UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦИК ЗАЖИГАЕТ ОГНИ

Кто бы мог подумать, что процесс назначения новых членов Центральной избирательной комиссии, несмотря на довольно простую законодательную процедуру, окажется столь долгим и мучительным...

Автор: Александр Черненко

Кто бы мог подумать, что процесс назначения новых членов Центральной избирательной комиссии, несмотря на довольно простую законодательную процедуру, окажется столь долгим и мучительным. И хотя разговоры о необходимости ротации двенадцати из пятнадцати центризбиркомовцев начались еще в начале сентября прошлого года, полностью укомплектованным ЦИК стал только 19 февраля года текущего. В этот же день все новые члены Центризбиркома приняли присягу и в единодушном порыве избрали главой Сергея Кивалова. Но ситуация вокруг ЦИК, как никакая другая, отчетливо проявила особенности национальной кадровой политики. Важный государственный орган, который в идеале должен состоять из крепких профессионалов и в спокойной обстановке заниматься организацией избирательного процесса, у нас становится заложником постоянно меняющихся договоренностей, а основной критерий в его формировании — исключительно политическая целесообразность.

Напомним, что в соответствии с действующим Законом «О Центральной избирательной комиссии» срок полномочий ее членов составляет шесть лет, по истечении которых парламент согласно представлению главы государства прекращает эти полномочия и назначает на вакантные должности новых лиц, опять-таки по представлению Президента. Хотя никто не воспрещает Президенту повторно внести кандидатуры, которые уже работали членами ЦИК.

Следующий нюанс заключался в том, что упомянутый закон был принят лишь в октябре 1997 года, а вступил в силу 20 января 1998 года. Иными словами, большинство членов ЦИК избирались парламентом в то время, когда этот процесс регулировался действующим тогда законом о выборах народных депутатов. Это дало повод некоторым законникам утверждать, что статья о шестилетнем сроке полномочий на этих членов ЦИК не распространяется. Хотя если следовать такой логике и дальше, то получается, что свои обязанности Михаил Рябец и компания могли исполнять чуть ли не пожизненно.

Еще одним камнем преткновения стал вопрос: что принять за точку отсчета выполнения полномочий избирательными счетоводами? День их утверждения в парламенте? Момент принятия ими присяги? Дату первого заседания? Или дату вступления в силу нового закона о ЦИК? Законодательство на эти вопросы четкого ответа не дает.

Все эти юридические коллизии и послужили поводом для разработки сценариев о пролонгации срока полномочий действующего Центризбиркома на неопределенное время (ну хотя бы до следующих президентских выборов). Но 20 января сего года исполнилось ровно шесть лет с момента начала действия вышеупомянутого закона о ЦИК. Истек последний «дэд-лайн», после которого все юридические «отмазки» уже мало кого убеждали. И не только в стане оппозиции. Под сомнение могла быть поставлена легитимность результатов промежуточных выборов народного депутата в округе № 61, где вместо назначенного генпрокурором Геннадия Васильева, вероятнее всего, должен победить его брат — Александр.

Кроме того, вокруг ситуации с ЦИК широкую информационную кампанию развернула коалиция неправительственных организаций «Новый выбор—2004», обеспокоенность этим вопросом стала отдельным пунктом резолюции ПАСЕ, а глава профильного комитета Анатолий Матвиенко даже подал в суд на Леонида Кучму, обвиняя его в неисполнении служебных обязанностей. Так или иначе, стало ясно, что ЦИК в подвешенном состоянии долго находиться не будет. Это косвенно подтверждала информация, согласно которой Михаил Рябец уже поснимал картины со стен своего кабинета. Как оказалось, не зря: 2 февраля на сайте Верховной Рады появился список из двенадцати фамилий, внесенных Президентом, большинство из которых мало что говорили не только широкой общественности, но и признанным специалистам в области избирательного права и организации избирательных процессов. Предварительный анализ претендентов на должности членов ЦИК поверг представителей оппозиции в состояние легкого шока. И непонятно, что поразило их больше: политическая ориентация будущих вершителей президентских судеб или уровень профессионализма, который у кое-кого из них был, мягко говоря, нулевой.

Хотя в новом составе ЦИК оказались также и те, кто знает тонкости избирательного права не из учебников. Ярослав Давидович, секретарь действующей ЦИК, — единственный, кто был подан Президентом повторно. Неплохой карьерный прорыв совершил и Руслан Князевич, возглавлявший до этого секретариат комиссии и считавшийся «правой рукой» Михаила Рябца. Кроме самого Михаила Михайловича, внесение в список этого молодого специалиста активно лоббировал и Степан Гавриш.

Еще двоим новоиспеченным ЦИКовцам — Владимиру Заплатинскому и Сергею Кивалову — предстоит пересесть в новые кресла с депутатской скамьи. Первый — член фракции СДПУ(о) и, пожалуй, единственный из новичков, не имеющий юридического образования. Не совсем солидно для представителя партии, возглавляемой столь известным в стране юристом. Зато у Сергея Кивалова по этой части — все в порядке. Его юридический гений уже смог доказать однажды, что совмещение статуса народного депутата с должностью главы Высшего совета юстиции и президента Одесской юридической академии вполне соответствует законодательству. А уже упомянутая юракадемия в свое время доходчиво объяснила конституционным судьям, что второй срок Леонида Кучмы на самом деле является первым. В списке научных работ г-на Кивалова имеется и такая: «От общения с Л.Д. Кучмой обогащается государственническое мышление». Наверное, упомянутое общение и вдохновило депутата на разработку законопроекта «О социальных и правовых гарантиях президента, который сложил свои полномочия».

Но если говорить серьезно, с самого начала мало кто сомневался, что именно Кивалов станет новым главой ЦИК, поскольку люди такого масштаба на должность рядового члена комиссии вряд ли согласятся, да и не затем их туда командируют. Слабым утешением для оппозиции стал тот факт, что Сергей Васильевич, вопреки многим прогнозам, сразу же сложил с себя полномочия народного депутата. Своеобразным тестом для нового главы ЦИК и станет организация избирательного процесса в родном одесском 136-м округе. Некоторые недоброжелатели уже отпускают шутки насчет того, что победу в этом округе получит… Михаил Рябец.

«Ноу-хау», которое глава ЦИК в ближайшие годы собирается внедрить в Украине, — так называемое «электронное голосование». Помогать ему в этом и других революционных преобразованиях отечественного избирательного процесса, кроме уже перечисленных членов ЦИК, будет Валентина Завалевска, которая уже работала его подчиненной в аппарате ВСЮ (формально прошедшая по квоте Аграрной партии). А также Михаил Охедровский — экс-вице-президент НТКУ и экс-заместитель юридической фирмы «Проксен», которую связывают с представителем президента в парламенте Александром Задорожним. «Трудовая Украина» теперь представлена в ЦИКе судьей Подольского райсуда города Киева Игорем Качуром, чей сравнительно молодой возраст с лихвой компенсируется должностью отца — руководителя секретариата фракции «ТУ» Анатолия Качура, опытного аппаратчика еще со времен Совмина УССР.

«Регионы» трудоустроили на собственную квоту земляка, депутата Донецкого облсовета Валерия Бондика, в прошлом возглавлявшего юротдел кондитерской фирмы «АВК». Следует заметить, что ради партийных интересов г-ну Бондику пришлось принести немалую жертву: в «прошлой жизни» он задекларировал 388 тысяч гривен годового дохода, что существенно превышает уровень оплаты труда рядового члена Центризбиркома. Официальный.

Целых два места под крышей здания на площади Леси Украинки досталось представителям КПУ — Брониславу Райковскому и Юрию Донченко, в прошлом созыве парламента входившим во фракцию Петра Симоненко. Несмотря на коммунистическое прошлое этих товарищей, в настоящем их связывают со Степаном Гавришем. И если Райковский имеет хотя бы отдаленное отношение к юриспруденции, то его коллега Донченко всю жизнь занимался машиностроением.

Появление коммунистов в этой «великолепной дюжине» не случайно. Ведь не все фракции большинства были удовлетворены при формировании ЦИК. Уже стало доброй традицией «прокатывать» при решении в парламенте кадровых вопросов представителей маленьких, но гордых фракций НДП и «Народный выбор». Так что большинство могло и не дать при утверждении Центризбиркома необходимых 226 голосов. А единодушная поддержка коммунистов делала вопрос голосования за поданный список с самого начала решенным. Оппозиция по горячим следам заявила, что никогда не проголосует за такой состав ЦИК, но ее никто об этом и не просил. Ничто не обещало интриги. Но она все-таки появилась.

3 февраля фракция СПУ поддержала законопроект политической реформы без положения о выборах президента парламентом. А уже 14 февраля Степан Гавриш сообщил, что ведутся консультации с Александром Морозом о возможности включения в состав ЦИК представителя СПУ. Сразу возник вопрос: кого предложат социалисты (кандидатуру Ельяшкевича с самого начала никто серьезно не воспринимал) и кто из поданных президентом окажется в роли «жертвенного ягненка»?

Но в день самого голосования случилось невероятное: многие депутаты фракции «Наша Украина» с завидной методичностью поддерживали всех по очереди претендентов на должность членов ЦИК, включая самого Сергея Кивалова. Не повезло только двум претендентам: Игорю Толкачеву и Брониславу Стычинскому. Они не набрали необходимого числа депутатских голосов.

В среду, 18 февраля, стала понятна причина столь странного поведения части оппозиции. Президент подал двоих новых претендентов: руководителя аппарата фракции СПУ Александра Чупахина и помощника депутата-«нашеукраинца» Давида Жвании — Андрея Магеру, которые без особых проблем были утверждены в четверг Верховной Радой, приняли присягу и поучаствовали в первом заседании комиссии.

Логику своих действий оппозиционеры оправдывают просто — лучше плохая ЦИК, чем вовсе никакой. Ибо организовывать избирательный процесс должна легитимная комиссия во избежание возможности поставить под сомнение результаты выборов. Кроме того, представители СПУ и «НУ», как считают в их фракциях, будут «ушами и глазами» оппозиции в Центризбиркоме, что позволит адекватно реагировать на возможные козни ЦИК во время выборов.

Но опыт свидетельствует о другом. Зная методы работы Кивалова, можно смело предположить, что Чупахин и Магера станут обыкновенными статистами при принятии ЦИКом решений. Это уже подтвердило голосование по выборам Кивалова председателем, когда оба члена комиссии проголосовали «за». Зато никто теперь не сможет упрекнуть Кучму в игнорировании требований меньшинства, а соответствующее управление АП, наверное, уже пишет проникновенное письмо Мониторинговому комитету ПАСЕ о том, как в Украине выполняются рекомендации европейских структур.

А первое заседание новой ЦИК, следует заметить, прошло за закрытыми дверьми, что в бытность председателем Рябца не практиковалось. И дело тут не в выборах главы ЦИК. По сведениям, заслуживающих доверия источников, вспыхнул конфликт в связи с выборами заместителя и секретаря комиссии. На одну из этих должностей претендует член старой команды ЦИК Марина Ставнийчук, чьи полномочия еще не закончились. Но у господина Кивалова, очевидно, иные указания по поводу этих вакансий. Таким образом, выборы второго и третьего должностных лиц комиссии пока отложены.