредительного собрания, где будет принят манифест и программа действий. Планируется, что к тому времени под знамёна гражданского общества соберётся несколько десятков знаковых людей, с которыми сейчас ведут предметные разговоры. После этого бригада «политиков, общественных деятелей и людей, известных своими достижениями» должна отправиться в турне по регионам — прощупывать почву и катализировать протестные настроения на местах. Работа предстоит колоссальная.

Один из очевидных недостатков политической платформы Луценко — её суть надо подробно объяснять. Это вам не «Вся власть Советам!» или «Бандитам — тюрьмы!». Если исходить из заявлений самого Юрия Витальевича, речь идёт о таких тонких материях, как пробуждение гражданского самосознания общества, самоорганизация народных масс снизу, защита демократических завоеваний и т.д. Чтобы подобные лозунги стали действенными, необходимо наполнить их практическим смыслом. Сформулировать внятные вопросы, способные задеть самые чувствительные струнки душ избирателей. Найти не менее внятные ответы, способные найти в этих душах отклик.

Как раз по срокам волна общественной самоорганизации должна совпасть с разворачиванием кампании за отмену политреформы, за возвращение полномочий президенту и досрочные выборы. Но некоторые активисты ГДНС считают ошибкой снова ввязываться в противостояние Востока и Запада, углубляя тем самым общественный раскол. Заявление лидера о весеннем марше справедливости считают необдуманным. Луценко говорит о необходимости вывести общественный конфликт за рамки сине-оранжевого противостояния, но тут же обозначает и противника (правящую коалицию) и союзников — БЮТ, НСНУ а также другие демократические партии. И как с таким раскладом можно получить осязаемую поддержку на востоке?

Пути дальнейшего развития идеи пока в тумане. Если прицел взят на президентские выборы, то к чему заявления Луценко об отсутствии у него претензий на место Ющенко? Да и досрочная кампания по выборам главы государства как-то не вырисовывается. А для очередной старт взят рановато.

Луценко готовится к выборам парламентским? Но ведь Юрий Витальевич клянётся, что его проект непартийный, что какую-нибудь готовую партию он, при желании, мог бы возглавить хоть сейчас. Тогда не понятно, зачем месяц назад он заявлял о готовности возглавить новую политическую силу, сформированную на базе «Нашей Украины» и других оранжевых партий?

Не известен и механизм реализации политической воли той части общества, которую объединит харизма экс-социалиста. По словам соратников Луценко, партия может появиться как часть движения. Таким образом, рождается прообраз некоего избирательного блока имени полевых командиров Майдана. Блок — это как минимум две партии. Причём зарегистрированы они должны быть не позднее, чем за год до выборов. Роспуск парламента тут будет совсем некстати. Можно переформатировать уже готовые партии, проверенные Минюстом. Но этот путь сложен, он требует средств и времени. Которого нет.

Примечательно, что с недавних пор на телевидении замелькали ролики гражданской партии «Пора». Её обновлённая идеология общественного прорыва поражает совпадениями с базовой концепцией «Самообороны». Кто это — союзники или конкуренты? Владислав Каськив утверждает, что никаких переговоров о совместных действиях нет, и даёт весьма нелицеприятные оценки инициативам Луценко. А в ГДНС намекают на возможный союз с «Порой». Но без Каськива.

Давно уже никто не улыбается ветхой шутке о количестве гетманов на душу украинцев. Так что, опять покажем, что мы, братья, казацкого рода?