Если бы организаторы штурма судакского горотдела милиции знали, во что выльется их желание праздновать Курбан-байрам вместе с задержанным земляком, они бы, пожалуй, ограничились передачей в изолятор плова из жертвенного барана. Это, конечно, в том случае, если все бурные события были спровоцированы горячими эмоциями, а не чьей-то холодной головой. Потому что годами выстраиваемая система отношений между лидерами крымских татар и властью автономии дала такую трещину, что привычными переговорными методами уже не обойтись. Киев пока что молчит. Крымские политики продолжают обмениваться упреками, осложняя и без того взрывоопасную ситуацию. При этом власть свои заявления подкрепляет жесткими мерами. Премьер Куницын практически ежедневно дает понять: пришли другие времена.
В поселках репатриантов, где все решали меджлисы, премьер Крыма потребовал установить власть советов: создать поссоветы и их исполкомы, а также отделения милиции. Вслед за предложением изменить состав Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте, чтобы в нем были не только члены меджлиса, премьер отобрал самый лакомый бюджетный кусок. Решением правительства управление капитального строительства рескомитета по делам национальностей и депортированных граждан передано в состав главного управления капстроительства. Таким образом, председатель рескомнаца, традиционно назначаемый по согласованию с меджлисом, лишился возможности контролировать немалые средства, предусмотренные государственной программой на строительство жилья для репатриантов. Приобретать же дома и квартиры на вторичном рынке и вовсе будут местные органы власти. Свои действия Сергей Куницын объяснил «ЗН» так: «Рескомнац должен заниматься гармонизацией межнациональных отношений. А сегодня он напоминает трест, который проводит тендеры и занимается стройкой. Причем проверки показали, что деньги использовались нерационально, зачастую исходя не из социально-экономической необходимости, а из политической». После напоминания, что использование «татарских» денег во все годы сопровождалось скандалами, но таких решительных мер не было, Сергей Куницын признал: «Да, это в определенной степени предупреждение меджлису. Мы и дальше готовы вести диалог, но диалог на равных. А если тебя все время спрашивают, что ты для нас сделал, а в ответ — никаких гарантий стабильности, политической в первую очередь, провокационные действия, то как должна себя вести власть?». В ответ на появившиеся на митингах требования восстановить крымскотатарскую национальную автономию С.Куницын упрекнул репатриантов в неблагодарности: Украина выделила на их возвращение и обустройство 750 миллионов гривен, открываются школы, детские сады, сохраняются памятники истории и культуры. «Так неужели на этом этапе вы настолько неблагодарны, чтобы вот завтра потребовать: дайте нам национальную автономию?», — заявил Куницын.
Лидер Милли-меджлиса Мустафа Джемилев резкостью заявлений крымского премьера был шокирован. «Я не могу понять, что с ним произошло. Это вообще несвойственный для него тон, — сказал Джемилев в интервью «ЗН». — Это же просто кощунственно — попрекать людей деньгами. Тем более что из названной премьером суммы треть ушла на налоги, еще 200—250 миллионов были использованы правительством на латание бюджетных дыр, а не на обустройство крымских татар». Мустафа Джемилев уверен: напряженность намеренно спровоцирована властью в преддверии выборов, чтобы на антитатарской пропаганде заполучить больше голосов пророссийского населения. А семь депутатов — крымских татар — ВР автономии в письме к руководству страны утверждают, что «искусственная истерия» по поводу осложнения межнациональных отношений на полуострове используется чиновниками для отвлечения внимания от нерешаемости проблем репатриантов и многочисленных нарушений земельного законодательства.
Вслед за премьером ультиматум крымским татарам предъявил ялтинский мэр Сергей Брайко. Городские власти приостановили принятие решений по вопросам репатриантов до тех пор, пока меджлис не ликвидирует все шесть «полян протеста» — самозахваты на территории Большой Ялты.
Каких действий меджлиса ждет власть в ответ на свои жесткие меры? Ведь очевидно, что последний не призовет соотечественников освободить самовольно занятые земли без гарантий, что люди таки получат участки законным путем. Даже если бы меджлис на это пошел, то многие крымские татары просто проигнорировали бы призыв лидеров и их авторитет был бы окончательно подорван. Значит, будет очередная волна акций протеста — других эффективных методов воздействия на власть репатрианты просто не знают. Кстати, надо бы напомнить, что в свое время Крым удалось сохранить украинским во многом благодаря крымским татарам. Угрозу их силового сопротивления сепаратистам государство столько раз пользовало, что неприлично удивляться, почему эта роль заучилась.
Итак, меджлис поставлен перед жестким выбором: идти на компромисс с властью или уйти в оппозицию. Первое означает отказ от акций протеста и «правильное» поведение в период президентских выборов. Для реализации второго, если по честному, придется отзывать из крымского правительства вице-премьера, двух министров, двенадцать замов министров и председателей рескомитетов. Не говоря уже о заместителях глав райгосадминистраций и мэров — почти во всех городах и районах эти должности занимают лидеры местных меджлисов. Все это — результаты прежнего противостояния и сотрудничества с властью, итоги переговоров и торгов. Расстаться с этими «завоеваниями» нельзя, и у некоторых, похоже, уже сдают нервы. «Мы никогда не принимали участие в акциях, направленных против Президента. Потому что Л.Кучма — это наш Президент», — неожиданно заявил через прессу зампредседателя меджлиса Ремзи Ильясов. Или это восточная хитрость с желанием продлить сложившиеся отношения меджлиса с властью, недосказанность в которых так напоминает «тысячу и одну ночь»? Ни одна проблема до конца властью не решена, ни одно обещание в полной мере не выполнено — эту сказку я доскажу тебе завтра. При всем недовольстве этим со стороны меджлиса критике подвергаются только местные власти либо отдельные украинские чиновники, а лично к Президенту претензий нет.
Впрочем, что бы ни предпринимали теперь лидеры меджлиса, ситуацию уже умело использовали их оппоненты. С осуждением силовых акций выступили и родная оппозиция, которую приютила провластная Партия мусульман Украины, пророссийские организации, объединенные социал-демократы и коммунисты. Как и ожидалось, угрозу миру и стабильности «привязали» к Виктору Ющенко. Леонид Грач заявил в Севастополе: «Меджлис абсолютно управляем сегодня Западом. Если Украина не поставит «точку с запятой», не призовет меджлис к выполнению требований законодательства, то Галичина с одной стороны, Крым с другой стороны её поломают. Поломают в случае, если победит Виктор Ющенко как ставленник Вашингтона» (Крымское агентство новостей).
Отстраненность от происходящего оппозиционных политических сил, и в первую очередь «Нашей Украины», просто поражает. Неужели «Нашей Украине» нечего сказать по поводу истинных причин конфликта? Или лидер блока не знает, сколь опасно выстраиваются события в Крыму? Не только знает, говорит С.Куницын. «Когда Ющенко приезжал на юбилей М.Джемилева, я высказал ему свое мнение: то, как себя ведут крымские татары накануне 60-летия депортации, может привести к политическим сложностям не только в Крыму, но и в Украине. И вы, Виктор Андреевич, как руководитель политической силы, в которую входят крымские татары, должны, на мой взгляд, предпринять ряд шагов, чтобы этого не произошло», — рассказал премьер. Итак, мы вас просили… Теперь же тлеющим конфликтом может воспользоваться любой, кому захочется утвердиться в глазах избирателя в образе миротворца и справедливого отца народов. Сергей Куницын не верит, что могут повториться кровавые события десятилетней давности. «Крымские татары уже не те, и власть уже не та. Хотя всего за сутки можно наделать столько ошибок, что содрогнется не только Украина». Так, может, пришло время и власти, и меджлису признать уже совершенные ошибки? Лидерам крымских татар — осудить провокационные попытки водить людей на штурмы и под пули и сесть за стол переговоров с собственной оппозицией. Может быть, стоить ради единства народа переступить через амбиции и прислушаться, вопреки нашептыванию фаворитов, к критическому мнению. Власти, наверное, пора прекратить притворяться, что создание казачьих формирований спонтанно, а их деятельность вполне законна. Но главное — довести до праведного конца расследование злоупотреблений с землей. И признать: оттягивать решение земельной проблемы репатриантов дальше некуда. Те, кому нечего терять, продолжения сказки ждать не будут.