UA / RU
Поддержать ZN.ua

У ЯНУКОВИЧА ВЫРОС РЕЙТИНГ

До Украины без Кучмы осталось полгода. Срок — более чем подходящий для того, чтобы украинские поли...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

До Украины без Кучмы осталось полгода. Срок — более чем подходящий для того, чтобы украинские политики наконец определились, кто из них станет единым кандидатом в президенты от власти, а кто в одном лице будет представлять на выборах оппозиционные силы. Но ясности в этих, как, впрочем, и во многих других, касающихся грядущей президентской кампании, вопросах до сих пор не прибавилось. Народ же Украины, в отличие от своих слуг, уже к этому времени успел принять твердое решение в отношении того, где и как проведет последний день эпохи Кучмы. В большинстве своем — на избирательных участках, голосуя за нового президента страны. О подобном намерении сообщили социологической службе Центра Разумкова 75,8 процента из опрошенных ею 4—10 марта сего года 2012 граждан. Лишь 8,6 процента респондентов посчитали, что торжество всенародного волеизъявления — не их праздник, заявив о нежелании принимать в нем участие. 15,6 процента граждан пока пребывают в раздумьях на сей счет. А значит, есть все основания предполагать, что как минимум девяти из десяти обладателям избирательных прав (если суммировать процент выразивших намерение участвовать в выборах и не определившихся с этим, выйдет 91,4 процента) в Украине далеко не безразлично, кто следующей осенью станет хозяином здания на Банковой. Баллотируйся Владимир Путин в Украине, у него не было бы проблем с явкой избирателей. Вот уж где, действительно, ставшее уже расхожим «Украина — не Россия». Особенно, если учесть ту иронию судьбы, по которой, в отличие от российского, наш закон о выборах президента не требует пятидесятипроцентной посещаемости урн для голосования. Что ж, кому-то — полное отсутствие конкурентов и прогнозируемость результата при угрозе срыва выборов из-за низкой активности избирателей, а нам — повышенная активность населения при затянувшейся неопределенности с именами главных соперников гонки.

При этом, если с персоной, воплощающей в себе образ единого кандидата от оппозиции, все более-менее ясно (хотя бы исходя из сопоставления рейтингов лидеров антивластных политических сил), то в отношении фигуры, способной составить ему конкуренцию от власти, до сих пор сохраняется интрига. Похоже, третий срок Леонида Кучмы все меньше представляется Банковой одним из вероятных сценариев ее игры. Для большего утверждения в этой мысли президентским стратегам не мешало бы посмотреть на результаты ответов на вопрос разумковцев: «Если бы выборы президента проходили на следующей неделе и единым кандидатом от власти выступал бы Леонид Кучма, то за кого бы вы проголосвали?» Нынешний глава государства при таком раскладе оказался бы со своим результатом в 7,4 процента опрошенных лишь на четвертом месте, пропустив вперед Александра Мороза (7,6 процента), Петра Симоненко (13,8 процента) и Виктора Ющенко (без одной десятой процента четверть респондентов). Как бы глава президентской администрации посредством подконтрольных ему каналов ни старался убеждать народ в том, что рейтинг главы государства крепчает день ото дня, поверить в это, кажется, способен лишь один гражданин страны — сам Леонид Кучма. Поскольку остальные заметно теряют интерес к гаранту как к перспективному политику: в прошлом месяце за него выражали желание проголосовать на президентских выборах на полпроцента опрошенных больше.

Рейтинг лидера «Нашей Украины» был бы, надумай все-таки Леонид Данилович третий (в интерпретации Конституционного суда — второй) раз тряхнуть административным ресурсом, даже на 1,6 выше против того, что имеется у Виктора Андреевича в так называемом классическом списке кандидатов, где имя нынешнего Президента отсутствует. Но 13,2 процента симпатиков действующего главы правительства гораздо занимательнее почти стабильных 22,3 процента сторонников экс-премьер-министра. Динамика роста личного рейтинга Виктор Януковича заметна больше, чем улучшение уровня жизни народа в результате деятельности Кабинета министров. Лишь месяц назад, в феврале, за Януковича выражали готовность голосовать на президентских выборах всего 10 процентов граждан. Достижения Виктора Федоровича на поприще перевоплощения из регионального лидера в политика общенационального масштаба выглядят еще более впечатляющими, если сравнить уровни антипатии, которую граждане испытывают к потенциальным кандидатам в президенты. В то время как за Юлию Тимошенко ни в коем разе не собираются голосовать 33,5 процента опрошенных, за Петра Симоненко — 22,8, за Виктора Ющенко — 20,4, Виктора Януковича категорически не хотят видеть своим президентом всего 15,8 процента респондентов. По этому негативному показателю он опережает лишь Александра Мороза, собравшего 15,1 процента «антиголосов», но при этом отстающего от премьера по количеству верных сторонников (его президентский рейтинг 6,8 процента).

Можно сколько угодно рассуждать о «волшебном» премьерском кресле, способном любое усевшееся в него «чудовище» превратить в «красавицу», но трудно не заметить, что и без личного участия в этом «фокусе» Виктора Януковича здесь не обошлось. И пускай его политические движения не отличаются грациозностью, однако и явных промахов за главой Кабинета министров пока не замечено. При этом он умудряется не вызвать в отношении себя негативных эмоций не только со стороны основных отечественных политических игроков, но и со стороны влиятельных международных кругов. Внешнеполитические приоритеты, в свою очередь, он также старается сбалансировать. Янукович не бежал впереди паровоза, как это делал первый вице-премьер-министр Николай Азаров, когда у Президента возникла неожиданная идея включить Украину в Единое экономическое пространство. Он пытался не явно, но все-таки замедлять процесс подписания соответствующих соглашений и договоренностей. Кабмин Януковича «тормознул» нефтяной реверс по трубопроводу Одесса—Броды. Да и в отношении министров, проявивших принципиальность в отстаивании национальных интересов Украины, он не проявил ожидавшейся от него на Банковой начальственной строгости, не став их, по крайней мере, публично, одергивать. Премьер почтил своим присутствием недавнюю Международную конференцию «Украина в Европе и мире», которую проигнорировали представители президентской администрации и сам глава государства. Речь, которую он произнес перед отечественными и зарубежными активистами евроинтеграционного процесса, возможно, и не ласкала их слух. Но многим из них было понятно, что премьер лишь озвучивает текст, директивой спущенный ему с Банковой. И не будь он зажат рамками «обязательной программы», от него можно было бы услышать иные тезисы, посвященные перспективам участия Украины в европейских и международных структурах. И все это происходит на фоне пусть пока несколько неуклюжих, но довольно упорных попыток найти поддержку в российских бизнес-политических кругах, наладить сотрудничество и взаимопонимание с теми фигурами российской элиты, которые в состоянии оказать реальную поддержку украинскому премьеру в его не только экономических, но и политических планах.

А эти планы, понятное дело, не могут быть связаны ни с чем иным, кроме как с возрастающими электоральными шансами Виктора Януковича. Если бы единым кандидатом от власти был выдвинут именно он, то за него, как свидетельствует все то же социологическое исследование Центра Разумкова, проголосовали бы 17,2 процента участвовавших в опросе. В таком случае у лидера коммунистов Петра Симоненко с его 11,9 процента поддержки не было бы никаких шансов даже попасть во второй тур. А лидер «забега» Виктор Ющенко в таком комплекте кандидатов обошел бы Януковича всего на шесть процентов. Эта разница должна серьезно насторожить команду главы «Нашей Украины». При определенных усилиях, наличии поста премьер-министра и неусыпной заботе правительства о повышении пенсий и заработной платы (увеличение «минималки», кстати, уже запланировано на сентябрь этого года) разницу между двумя потенциальными кандидатами можно сократить, даже не прибегая к помощи административного ресурса. А если все-таки еще и прибегнуть!.. Одним словом, при выходе Януковича и Ющенко во второй тур страна сможет поставить вполне демократичный и прозрачный эксперимент: кого среди ее жителей больше — тех, кто снимал на улице шапки с людей, или тех, с кого снимали.

Ну, как тут не задуматься над целесообразностью проведения конституционной реформы? Если симпатии электората, унавоженные «Открытостью, действенностью и результативностью», как называлась прошлогодняя программа правительства, прокультивировать еще и «Последовательностью, эффективностью и ответственностью», как нарек Кабинет министров свой новый план действий, то легко предсказать их бурный рост, а там и урожай голосов, который глава Кабмина может собрать на выборах. И как же тогда этим урожаем распорядиться, если твои президентские полномочия урезаны, а власть ограничена? Взгляните на результаты ответов на вопрос социологов: «Сможет ли новоизбранный Президент в случае принятия в ближайшее время Верховной Радой проекта политической реформы реализовать свою предвыборную программу?» 47,3 процента граждан прекрасно разобрались в сути грядущих конституционных нововведений и уверены: воплотить свои предвыборные обещания «ограниченному» главе государства не удастся. И лишь 14,9 процента респондентов думают наоборот (остальные 37,8 процента затруднились с ответом).

Есть основания утверждать, что Виктор Янукович очень торопился с подготовкой и презентацией новой программы своего правительства. Путем нелегких кулуарных боев ему удалось добиться того, чтобы программа была рассмотрена и (в чем почти нет сомнений) утверждена в парламенте не в мае, как это планировалось, а в марте, чтобы наверняка успеть до конца эпопеи с конституционными преобразованиями. Если это так, то резоны главы Кабмина и по-прежнему лидера «донецких» понятны. Получить неприкосновенность от Верховной Рады — для него сегодня, быть может, важнее, чем это было прошлой весной. После того, как за программу проголосует большинство депутатского корпуса, отправить Януковича до самых выборов в отставку парламент не сможет, а Президент едва ли решится, так как последствием этого может стать развалившаяся парламентско-правительственная коалиция, поскольку в ней нарушится и без того хрупкий, с таким трудом налаженный баланс интересов. Но главное, Президент, скорее всего, побоится накануне своего ухода на пенсию заиметь врага в лице «донецких». А потому можно предположить, что саботирование второй по многочисленности (после «нашеукраинской») фракцией «Регионы Украины» утверждения проекта политреформы не только не исключено, но и вполне вероятно. По крайней мере, та высокая цель, ради которой представители шахтерского края в парламенте могут рискнуть пойти против течения, вроде бы вырисовывается. Подбодрить же их совершить столь дерзкий шаг могут результаты, полученные социологами после того, как они поинтересовались у избирателей, каким образом повлияет на их намерение принимать участие в президентских выборах реализация политической реформы, влекущая за собой существенные ограничения полномочий Президента. При таком повороте событий электоральная активность, как оказалось, заметно снижается. И прийти на избирательные участки в таком случае готовы лишь 65 процентов опрошенных.

Одна загвоздка: каким таким образом Виктору Федоровичу и реформу провалить, и единым кандидатом стать? Кстати, в то, что пропрезидентским силам удастся договориться между собой о едином кандидате от власти, не верят целых 44 процента респондентов. Интуитивно народ прав. Поскольку самой большой проблемой на пути к победе для Януковича может стать отсутствие искреннего, а не декларативного желания украинских провластных семей видеть в нем преемника Кучмы.