UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТУРЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ ОПЯТЬ ВЫДВИГАЮТ УЛЬТИМАТУМ ВЛАСТЯМ

На этот раз пока только ультиматум. «Не на жизнь, а на смерть» призвал бороться с исламизмом в стране высокопоставленный представитель вооруженных сил Турции генерал Кенан Дениз...

Автор: Михаил Соколовский

На этот раз пока только ультиматум. «Не на жизнь, а на смерть» призвал бороться с исламизмом в стране высокопоставленный представитель вооруженных сил Турции генерал Кенан Дениз. По его словам, противодействие исламизму является жизненно важным вопросом для сохранения светского турецкого государства. Одновременно он обвинил Иран в стремлении разрушить действующий в Турции режим путем террористической деятельности на ее территории и поддержке Курдской рабочей партии, борющейся с оружием в руках за создание своего государства на юго-востоке страны.

Армия в Турции всегда занимала особое положение и ее роль всегда была решающей в кризисные периоды развития государства. Вооруженные силы традиционно являются сторонником установления в Турции светского режима и за последние 37 лет трижды совершали в стране государственные перевороты. Однако необходимо отметить, что турецкие военные брали в стране власть только тогда, когда политики не могли ее удержать, а государству угрожали анархия и беззаконие. Правда и то, что каждый раз, после нормализации ситуации, армейские генералы, совершившие очередной переворот, передавали власть законно избранным органам власти после проведения демократических выборов.

На этот раз, как отмечают в политических кругах Турции, столь резкое заявление высокого армейского военачальника явилось фактическим ультиматумом происламскому правительству Неджметтина Эрбакана. Очевидно, следует вспомнить, что нынешнее правительство Турции было образовано в конце июля прошлого года на основе коалиции происламской Партии благоденствия (ПБ) и правоцентристской Партии верного пути (ПВП) Тансу Чиллер, которая занимает в нем должность вице-премьера и министра иностранных дел. Правящий кабинет уже не раз сотрясали катаклизмы, в первую очередь из-за абсолютной несопоставимости входящих в коалицию политических сил. Одержав победу на последних выборах, ПБ все же не смогла получить абсолютного большинства для единоличного формирования правительства. Ввиду этого, Эрбакан вынужден был пойти на сотрудничество с ПВП, своим бывшим главным конкурентом на выборах. Абсолютно различные идейные основы, политические цели да и методы работы бывших оппонентов, а ныне союзников, поневоле не могли не отразиться на эффективности работы правительства. Более того, экстремизм ПБ стал причиной того, что ведущие европейские страны, в частности Германия, стали возражать против возможности приема Турции в ЕС.

Кроме того, в последние дни апреля о выходе из состава правительства заявили министры промышленности и здравоохранения Ялым Эрез и Йылдырым Актуна. По их словам, они пошли на этот шаг потому, что правящая коалиция несет угрозу светскому режиму. По сути, Чиллер также следовало бы заявить о выходе всех членов ПВП из коалиции, но тогда нынешнее правительство сразу стало бы нелегитимным. А утвердить новый состав в парламенте стало бы абсолютно невозможным. Тогда-то и возможно очередное взятие власти турецкими генералами.

Такое развитие событий не несет ничего хорошего ни самой Турции, ни НАТО, членом которого она есть, ни ЕС, членом которого она хочет стать. Что тогда делать государствам, определяющим политику Атлантического альянса по отношению к одному из членов этого альянса, армия которого установила у себя в стране диктатуру? Особенно трудным будет выбор для США. Вообще-то, по аналогии с Гаити, они должны будут отказаться признать новое руководство и требовать вернуть к власти законно избранное. Однако этим они могут подтолкнуть Турцию к еще большей исламизации, отвергнув наиболее решительных ее противников - военных.

Наиболее благоприятным развитием событий были бы досрочные парламентские выборы. Но сегодня никто с уверенностью не сможет сказать - какой процент избирателей на этот раз проголосует за ПБ. А вдруг на этот раз исламисты получат квалифицированное большинство? Похоже, что турецкий премьер надеется именно на это. Недаром он мгновенно отреагировал на ультиматум военных, заявив, что готов к проведению в стране всеобщих досрочных выборов. «Мы готовы в любой момент. Давайте проведем выборы и посмотрим», - сказал он, выступая на заседании парламентской фракции возглавляемой им Партии благоденствия. Уверенность Эрбакана, как оказалось, является вполне обоснованной. И ответом турецким военным может служить стотысячная демонстрация сторонников исламистов в Стамбуле, проведенная в минувшее воскресенье в знак протеста против ликвидации государственной поддержки исламским школам в стране. Похоже, что электорат ПБ не только не уменьшился, а наоборот, желающих проголосовать за сторонников развития Турции по исламскому пути стало значительно больше, чем во время последних выборов.

Что означает полный переход власти в Турции в руки исламистов, объяснять нет необходимости. Так что вопрос о выборе ведущими странами мира между сохранением верности демократическим принципам и политической целесообразностью может в конце концов оказаться просто-напросто риторическим. А взявшие власть военные могут и не спешить проводить выборы, исходя из неблагоприятной политической обстановки. Тогда, между прочим, они могут выполнить обещание одного из своих коллег о нанесении ракетно-авиационного удара по Кипру в случае развертывания греческими киприотами приобретенных у России комплексов ПВО С-300. Вот тогда-то война в Боснии покажется детскими забавами. А о том, что ждет нашу страну в случае возникновения кризиса в стране, контролирующей единственный для Украины выход в Мировой океан, можно догадаться, вспомнив о последствиях дунайского эмбарго во время югославской войны.