UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТУРЦИЯ МЕЖДУ АМЕРИКОЙ И ИРАКОМ

Рецидивы последних масштабных американо-британских ракетно-бомбовых ударов по иракской территор...

Автор: Максим Череда

Рецидивы последних масштабных американо-британских ракетно-бомбовых ударов по иракской территории, приведшие к вялотекущей воздушной войне между авиацией союзников и силами ПВО Ирака, незаметно изменяют общую ситуацию в регионе Персидского залива и отнюдь не в пользу Вашингтона. Прежде всего это касается Турции.

Бесцеремонное использование авиацией США турецкой базы Инджирлик для бомбежек иракских военных объектов, расположенных в северной запрещенной для полетов зоне страны, привело к серьезным осложнениям в отношениях между Анкарой и Вашингтоном. В конце января неудовольствие турецкого руководства действиями американцев даже выплеснулось в ряд публичных заявлений представителей высшего политического бомонда Турции. В частности, министр иностранных дел Турции Исмаил Джем заявил, что его страна не давала разрешения США использовать турецкие военно-воздушные базы для боевых действий против Ирака. По словам Джема, главной задачей американских истребителей является всего лишь патрулирование в запрещенной для полетов иракской авиации зоне на севере страны, чтобы не допустить нападений иракских правительственных войск на курдов, следствием чего могут стать новые волны курдских беженцев (которым, разумеется, искать спасения негде, кроме как у своих собратьев, проживающих на турецкой территории).

Позже позицию руководителя внешнеполитического ведомства Турции поддержал и премьер-министр страны Бюлент Эджевит, заявивший, что США заходят слишком далеко, продолжая нанесение ударов по иракской территории. Комментируя законность действий американских ВВС в Ираке, он подверг критике Вашингтон за отсутствие последовательной политики в отношении Багдада. Одновременно Эджевит выразил сомнение по поводу правдивости свидетельств американских пилотов о наведении на них иракских средств ПВО, ставших оправданием силовых действий американской авиации. Но самое главное - премьер-министр Турции не исключил возможности денонсации соглашения с США об использовании американскими вооруженными силами авиабазы Инджирлик.

Такая идея пришлась по душе турецким исламистам. Радикалы из «Партии добродетели» тут же начали требовать немедленного вывода американских вооруженных сил с территории Турции. А лидер клерикалов Реджаи Кутан пошел еще далее. Он предложил турецкому парламенту полностью пересмотреть позицию Анкары по иракской проблеме. Аргументы Кутана неоспоримы - по его мнению, Турция совершила серьезную ошибку, согласившись участвовать в операции «Северное наблюдение» (патрулирование военной авиацией запрещенных для полетов зон на севере Ирака), в результате чего сама оказалась под угрозой ответных иракских ударов, которые в конце концов могут окончиться полномасштабной ирако-турецкой войной. И даже если этого не случится, то иракский кризис уже нанес непоправимый ущерб турецкой экономике - в результате него Анкара с 1991 года потеряла не менее 40 млрд. долларов.

Своеобразным подтверждением опасений турецкой оппозиции стала угроза, прозвучавшая на этой неделе в интервью иракского вице-президента Таха Рамадана радиостанции «Радио Монте-Карло». Рамадан заявил, что Багдад собирается нанести удары по объектам, используемым американцами для противодействия Ираку, расположенным на территориях Турции, Саудовской Аравии и Кувейта. При этом он намекнул, что для этого иракская армия будет применять не авиацию, а ракетные установки.

И хотя аналитики связывают неожиданное проявление иракской самоуверенности с возможным заключением сделки между Багдадом и Москвой о модернизации российскими специалистами системы ПВО Ирака (от чего Россия уже поспешила откреститься), Турции от этого не легче.

В любом случае мы становимся свидетелями того, как турецкое руководство, впервые за весь период американо-иракского противостояния, пытается разработать свою, отличную от американской, позицию по этому вопросу. Однако причинами такого шага является все же не боязнь Анкары иракских ударов или дальнейших экономических потерь. Многие эксперты объясняют такие изменения в поведении Турции содержанием американских планов дальнейшей борьбы с режимом Саддама Хусейна в Ираке.

В турецкой прессе появилась информация о существовании двух новых разработанных спецслужбами США планов раскола Ирака и дальнейшего создания на его территории новых государственных образований - «Объединенного Иракского королевства» либо «Иракской Федерации». При этом, кстати, не ставится цель обязательного отстранения от власти самого Саддама Хусейна.

Первый план, якобы, был разработан американцами совместно с покойным королем Иордании Хусейном. Он предусматривает превращение Ирака в монархию и возведение на трон иорданского принца Хасана. Согласно второму - республиканская форма правления в стране остается, однако в Ираке создаются два автономных образования - республика курдов на севере и шиитский край на юге.

Анкару не может устроить ни первый, ни второй план. Оба они предполагают создание на севере Ирака некоего курдского образования, имеющего элементы государственности. Турецкое же руководство ни при каких условиях не может согласиться с использованием курдского национального меньшинства для борьбы с режимом Саддама Хусейна. Тем более оно не может пойти на использование турецкой территории для координации действий такой оппозиции. Во всяком случае, сам Эджевит в последнее время неоднократно заявлял о том, что его правительство никогда на это не пойдет.

Таким образом, последние заявления турецкого руководства посеяли сомнения в незыблемости двух геостратегических особенностей развития ситуации на Среднем Востоке - отношений между Турцией и США, являющимися союзниками по Североатлантическому блоку, и роли Анкары в сдерживании Ирака. Наиболее примечательным при этом является безапелляционный тон турецких представителей. Новое правительство Б.Эджевита в этом вопросе является менее уступчивым, чем предыдущее - М. Йылмаза. Причинами этого является внутриполитическая ситуация в Турции. Эджевит пришел к власти при поддержке левоцентристских сил, перед которыми он имеет определенные обязательства, в том числе и в проведении политики по отношению к турецким соседям.

Несмотря на все это, вряд ли стоит утверждать, что нынешняя политика турецкого правительства олицетворяет коренное изменение политики Анкары в отношении как Багдада, так и Вашингтона. Хотя поведение турецких властей и вызвало бурную реакцию местных радикалов, оно логично продолжает всю предыдущую политику Турции в отношении Ирака.

В действительности Турция как член НАТО и ключевой союзник США на Среднем Востоке остается сторонником политики активного присутствия американцев в регионе и одним из главных противников попыток Саддама Хусейна сделать Ирак страной-гегемоном в мусульманском мире.

Очевидно, что главной причиной резких демаршей Анкары является боязнь турецкого руководства того, что создание при помощи американцев на севере Ирака курдской автономии может иметь для Турции крайне негативные последствия. Ведь курды, живущие по турецкую сторону границы, немедленно начнут требовать такого же статуса и для себя. Кроме того, иракский Курдистан наверняка может стать убежищем для боевиков Курдской рабочей партии, с которыми уже не один десяток лет ведут борьбу турецкие силы безопасности.

Анкара прекрасно отдает себе отчет в том, что режим Саддама Хусейна, несмотря на угрозу, которую он представляет для соседних стран, все же является главным препятствием в осуществлении мечты иракских курдов о создании собственного государственного образования. Выходит, Анкара и Вашингтон имеют различные взгляды на способы противодействия амбициозным планам иракского диктатора. В то время как США прикладывают максимум усилий для организации мощной оппозиции в Ираке из представителей национальных меньшинств этой страны, Турция не может согласиться на использование американцами иракских курдов для свержения режима Хусейна или существенного ограничения его власти.

Турков легко понять. Курды для них являются более сильным раздражителем, чем красная тряпка для быка. И в борьбе с ними они не останавливаются ни перед чем, жертвуя порой ради этого даже авторитетом своей страны. (Так, жестокие действия турецкой армии при подавлении курдских мятежей стали в свое время причиной переноса рассмотрения заявки Турции на членство в ЕС.) История ареста курдского лидера Абдуллы Оджалана тому подтверждение. Настойчивость Анкары в его преследовании привела к тому, что человек, ставший бы в любом другом случае символом национально-освободительной борьбы своего народа, не смог получить политического убежища ни в одной европейской стране. Символичным можно считать и то, что последними от него поспешили отделаться именно греки, известные как главные оппоненты турков на международной арене. Под благовидным предлогом они просто выпихнули Оджалана за ворота своего посольства в Найроби, где его уже дожидались агенты турецких спецслужб. Теперь он предстанет перед судом в Анкаре по обвинению в государственной измене и терроризме, и дальнейшую участь его можно легко предсказать.

Понятно, что Анкара выносит курдский вопрос за скобки любых предложений по урегулированию иракского кризиса. Вместе с тем, пытаясь избежать обвинений со стороны США в неконструктивности своей позиции по этому вопросу, турецкое внешнеполитическое ведомство разработало собственный подход к его решению. Он предполагает отмену введенного против Ирака экономического эмбарго, принятие мер по частичной демократизации жизни и улучшению положения с правами человека в этой стране, создание «коридоров безопасности» в ее северных районах, проведение свободных выборов, установление диалога курдских лидеров с Саддамом Хусейном и обеспечение обстановки доверия в отношениях между Багдадом и Тель-Авивом.

Очевидно сложности, возникшие в отношениях между Турцией и США, не связаны с изменением отношения Анкары к Вашингтону как своему стратегическому союзнику. Просто постоянное беспокойство турецкого руководства по поводу возможного усиления позиций курдских сепаратистов перевесило обязательства Турции перед США в отношении поддержки ею американской «политики умиротворения» Ирака, которая в последнее время характеризуется непоследовательностью, непредсказуемостью и отсутствием четкой определенности. Вышло так, что вопросы обеспечения национальной безопасности Турции вошли в противоречие с американской стратегией борьбы с Саддамом Хусейном, и Анкара лишний раз вынуждена была напомнить американцам, что при защите собственных национальных интересов они должны также учитывать и интересы Турции.